Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Проблемное обучение в педагогической практике школы

Касабуцкая Лариса Николаевна,
учитель высшей категории,
ГБОУ СОШ №548 Санкт-Петербурга

Проблема: Проблема активности личности в обучении, повышение мотивации школьников - одна из актуальных в образовательной практике школы задача. Чтобы включить ученика в деятельность, позволяющую ему самому искать ответы на вопросы. нужно создать необходимые условия для самопознания мира, обеспечить педагогическую поддержку и обеспечить  оптимальное сочетание самостоятельной поисковой деятельности школьников  с усвоением готовых выводов науки.

Актуальность: Использование эффективных педагогических технологий сегодня, таких как проблемное обучение, помогает приобрести учащимися опыт индивидуальной творческой деятельности, формировать мировоззренческую позицию. и новый   уровень мышления через создание нестандартных ситуаций.

Девиз: Открывать знание вместе с детьми.

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций[1].

Историческая справка:

Уже философы Древней Греции всерьез осознавали всеобщую трудность мыслительной деятельности. Они выразили ее в форме следующего парадокса мышления: если я (уже) знаю, что я ищу то, что же мне еще искать; а если я (еще) не знаю, что я ищу, то как я могу искать?

Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи, основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменён игровой и трудовой деятельностью. Технология проблемного обучения получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Возникновение дидактической системы проблемного обучения в советской педагогике связывают с исследованиями Л.В. Занкова, М.А. Данилова, М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера и др. В настоящее время в признанных развивающих системах и новых образовательных моделях проблемная технология по сути уже заложена. От педагога требуется понять и грамотно воплотить авторский замысел.

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения

  • Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний;
  • Быть доступным для учащихся и соответствовать их познавательным способностям;
  • Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность;
  • Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Позиция учителя и ребенка в образовательном процессе

Задача учителя состоит не в том, чтобы сформировать безошибочное мышление, а в том, чтобы научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий. При этом и учитель, и учащиеся становятся относительно равноправными участниками совместной учебной деятельности.

Цель обучения:

Овладение новыми знаниями и способами действия.

Задачи:

  • Обучающая (создание благоприятных условий для получения прочных осознанных знаний через решение проблемной ситуации; научить способам овладения новым материалом);
  • Развивающая (формирование  творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций);
  • Воспитательная (формирование положительных межличностных отношений, правил и норм общения, способствовать воспитанию  саморазвивающейся и самореализующейся личности).

Содержание учебного материала

Содержание учебного материала может быть разнообразным в зависимости от изучаемой темы.

Мотивационная характеристика:

Воздействие на эмоционально-чувственную сферу учащихся создает условия, благоприятствующие активной мыслительной деятельности. Именно проблема – первопричина активного мышления.

Звенья решения проблемной ситуации

Название

Содержание

Результат

постановка проблемы

  • возникновение проблемной ситуации
  • осознание противоречия
  • формирование проблемы

проблема – вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленный для разрешения

поиск решения

  • выдвижение гипотез
  • проверка гипотез

решение – понимание нового знания

выражение решения

  • выражение нового знания научным языком в принятой форме

продукт – выполнение заданий на новое правило

реализация новых знаний

  • применение полученных знаний в новых ситуациях

реализованный продукт – творческие задания

Проблемное обучение характеризуется системой методов, построенных с учетом целеполагания и принципа проблемности[2].

Методы обучения учащихся:

  • Метод монологического изложения (метод яркого пятна);
  • Рассуждающий метод изложения;
  • Диалогический метод изложения;
  • Эвристический метод обучения;
  • Исследовательский метод обучения;
  • Метод программированных заданий[3].

Первые три представляют варианты изложения материала учителем, а вторые три варианты организации самостоятельной учебной работы.

Формы организации работы с учащимися:

  • Фронтальная работа с классом
  • Групповая работа
  • Индивидуальная работа

На выбор той или иной формы работы влияет характер работы, имеющиеся учебные средства, а также время, имеющиеся в распоряжении учителя.

Деятельность учителя при проблемном обучении

Мастерство учителя проявляется больше всего в организации проблемных ситуаций. При проблемном обучении учитель остается руководителем учебного процесса, но выходит из роли человека, сообщающего знания и становится тем, кто будит, развивает, наблюдает мыслительные операции учащихся, исправляет ошибки, разъясняет сомнения[4].

Учитель должен владеть как объяснительным, так и исследовательскими методами обучения. В процессе подготовки учитель должен приобрести опыт, который позволит ему:

  • Тонко чувствовать проблемные ситуации, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед классом реальные учебные задачи в понятной для детей форме;
  • Выполнять функцию координатора и партнера;
  • Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление  при помощи умело поставленных вопросов;
  • Проявлять терпимость к ошибкам учеников, допускаемых ими в попытках найти собственное решение, предлагая свою помощь или адресовать к нужным источникам информации.

 

Литература:

 

  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М. Дом Шалвы Амонашвили, 1995.
  2. Иманбаева Ж. К. Проблемное обучение на уроках иностранного языка – путь формирования творческой активности и познавательных интересов личности //Современная педагогика, 2014.
  3. Ларькина Т. В. Технология проблемного обучения в профессиональной подготовке будущих специалистов //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2012. №. 1. С. 198-200.
  4. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1983.

 

 


[1] Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1983. С.26.

[2] Ларькина Т. В. Технология проблемного обучения в профессиональной подготовке будущих специалистов //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2012. №. 1. С. 199.

[3] Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М. Дом Шалвы Амонашвили, 1995. С. 56.

[4] Иманбаева Ж. К. Проблемное обучение на уроках иностранного языка – путь формирования творческой активности и познавательных интересов личности //Современная педагогика, 2014. С. 15.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»