Проблемное обучение в педагогической практике школы
Касабуцкая Лариса Николаевна,
учитель высшей категории,
ГБОУ СОШ №548 Санкт-Петербурга
Проблема: Проблема активности личности в обучении, повышение мотивации школьников - одна из актуальных в образовательной практике школы задача. Чтобы включить ученика в деятельность, позволяющую ему самому искать ответы на вопросы. нужно создать необходимые условия для самопознания мира, обеспечить педагогическую поддержку и обеспечить оптимальное сочетание самостоятельной поисковой деятельности школьников с усвоением готовых выводов науки.
Актуальность: Использование эффективных педагогических технологий сегодня, таких как проблемное обучение, помогает приобрести учащимися опыт индивидуальной творческой деятельности, формировать мировоззренческую позицию. и новый уровень мышления через создание нестандартных ситуаций.
Девиз: Открывать знание вместе с детьми.
Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций[1].
Историческая справка:
Уже философы Древней Греции всерьез осознавали всеобщую трудность мыслительной деятельности. Они выразили ее в форме следующего парадокса мышления: если я (уже) знаю, что я ищу то, что же мне еще искать; а если я (еще) не знаю, что я ищу, то как я могу искать?
Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи, основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменён игровой и трудовой деятельностью. Технология проблемного обучения получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Возникновение дидактической системы проблемного обучения в советской педагогике связывают с исследованиями Л.В. Занкова, М.А. Данилова, М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера и др. В настоящее время в признанных развивающих системах и новых образовательных моделях проблемная технология по сути уже заложена. От педагога требуется понять и грамотно воплотить авторский замысел.
Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения
- Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний;
- Быть доступным для учащихся и соответствовать их познавательным способностям;
- Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность;
- Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Позиция учителя и ребенка в образовательном процессе
Задача учителя состоит не в том, чтобы сформировать безошибочное мышление, а в том, чтобы научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий. При этом и учитель, и учащиеся становятся относительно равноправными участниками совместной учебной деятельности.
Цель обучения:
Овладение новыми знаниями и способами действия.
Задачи:
- Обучающая (создание благоприятных условий для получения прочных осознанных знаний через решение проблемной ситуации; научить способам овладения новым материалом);
- Развивающая (формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций);
- Воспитательная (формирование положительных межличностных отношений, правил и норм общения, способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности).
Содержание учебного материала
Содержание учебного материала может быть разнообразным в зависимости от изучаемой темы.
Мотивационная характеристика:
Воздействие на эмоционально-чувственную сферу учащихся создает условия, благоприятствующие активной мыслительной деятельности. Именно проблема – первопричина активного мышления.
Звенья решения проблемной ситуации
Название |
Содержание |
Результат |
постановка проблемы |
|
проблема – вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленный для разрешения |
поиск решения |
|
решение – понимание нового знания |
выражение решения |
|
продукт – выполнение заданий на новое правило |
реализация новых знаний |
|
реализованный продукт – творческие задания |
Проблемное обучение характеризуется системой методов, построенных с учетом целеполагания и принципа проблемности[2].
Методы обучения учащихся:
- Метод монологического изложения (метод яркого пятна);
- Рассуждающий метод изложения;
- Диалогический метод изложения;
- Эвристический метод обучения;
- Исследовательский метод обучения;
- Метод программированных заданий[3].
Первые три представляют варианты изложения материала учителем, а вторые три варианты организации самостоятельной учебной работы.
Формы организации работы с учащимися:
- Фронтальная работа с классом
- Групповая работа
- Индивидуальная работа
На выбор той или иной формы работы влияет характер работы, имеющиеся учебные средства, а также время, имеющиеся в распоряжении учителя.
Деятельность учителя при проблемном обучении
Мастерство учителя проявляется больше всего в организации проблемных ситуаций. При проблемном обучении учитель остается руководителем учебного процесса, но выходит из роли человека, сообщающего знания и становится тем, кто будит, развивает, наблюдает мыслительные операции учащихся, исправляет ошибки, разъясняет сомнения[4].
Учитель должен владеть как объяснительным, так и исследовательскими методами обучения. В процессе подготовки учитель должен приобрести опыт, который позволит ему:
- Тонко чувствовать проблемные ситуации, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед классом реальные учебные задачи в понятной для детей форме;
- Выполнять функцию координатора и партнера;
- Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи умело поставленных вопросов;
- Проявлять терпимость к ошибкам учеников, допускаемых ими в попытках найти собственное решение, предлагая свою помощь или адресовать к нужным источникам информации.
Литература:
- Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М. Дом Шалвы Амонашвили, 1995.
- Иманбаева Ж. К. Проблемное обучение на уроках иностранного языка – путь формирования творческой активности и познавательных интересов личности //Современная педагогика, 2014.
- Ларькина Т. В. Технология проблемного обучения в профессиональной подготовке будущих специалистов //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2012. №. 1. С. 198-200.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1983.
[1] Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1983. С.26.
[2] Ларькина Т. В. Технология проблемного обучения в профессиональной подготовке будущих специалистов //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2012. №. 1. С. 199.
[3] Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М. Дом Шалвы Амонашвили, 1995. С. 56.
[4] Иманбаева Ж. К. Проблемное обучение на уроках иностранного языка – путь формирования творческой активности и познавательных интересов личности //Современная педагогика, 2014. С. 15.