Процесс модернизации системы образования Российской Федерации не только не может и не должен оставить в стороне этнонациональные образовательные учреждения, в том числе и «русские школы», но и открывает перед ними широкие возможности и превращает эти образовательные учреждения в один из ведущих обновления образования. В этих условиях национальная школа не может оставаться пассивной и развиваться интуитивно, опираясь лишь на самобытные этнокультурные традиции и традиционные формы национального образования.
Именно поэтому, необходимость эффективного развития русской национальной школы наряду с изучением общих тенденций совершенствования российской системы образования предполагает изучение движущих сил, закономерностей и принципов ее развития. Русская школа, безусловно, формируется не только под воздействием образовательных, но и общественных условий: религии, политики, экономики, социальной среды, науки и других специфических факторов, невнимание к которым может в дальнейшем привести к серьезным последствиям, главным образом в области духовного и естественного воспроизводства нации.
Для устойчивого развития этноса необходимо не только максимальное воспроизводство национальной культуры в процессе национального обучения и воспитания, но и ее модернизация в соответствии с внутренними закономерностями развития этноса. Этот процесс должен осуществляться наряду с обогащением национального обучения и воспитания инновационно-технологическими компонентами, педагогическим инструментарием, перспективными средствами и методами обучения. Иначе говоря, национальная школа должна динамично развиваться в соответствии с эволюцией самого этноса, общества, педагогической теории и практики и их достижениями.
Однако сегодня, несмотря на наличие достаточно четко сформулированной государственной концепции модернизации структуры и содержания российского образования, подобная концепция у этнонациональных образовательных учреждений отсутствует.
Попыткой представить свое видение основных направлений развития и задач «русской культурологической школы» в контексте модернизации системы образования и является настоящая статья.
В качестве приоритетных представляется возможным выделить следующие направления развития «русской школы»:
1. Развитие этнонационального образования во взаимосвязи с этнокультурными, социально-экономическими и другими общественными преобразованиями.
Современная русская школа в связи с усиливающимися процессами глобализации и регионализации должна решать двуединую задачу:
Ø с одной стороны, обеспечивать представителям русского, равно как и другим народам, проживающего в России, уровень обучения, отвечающий мировым образовательным стандартам,
Ø с другой - всемерно сохранить национальную самобытность и способствовать приобщению подрастающего поколения к историко-культурному наследию своего народа.
В условиях модернизации всех общественных институтов, перехода цивилизации на устойчивый путь развития, формирования информационного сообщества и экологической культуры русская школа должна расширить комплекс своих задач посредством коренного обновления содержания образования и усиления преподавания гуманитарных, социальных, экономических и правовых дисциплин, технологизации и информатизации образовательногопроцесса, формирования духовной культуры у педагогов и учащихся.
Таким образом, введение в национальное образование элементов инноватики, обеспечение взаимосвязей традиций с современностью, региональными, российскими и мировыми реалиями и включение национальной школы в мировое образовательное пространство позволит вывести эту систему образования на более высокий уровень развития.
2. Государственно-общественный характер развития русской этнонациональной школы.
Процесс возрождения русских национальных и развития школ связан с современной общественно-политической ситуацией в стране и ее регионах, национальной и конфессиональной спецификой,
Расширение национально-культурного кругозора населения, его знаний в области этнической истории, этносоциологии и этнополитики, современных достижений национальной культуры - задачи, стоящие не только перед национальной школой, но и перед средствами массовой информации, всеми общественными институтами.
Исходя из современного социально-экономического, общественно-политического, национально-культурного развития России можно сформулировать следующие приоритетные стратегические и тактические цели:
Ø формирование сознательной единой общности граждан Российской федерации, объединенных общей историей, традициями и ценностями, интересами и идеалами;
Ø формирование патриотизма гражданина России;
Ø формирование активности, инициативности, высокообразованное, высокопрофессиональности, нравственности, культуры, здоровья каждого гражданина страны.
Из этих целей вытекают задачи:
Ø формирования у гражданина фундаментальных знаний о природе, человеке, обществе и их взаимодействии;
Ø формирования умений жить и работать в развивающихся рыночных экономических и демократических общественных условиях, осознанно строить новое качество жизни общества в целом, достойное каждого его индивида;
Ø формирования единой общности ценностей граждан в их национально-культурных и духовно-нравственных формах проявления и взаимодействия.
В современной ситуации определяющими качествами личности, входящей в постиндустриальную эпоху, должны стать кругозор, компетентность и профессионализм, толерантность и гражданственность. Эти качества находят выражение в знаниях, умениях и навыках, которые помогут вывести свою страну на мировой уровень. Обладателям именно этих качеств по силам вывести Российское государство на мировой уровень развития.
Ориентиром для определения конечной цели образовательной деятельности русской этнонациональной школы может статьмодель гражданина России, включающая в себя следующие основные характеристики:
Ø формирование у подрастающего поколения духовно-нравственных начал, воспитание веры, формирования стремления к добротворчеству, нравственных качеств, присущих русскому народу;
Ø культурный кругозор и широту мышления, поскольку для того, чтобы принести реальную пользу для развития экономики, социального обустройства, науки, культуры, образования и здравоохранения гражданин должен уметь мыслить глобальными категориями;
Ø физическую развитость, ибо только ведущий здоровый образжизни гражданин обновленной России может принести своей стране практическую пользу;
Ø умение жить в условиях рынка и информационных технологий, поскольку вхождение страны в рыночные условия и развитие информационных ресурсов требуют от гражданина определенной предприимчивости, смекалки и инициативности, знания компьютерной техники и иностранных языков;
Ø патриотизм,выражающийся в том, что гражданин демократической России должен быть готов в любой момент защищать свою Родину, обладать твердыми моральными и нравственными принципами, знать Конституцию Российской Федерации, общественно-политические достижения государства, чтить государственную символику и национальные святыни народов, его населяющих, принимать активное участие в государственных праздниках;
Ø готовность способствовать процветанию России, для чего гражданин страны вне зависимости от того, в какой республике, крае или области проживает, должен направлять все свои усилия и профессионализм на материальное и духовно-нравственное обогащение своей Родины;
Ø уважительное отношение к национальным культурам народов Российской Федерации, владение родным языком и культурой, так как гражданин России, проживая в одном из уникальных по своей многонациональности и конфессиональности государстве, по сути в евразийской державе, должен всегда стремиться к укреплению межнациональных отношений в своей стране;
Ø знание о России, об общности исторических судеб народов, проживающих на его территории; глубокие представления об историческом прошлом и современном состоянии страны, роли русского и других многочисленных народов в государственном, экономическом, национальном и общекультурном строительстве Российской Федерации.
3. Этнопедагогический приоритет русских национальных ценностей в формировании у учащихся причастности к общечеловеческой культуре.
В настоящее время в мировой образовательной практике заметно активизировалась тенденция утверждения общечеловеческих ценностей в школьном воспитании, что, бесспорно, наилучшим образом служит делу укрепления мира и ненасилия как базовых цивилизационных понятий. Конструктивность этого направления очевидна, однако черпать идеалы добра, милосердия, терпимости, уважения человека к человеку нужно не из западных поликультурных образцов, а из исторической памяти своего народа, его многовекового духовного опыта.
На этом акцентировал внимание академик Г.Н. Волков, отмечая, что «в полиэтническом обществе этнопедагогические идеи являются решающими, быть может, даже судьбоносными [1].
Именно через этнопедагогику лежит путь к глобальной педагогике, к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям, трансформирующим и суммирующим этнические сокровища народов.
[1] Волков Г.Н. Этнопедагогизация современного воспитания // Мир образования. – 1997. - № 2. – С. 67-71