Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Управление любым образовательным учреждением – дело весьма непростое, ведь на кону, как это пафосно ни прозвучало бы, будущее страны, которое напрямую зависит от того, кто и как будет учить молодое поколение уму-разуму и наставлять его на путь истинный. Особенно это актуально для школ, потому что как раз в это время проходят основные этапы взросления ребёнка и становления его как личности, даются базовые знания по всем предметам. И если в государственных школах многое определяется «свыше» – соответствующими органами управления и объёмом выделяемого финансирования, то успешное развитие и само существование частного учебного заведения целиком зависит от того, насколько умело его руководство сочетает взаимодействие с госструктурами, вовлечёнными в образовательный процесс, и предпринимательскую деятельность. Немудрено, что это удаётся далеко не всем. А вот как этого достичь, мы поговорим с директором и учредителем НОУ «Экспресс», членом Совета по малому предпринимательству при Губернаторе Санкт-Петербурга (Комиссия женского предпринимательства), кавалером почётного знака Общественной палаты «Золотая Пальмовая ветвь» за развитие негосударственного сектора образования и лауреатом конкурса «Деловая Петербурженка» Ольгой Владимирской. 
 
– Ольга Дмитриевна, каковы основные отличия в управлении частной школой по сравнению с государственной? 
 
– С  точки зрения бизнеса, гражданско-правовая форма учреждения подразумевает, что мы работаем без прибыли. По уставу, все получаемые средства мы обязаны инвестировать в образовательный процесс. Казалось бы, это в чём-то даже упрощает задачу руководству, но факты и статистика говорят о противоположном. Когда я открывала школу в 1997 году, в Санкт-Петербурге было свыше 100 негосударственных образовательных учреждений, сегодня их меньше 50. То есть, даже не имея необходимости наращивать активы, получать прибыль и т. д., люди не справились, потому что всё равно нужно чувствовать направление и время, работать с клиентами. Все эти элементы бизнеса, которые присущи любым предпринимательским проектам, здесь есть. 
 
– А какие особенности накладывает образовательная тематика? 
 
– Во-первых, нужно сделать так, чтобы ребенок выучился, во-вторых, чтобы ему было комфортно, и, в-третьих, чтобы родители были довольны. Потому что, если родители из обычной школы заберут ребенка, это будет не столь критично, а у нас заберут детей – и школы нет. 
 
– Да, последствия для вас, конечно, куда более серьёзные, но, тем не менее, это укладывается в рамки общего закона – «клиент должен быть доволен». 
 
– Верно, но тут тоже нельзя перегнуть палку. Мы не можем всегда угождать и настаиваем на выполнении правил, которые в нашем учреждении есть. Учащемуся необходимо это понимать и принимать: без отторжения и противостояния тому, что у нас предлагается. Такой баланс соблюсти очень сложно, но мы стремимся к тому, чтобы довольны были и те, кто хорошо учится, и те, кто не очень. И это отчетливо видно, например, в конце года, когда ребята получают аттестаты: не у всех высокие результаты, но они всё равно рады, потому что все, кто дошел до выпускного, безусловно, успешны. 
 
– А в целом проще или сложнее стало работать с учениками и их родными, чем раньше?
 
– Сложнее, особенно в последние годы. Родители, в большинстве своём, плохо понимают, что образование изменилось, дети и учителя стали другими. Они продолжают вспоминать, как было раньше. Кроме того, они очень загружены работой, мало общаются с детьми и имеют слабое представление о том, чем те живут. 
 
Дети, хотя они не хуже и не лучше, чем предыдущие поколения, тоже очень сильно изменились. Они стали прагматичнее, жёстче. По многим вопросам с ними надо договариваться, многое из того, что раньше было очевидным – объяснять. Например, кому и зачем уступать место в транспорте… Недавно был такой случай: у нас проводилось тестирование учащихся для получения школой аккредитации, и один ребёнок заявил, мол, я ничего такого в контракте не подписывал и не буду дополнительное тестирование проходить. Лет 20 лет назад представить себе было нельзя! Были понятия честь школы, класса… Теперь же ребенок  живёт в другом  мире и осознаёт, что происходящее вокруг него – сплошь и рядом на контрактной основе. И если очень оголить наши отношения, до формального «скелета», это и есть договор .Опасно говорить обо всём только с позиции выгоды, нельзя предусмотреть все нюансы взаимоотношений. Выход у нас один: надо стремиться к очень высокому  качеству работы. Другого способа конкурировать с государственными школами нет, и пока у нас получается – на своём, разумеется, уровне. 
 
– В НОУ «Экспресс» дети, да и не только – и взрослые тоже, учатся экстерном. Почему Вы не захотели создать пусть и маленькую, но обычную школу? 
 
– Я начала этим заниматься в 1992 году, сразу, как вышел закон «Об образовании», в котором появилось понятие «экстернат» как форма получения образования. Мне очень хотелось помочь детям, которые выпадали из системы образования. В большинстве своем это были дети талантливые, и именно поэтому они не справлялись с теми требованиями, которые предъявляются в общеобразовательной массовой школе – из-за нехватки времени и сил. В новой редакции закона «Об образовании» понятия «экстернат» как формы получения образования нет, но суть вещей от этого не меняется, потому что основой обучения в школе «Экспресс» был и остается индивидуальный подход к каждому ребёнку. 
 
– Не боитесь, что в наши дни, когда повсюду предлагают всевозможные варианты платного образования, и сегодня этим не занимается разве что только ленивый, ваши потенциальные клиенты предпочтут самообразованию более традиционные варианты или попросту те, где заветный аттестат достанется более легким путём? 
 
– Нет, нисколько. Во-первых, наши ученики выбирают «Экспресс» именно потому, что классический общепринятый вариант им не подходит. Их привлекает как раз возможность учиться по индивидуальной программе, и для большинства из них это единственный шанс получить полное среднее образование. Ну а любители «лёгких путей», как Вы выразились, и вовсе не наша аудитория, поскольку каждый учащийся в школе «Экспресс» получает знания в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), и это постоянно контролируют наши учителя. А получить такие знания, изучая предметы самостоятельно, задача не менее сложная, чем обучение в массовой школе с её ежедневными уроками и домашними заданиями. Так что наше главное конкурентное преимущество – это качество образования. 
 
– Как же вам это удаётся, ведь у вас нет таких возможностей, как у государственных учреждений?
 
– Да, государственные школы получают компьютеры, спортплощадки, имеют спортивные залы и т. д., и т. п. Мы же должны всего этого добиваться самостоятельно, для того чтобы учебный процесс был грамотно организован и обеспечен всем необходимым, чтобы не было претензий со стороны органов управления образованием и родителей.  И вот здесь как раз предпринимательские навыки играют огромную роль, так как приходится очень много договариваться, искать варианты сотрудничества с самыми различными организациями и структурами, поддерживать с ними дружественные отношения. Скажем, та же охрана в государственной школе своя, а мы находимся на территории бизнес-центра, и соответствующие вопросы согласовываем с местной службой безопасности. Очень важна и помощь родителей, например, в организации медико-психологического обслуживания или прохождения детьми различных практик и т.п. 
 
– Но, наверняка, в том, что «Экспресс» не является государственным учреждением, есть и свои плюсы? 
 
– Безусловно! И один из важнейших в том, что мы гораздо мобильнее в принятии решений и можем позволить себе активно пробовать различные подходы в технологиях обучения. Благодаря этому наша школа отлично оснащена технически: у нас есть и компьютерный класс с современными ноутбуками, и мультимедийные доски, и многое другое. А электронные образовательные ресурсы мы, по сути, начали использовать еще в 90-е годы прошлого столетия, тогда, когда не только понятия такого не существовало, но и компьютеры-то дома были лишь у немногих. Сегодня информационно-коммуникативные технологии и дистанционное обучение – основа нашей работы. Некоторые учащиеся приезжают в школу только для того, чтобы сдать итоговые экзамены, а вся промежуточная аттестация ведется через интернет через специально созданную Школу дистанционного обучения и по скайпу. К сожалению, аренда помещений отнимает львиную долю нашего дохода. Если бы нам помогли с решением этого вопроса и «арендные» средства оставались бы у нас, мы бы развивались, в том числе и в электронном отношении, гораздо активнее, потому что у нас масса идей и планов по совершенствованию школы, уже имеющих серьёзную теоретическую основу. 
 
– Что ж, я от всей души Вам этого желаю. Спасибо за интересную беседу и удачи Вам! 
 
– Спасибо.
 
На фото: О. Д. Владимирская вручает аттестаты выпускникам 11 класса 2013 года.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»