Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Дифференцированный подход к обучению учащихся
с разным базовым уровнем знания предмета

Ершова Алла Александровна

Наше общество пытается повернуться сейчас лицом к человеку. Слишком мы стояли на неверной позиции, принимая людей за единый монолит, состоящий из одинаково серых камней. Этот подход в преподавании привел к тому, что все методики обучения и воспитания строились в расчете на среднего абстрактного ученика. Способным ученикам было скучно в классах, занимающихся по среднему уровню трудности, их потенциальные возможности не реализуются, бездействие приводит к деформациям. Слабые же ученики все равно не могли идти в ногу со средними! Им это было не под силу. В результате они неизбежно отставали, теряя веру в свои силы.

Теперь мы понимаем, что общество,  даже ученический класс состоит из людей не с равными способностями, едиными убеждениями и мыслями, а из отдельных личностей, каждой из которых присущи свои психологические и нравственные способности, свои интересы и склонности.

“Обновление школы, в том числе школьного физического образования, должно проходить, прежде всего, в направлении создания оптимальных условий для развития каждого ученика, для формирования человека с новым уровнем сознания, способного к самооценке и критическому мышлению”.

Отдельные, даже хорошо подготовленные уроки и проведенные не позволяют достичь каких-нибудь существенных результатов, когда речь идет об обучении физики на протяжении длительного времени. Гарантировать качество преподавания может лишь система занятий, построенная  определенным образом.

Учителю недостаточно знать отдельные методические приемы обучения. Более важно владеть педагогической технологией в целом, т. е.  уметь выстраивать эти приемы в обоснованный, соответствующий реальным условиям комплекс. Поскольку конкретные цели и условия обучения в каждой школе и в каждом классе различны, то и педагогическая технология должна быть гибкой, вариативной, допускать использование различных видов уроков и их разных сочетаний. Вместе с тем она должна иметь вполне определенную структуру, которую определяют:

  • целеполагание – определение главных целей и задач обучения, это и есть связь социального заказа с уровнем развития детей и их мотивами учения.
  • организация обучения, т. е. конструирование системы занятий.
  • методика проведения отдельных занятий
  • способы определения качества полученных учащимися знаний.

Индивидуализация ( лат. Individuum – неделимое, первоначальное) и дифференциация ( лат. Differentiation – разность, различие, разделение развивающегося на части ) преподавания физики развиваются по двум направлениям:

  1. путем создания спецклассов, спецшкол и т. п.
  2. введением специальных элементов методики в обычное преподавание в массовой школе, где учатся дети, не прошедшие отбора по своим склонностям

Необходимость дифференцированного подхода к обучению не вызывает сомнения. Дифференция тесно связана с групповой работой. Именно организация групповой учебной деятельности повышает качество обучения физике.

Под групповойформойобучения понимают такую организацию учебных занятий, при которой группе школьников ставят единую познавательную задачу, а для решения необходимо объединение усилий всех ее членов и их тесное взаимодействие.

Психологическиеособенности групповых занятий:

Иногда, особенно на первых порах, групповые занятия бывают недостаточно эффективными. Учеными доказано, что причина  этого предшествующее обучение. Наилучшие условия для групповой работы – дружеские, благожелательные или нейтральные отношения: решение поставленной учебной задачи должно осуществляться не путем сложения “хаотических” усилий отдельных членов группы, а в результате создания диалоговых ситуаций.

Место групповой формы деятельности на уроках физики:

Анализ возможностей применения групповых занятий показал, что такая форма организации обучения используется при изучении нового материала, на этаж первичного закрепления материала и при оценивании в середине или в конце урока.

Типы групповых занятий:

  1) группового изучения нового материала по учебнику.

Пример: на доске выписаны вопросы к параграфу учебника, который нужно изучить на уроке. Класс делится на команды по 4 человека. Каждая команда выбирает себе капитана, и он организует деятельность команды, т. е. как она будет работать. Нужно, чтобы за ограниченное время ( около 10 мин. ) все члены команды знали ответы на вопросы. Проверяется работа так: команда, которая первая достигла цели, получает право первого ответа. Задаю любой из предложенных вопросов любому члену команду. И так поступаю со всеми вопросами.

Чего я достигаю? Ребята усваивают материал на уроке, учатся работать с книгой, в учебу втягиваются слабые.

  2) решения задач.

Пример: “Вихрь задач”. Один листок – одна задача. Как только задача решена, листок сдается и берется другой чистый листок. Время от времени подвожу общие итоги и сравниваю с аналогичным результатом параллельного класса – идет заочное соревнование.

  3) уроках – соревнованиях.

Пример: Прием введения в учебные занятия по физике элементов игры. Все без исключения любят играть, действовать, думать.

Эти уроки провожу при повторении темы. Ребят заранее делю на команды, примерно равные по силам. Сам урок состоит из нескольких конкурсов. Заранее сообщаю, что будет учитываться активность каждого и всей команды. Готовлю зачетный лист, в который жюри вносит каждую оценку за ответ. В итоге побеждает команда, набравшая больше баллов.

  4) уроках конкурсах.

Пример: Могут быть посвящены рассказам об ученых. Какая команда больше и лучше знает о жизни и деятельности ученых – физиков. Победители – “команда” – все без исключения получают по “ пятерке”.

  5) уроки в форме КВН – провожу как повтрительно – обобщающие.

Пример: включаю в них разные виды работ ( на воспроизведение материала, решение задач, экспериментальные задания и т. д. ) и разной степени сложности – от репродуктивных до творческих; конечно, все стараюсь дать в занимательной форме. Это общее правило.

6) зачетах – это одна из форм проверки знаний.

Пример: переход к преподаванию материала крупными блоками, когда излагается сразу – лекционно -  вся тема или ее часть, которая потом отрабатывается, а затем наступает стадия проверки – зачет. Это первая причина. Во-вторых: ученик серьезнее относится к занятиям;

В-третьих: - своего рода микроэкзамен  -  удобно для педагога. Позволяет обоснованнее корректировать преподавание и занятия с отстающими.

7) семинарах: предполагается более высокая степень конкретизации материала. Они требуют от учеников серьезной самостоятельной работы с дополнительной литературой: чтение нового источника, сравнение материалов, выбор интерсных фактов.

Пример: учебный материал делится на три уровня:

 I) Обязательный для всех минимум,

II) Дополняет первый

III) Адресуется только сильным.

Все это предоставлят ученику возможность самому выбирать глубину изучения физики.

В конце урока отводится 15 минут на контролируемый этап – самостоятельное выполнение каждым учащимся особого задания.

   8) Урок выполнения лабораторной работы.

Пример: учебный процесс строится так: группы с низкими и средними познавательными возможностями делают эксперимент, руководствуясь инструкцией, имеющейся в учебнике, а группы с высокими учебными возможностями – пользуясь обобщенными планами постановки опыта; при этом они могут сделать и дополнительные операции.

  9) Комбинированный урок:

Деятельность учебных групп направляется на повторение знаний и умений. Каждая группа получает только ей предназначенные приборы. Закончив измерения, нужно было сделать отчет: схема, показания приборов, вывод.

Комплектование учебных групп:

лучше всего проводить на принципе добровольности. Учитывая взаимоотношения учащихся; не следует в группу включать тех учеников, с кем хотя бы один не хочет работать. Группы могут: а) формироваться из учащихся, имеющих разные учебные возможности или одинаковые; быть временными или постоянными.


alt

Анализ материала позволяет сделать такие выводы: дифференциация тесно связана с групповой деятельностью, осуществляется дифференциация разными средствами.

  1. через содержание учебного материала (разным группам ребят предлагают для усвоения разные учебные сведения)
  2. через разные виды деятельности. ( первая группа учащихся изучает литературные источники, вторая ставит опыты, третья занимается проектированием и конструированием, четвертая – подбором рисунков.).
  3. через выполнение работ разной степени сложности, но одного вида.
  4. через работу учащихся в “своем темпе” ,обусловленном личной подготовкой, способностями и умением заниматься.
  5. комплексными способами.

alt

Через дифференциацию обучения идет развитие самостоятельности учащихся. Потребность людей в милосердии, расширении и укреплении человеческих контактов – организация учебных работ на уроке сводится к взаимопомощи учащихся.

Для уроков характерны:

  • Обращенность к личности учеников. У учащихся должна возникать потребность в общении по поводу совместной учебной деятельности на основе распределения ролей
  • Различные виды групповой и коллективной деятельности учащихся, их сочетание с другими видами: игрой соревнованием и т. д.

Эти приемы позволяют разрядить психологическую обстановку на уроке, активизировать деятельность сильных учеников, увеличить число выполняемых на уроке работ, пробудить заинтересованность у слабого; развивают у сильного чувство товарищества, милосердия и долга, а у всех слабых – уверенность в том, что они не одни и им в любую минуту окажут поддержку одноклассники.

 

alt

Заключение:

Сильные и слабые стороны группового метода обучения.

В условиях классно-урочной системы групповая деятельность выступает одним из средств дифференциации и индивидуализации обучения

Учитель освобождается от ряда контрольных, оценочных и обучающих обязанностей, которые передаются ученикам, и может больше внимания уделить организации учебного процесса.

Учение в группе реализует деятельностный поход к преподаванию и этим повышает интерес к занятиям, способствует развитию творческих способностей и познавательной активности школьников. Деятельность учебных групп интенсифицирует процесс обучения, воспитывает трудолюбие, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе. Все это – “плюсы”.

Слабые стороны: большие затраты времени на подготовку дидактических материалов ( из-за отсутствия методической литературы по данной теме ), сложность организации и поддержания рабочего состояния групп.

Многие уроки новых типов ( например: уроки– соревнования, дидактические игры, путешествия  ), новые разновидности уроков традиционных типов ( семинары, зачеты, конференции и т. д. ), целые системы преподавания, да и ряд отдельных приемов обучения в физике связаны с работой в микроколлективах - командах, рядах, звеньях, группах, экипажах, экспедициях и т. д. Вариантов организации работ, способов формирования групп, их целевых назначений и получаемых им дел, видов отчетности множество. Отмечу, что групповая деятельность применяется с успехом и при ознакомлении с новым материалом, и при его обработке и закреплении, и при решении задач. Без сомнения, этот вид обучения физике очень популярен. Почему?

 Во-первых: работа в группе сплачивает ребят; во-вторых: воспитывает чувство коллективума; в-третьих: облегчает организацию обучения на основе учета индивидуальных особенностей ( в этом случае формируются группы из учащихся, одинаковых по уровню знаний); в-четвертых, развивает взаимопомощь и товарищескую поддержку; в-пятых: способствует созданию на уроке спокойной, деловой обстановки.

Система занятий:

Вопросы темы изучаются последовательно в соответствии с порядком, предложенным учебной программой или учебником.

Материал усваивается постепенно шаг за шагом.

Принципы системы:

  1. многократное повторение пройденного материала, постоянное возвращение к нему.
  2. Выделение главного
  3. Отработка умений выполнять математические операции
  4. Включение в каждый урок самостоятельной работы учащихся
  5. Ежедневный опрос и проверка усвоения материала

Дополнительные средства обеспечения учебного процесса:

  1. ОК (опорные конспекты)
  2. Тетради для самостоятельных работ
  3. Тестовые задания (серия вопросов и ряд ответов к ним):
  4. Вопросы к зачету
  5. Лист с задачами (минимальное количество)

Литература:

  1. М. М. Балашов «Методические рекомендации к преподаванию физики» М. Просв. 1991 г.
  2. Журнал «Физика в школе». № 1, 1990 г.,  стр. 27 – 31 .
  3. № 6, 1996 г., стр. 39      «Новое в содержании
  4. № 2, 1996 г., стр. 4 – 6    физического образования» В. А. Коровин, г. Москва, Мин-во образования РФ.
  5. № 4, 1987 г., стр. 28 – 34. «Формирование у учащихся умений объяснять физические явления»
  6. «Урок физики в современной школе» В. Г. Разумовский, М. Просв., 1993г.
  7. И. Б. Первина «Коллективная  учебно-познавательная деятельность» М., Педагогика, 1985г.
  8. Матюшкин А. А. «Психологические предпосылки групповых форм проблемного обучения», М.: ЗНАНИЕ, 1981 г., стр. 37 – 83.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»