Пути повышения качества образовательных процессов в ОУ исправительных учреждений
Букреев Юрий Олегович,
учитель физики и информатики
Аннотация
В статье рассматриваются подходы к организации модульного образования в пенитенциарной системе. Представлены данные исследований, проводимых в исправительных учреждениях по оценке ценностных приоритетов заключенных. Разработана процессная модель модульного обучения в ИУ.
Осуществление образовательного процесса в рамках пенитенциарной системы – вопрос непростой, но в условиях современных тенденций гуманизации и инноваций в образовании и обществе в целом он становиться весьма актуальным. Об этом свидетельствует значительное число статей, например, представленных на площадке Elibrary.
Различные исследователи подчеркивают неоценимую роль образования и инструментальность его, как средства исправления заключенных [1],[2],[3]. Это осознают и сами заключенные. На рисунках 1-2 показаны результаты, проведенного нами, исследования по выявлению нормативно-ценностных характеристик и жизненных ориентиров на будущее среди осужденных (мужчин) разных категорий: не обучающихся и обучающихся. Данные были полученные неформальным путем во время бесед, устных опросов и тестирования заключенных в ИУ.
В результате исследования было отмечено, что в отличие от осужденных, не получающих образования, подавляющее большинство обучающихся, уверены в востребованности и в перспективах своего профессионального роста.
Почти 90% из них собираются продолжать образование после освобождения, что, несомненно, является гарантией ресоциализации личности на свободе, следовательно, образование позволяет позитивно воздействовать на личность осужденного.
Признаки исправления и перевоспитания отчетливо прослеживаются в ответах на вопрос о значимости уважения и занимаемого положения в коллективе, на который абсолютное большинство анкетируемых ответили утвердительно. Однако для осужденных, не получающих образование, важными остаются место и положение в криминальном сообществе.
Представленные результаты демонстрируют необходимость поиска путей эффективного выстраивания образовательных процессов в ИУ для более полного и интенсивного вовлечения в них осужденных.
Нами была предложена модель модульного образования, предоставляющая возможность построения индивидуальных образовательных маршрутов. При этом для обеспечения качественного функционирования предложенной модели, мы воспользовалась процессным подходом, который является ведущим принципом в обеспечении качества современных образовательных систем [4]. На рисунке 3 представлена диаграмма образовательного процесса в ИУ, выстроенного в рамках модульной модели.
Модульный учебный план, разработанный в соответствии со Стратегией образования в учебно-консультационном пункте исправительной колонии, должен обеспечивать:
- индивидуализацию обучения, ориентированную на образовательные или производственные потребности обучающегося, путем набора необходимых профессиональных модулей;
- оптимальное сочетание теоретической и практической составляющих, обеспечивающее практико-ориентированный характер обучения;
- оперативное обновление или замену определенных модулей при изменении в технологиях и организации труда.
Рис. 3. Блок-схема модульного образования в учебно-консультационном пункте исправительной колонии
Время изучения профессиональных модулей, общедисциплинарных курсов, производственной практики распределяется, исходя из общей трудоемкости образовательной программы (в часах) и руководствуясь следующими параметрами:
- общедисциплинарные курсы – 10% от общего объема часов;
- профессиональные модули – 45% от общего объема часов;
- производственная практика – 40 % от общего объема часов;
- консультации – 6 часов;квалификационный экзамен – 12 часов.
Обучающийся совместно с работодателями, с которыми заключается договор и методистами (тьюторами) из перечня учебных курсов, реализуемых в сети, составляет индивидуальный учебный план. В нем фиксируется примерный перечень всех учебных программ, которые предстоит ему освоить за определенный период времени, с указанием зачетных единиц, а также предполагаемых сроков их освоения. В ходе реализации программа может корректироваться.
На основе согласованного индивидуального учебного плана утверждается содержание индивидуальной траектории подготовки и обучающийся зачисляется в группу по накопительной системе. Координацию последовательности освоения обучающимся учебных программ в рамках образования в учебно-консультационном пункте исправительной колонии, а также информирование об успешности ее прохождении, как правило, возлагается на администрацию структуры образования в учебно-консультационном пункте исправительной колонии и обучающегося.
В соответствии с учебным планом мероприятия программы образования в учебно-консультационном пункте исправительной колонии должны включать:
- теоретические и практические вопросы;
- отработку и выполнение практических навыков и умений по общедисциплинарным курсам и профессиональным модулям программы.
Обучение в учебно-консультационном пункте исправительной колонии может проводиться в различных формах:
- информационно-образовательные семинары;
- мастер-классы;
- тренинги;
- научно-практические конференции по тематике образовательной программы (подтвержденные сертификатами участника);
- конкурсы профессионального мастерства (подтвержденные сертификатами участника);
- стажировки.
Контроль и оценка результатов прохождения индивидуальной траектории профессиональной подготовки в пролонгированном образовании в учебно-консультационном пункте исправительной колонии кадров по накопительной системе предполагает суммирование результатов освоения каждой учебной программы (модуля/курса) на основе зачетно-модульной системы исчисления трудоемкости освоенных учебных программ.
Оценка усвоения обучающимися модулей/курсов программы осуществляется в учебно-консультационном пункте исправительной колонии. Результаты промежуточной аттестации (тестирования и др.) фиксируются в зачетной книжке установленного образца, которая представляется вместе с общим пакетом документов в отдел аттестации и сертификации. Обучающиеся, освоившие программу в полном объеме, допускаются к сдаче квалификационного экзамена.
По завершению обучения в учебно-консультационном пункте исправительной колонии выдается обучающемуся первичный сертификат. Основанием служат справки и листы аттестации, фиксирующие общее количество учебных часов и зачетных единиц, и результаты балльно-рейтинговой аттестации по каждому модулю/курсу программы.
Сертификация и аттестация выпускников по результатам образования в учебно-консультационном пункте исправительной колонии является завершающим этапом прохождения индивидуальной траектории профессиональной подготовки по накопительной системе.
Формы аттестации по итогам реализации нескольких учебных программ при использовании накопительной системы устанавливаются в соответствии с «Рекомендациями по итоговой государственной аттестации слушателей образовательных учреждений дополнительного профессионального образования»[1]. К формам итоговой аттестации могут быть отнесены:
- тестовые задания;
- зачеты;
- экзамены;
- курсовая работа;
- защита проектов;
- и т.д.
Сертификация выпускника (с последующей аттестацией) является составной частью системы качества подготовки и признания квалификации, наряду с оценкой качества самих образовательных программ (через процедуру их аккредитации).
Сертификат официально свидетельствует о квалификационном уровне и профессионализме выполнения определенных видов работ. Он же может служить основанием для аттестации на более высокую категорию. Сертификация позволяет увязать образование в учебно-консультационном пункте исправительной колонии с процедурой аттестации и с последующей дифференциацией оплаты труда.
В случае невыполнения индивидуального плана в установленные сроки обучающемуся выдается справка, удостоверяющая о прохождении учебных модулей с указанием часов затраченных на обучение.
Таким образом, организация профессиональной подготовки воспитанников учебно-консультационного пункта исправительной колонии по индивидуальной траектории потребует значительных кадровых, временных и финансовых ресурсов, создания нормативно-методической базы, органично встроенной в ныне действующее правовое и научно-методическое обеспечение учебного процесса.
Список литературы:
- Специфика образования в экстремальных условиях (на примере пенитенциарной системы) [Текст]/ Волова Н.Ю. // "Педагогика" - Москва: 2009. №3.С.: 66-69.
- Система образования и пенитенциарная система: точки соприкосновения и отталкивания [Текст]/ Верещагин С.Н.// Актуальные вопросы психологии и педагогики, Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "Центр развития научного сотрудничества" – Новосибирск: 2013. №26.С. 66- 77.
- Проектирование высшего образования в пенитенциарной системе на базе средового подхода[Текст]/ Волова Н.Ю. // Известия волгоградского государственного педагогического университета, Изд-во: Волгоградский государственный социально-педагогический университет – Волгоград: 2012. Т.65.№1.С.67-70. ISSN: 1815-9044
- Развитие систем менеджмента качества в системе общего образования: проблемы и решения [Текст]/ Жарова М.В.// Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – СПб.: 2014. № 33. С. 186-195.
[1]Приложение к письму Минобразования N 35-52-172ин/35-29 от 21 ноября 2000 года.