Мотивация как один из основных факторов
повышения качества учебы
Ерохин Станислав Владимирович,
старший воспитатель курса
Санкт-Петербургского СВУ
Оной из важнейших задач воспитателей суворовского военного училища является повышение успеваемости суворовцев, формирование всесторонней гармонично-развитой, культурно-нравственной личности обучающихся с высоким уровнем патриотического воспитания.
Одним из условий успешного обучения является мотивация.Конечно, в этой области достигнуты определённые успехи, но проблема ещё очень далека от разрешения, так как трудно однозначно определить мотивацию для конкретного суворовца, а, главное, способы управления мотивацией и влияния педагогического состава на неё.
Всем известно, что источником побудительной силы мотивации. выступают потребности. Деятельность всегда имеет мотив. Чем полнее и точнее человек осознает свои мотивы, тем сильнее его власть над собственными поступками.
В своем выступлении остановлюсь на тех проблемах, которые характерны для старших классов и что делают воспитатели курса, и в частности я, для повышения качества успеваемости суворовцев.
Возможно я повторюсь, но тем не менее напомню: мотивы [3], связанные с учебной деятельностью включают в себя:
- процесс учения (проявление интеллектуальной активности, рассуждений, преодолевание препятствий).
- содержание учения(новые факты, знания, явления, новые предметы…),
А так жемотивы, не связанные с учебной деятельностью включают в себя:
- узколичные мотивы [5] (стремление получать одобрение, хорошие отметки, желание быть первым, занять достойное место среди товарищей…),
- социальные мотивы(мотивы долга и ответственности перед обществом, коллективом, учителем, родителями…),
- отрицательные мотивы (стремление избежать неприятности).
Каждый из мотивов служит развитию учебной мотивации.
Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности.
Преобладание той или иной мотивационной тенденции всегда сопровождается выбором трудности цели. Люди, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат. Мотивированные на неудачу склонны к экстремальным выборам, одни из них нереалистично занижают, а другие – завышают цели, которые ставят перед собой.
Исходя из сказанного, мы предоставили возможность воспитанникам самостоятельно определить себе обязательства на 1 учебную четверть. Из 42 суворовцев, 30 человек взяли обязательства учиться на «хорошо» и «отлично», что составляет 70%.
Большинство исследований доказывают, что мотивация достижений успеха – это социальный, то есть приобретенный мотив. На его формирование влияет множество внешних факторов[1]. Их совокупность называют мотивационной средой.
Первым условиемдля развития мотивации является характер самой деятельности или содержание задачи, которую предстоит решить. Поэтому любая предстоящая деятельность должна обладать новизной. Сильное влияние на мотивацию оказывает степень трудности задачи.
Если мы хотим сформировать у учеников мотивацию к учению, то необходимо соблюдать такие правила:
- задачи должны быть посильными и не требовать приложения сверхусилий;
- должны присутствовать задачи разной степени сложности;
- слабо мотивированные дети должны иметь возможность использовать повторы, это поможет им приобрести уверенность.
Следующим условиемразвития мотивации будет практическая значимость и польза знаний для самих школьников. Ведь смысл познания есть ориентация в мире, успех в деятельности, достижение целей, нахождение своего места и утверждение в обществе. В конечном счете, от знаний будет зависеть их будущее – выбор профессии и поступление в ВУЗ.
При формировании данного условия следует привлекать родителей, опекунов и законных представителей.
Не менее важными факторамидля развития мотивации достижения будут фактор времени (неограниченное время стимулирует к выполнению творческой деятельности), оборудование и гигиенические факторы (наполняемость класса, шум, освещенность и др.).
Не стоит забывать и о волевых методах мотивации и стимулирования.
Компоненты этих методов состоят в следующем:
А) информирование об обязательных результатах (подведение итогов в роте, взводе отделении...);
Б) формирование ответственного отношения (состязательность в группах и на курсе);
В) познавательные затруднения (доп. занятия);
Г) самооценка и коррекция своей деятельности (заслушивание суворовцев, работа совета чести уч. группы…);
Д) прогнозирование будущей жизнедеятельности (индив. беседы);
Е) коллективная ответственность.
При формировании волевой мотивации, очень важно работать индивидуально с каждым суворовцем, т.к. она является стержнем личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность на ценностные ориентации, установки, социальные переживания, притязания, эмоции, волевые качества.
В каждом коллективе имеются слабоуспевающие суворовцы, 62 уч. группа не является исключением – таких в группе 8 человек. Формирование мотивации успеха у слобоуспевающих суворовцев лучше осуществлять по определенным формируемым отношениям и поэтапно.
На первом этапе важно, совместно с учителем, заинтересовать в изучении материала, урок должен быть занимательным, действует учитель, а ученик только воспринимает и поощряется за успехи, не требующие усилий.
На втором этапе материал необходимо подобрать не только занимательный, но уже касающийся сущности, суворовец уже принимает участие в отдельных звеньях процесса и получает поощрение за успехи, в которых он приложил лишь некоторые усилия. Дальше материал уже становится существенным, важным, но не привлекательным. И здесь роль обучающейся становится ведущей и ему приходится прилагать значительные усилия. И, наконец, суворовец начинает действовать самостоятельно.
Многие утверждают, что все мотивы и интересы сводятся к системе поощрений и наказаний. А для психологического развития ребёнка одинаково важна стимулирующая роль и поощрения, и наказания. Следовательно, с помощью различных форм стимулирования воспитатели нашего курса стремятся добиться возникновения у суворовцев потребности учиться.
И если познавательная потребность человека проявляется в интересах, то это необходимо учитывать при организации учебной деятельности суворовцев, так как интересный предмет, интересные уроки обычно вызывают желание усердно заниматься и в результате дают хорошую успеваемость.
На поощрениях и наказаниях хотелось бы остановиться подробнее. Чтобы добиться положительного результата, необходимо правильно их использовать.
Действие поощрения предполагает пробуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность.
Итак,рекомендации(правила) использования поощрений:
1) важно помнить, что поощрение должно являться естественным следствием поступка ученика, а не его стремления получить поощрение;
2) поощряя, не следует противопоставлять суворовца остальным суворовцам класса;
3) необходимо учитывать личные качества поощряемого и степень его усилий, но ни в коем случае не хвалить за то, что получено им от природы (красоту, здоровье и т.п.), т.е. не иметь «любимчиков»;
4) не следует ребёнка из жалости или стремления угодить ему;
5) важно направлять своё одобрение (и жесты, и слова) всем, кто проявляет старание и усердие в работе, а не только лучшим ученикам;
6) главная задача поощрения – дать понять суворовцу, что вы верите в его способность справиться с поставленной перед ним задачей;
7) и самое, важное, чтобы воспитатели в группах имели одинаковый подход к процессу обучения и воспитания. Исключить «добренького» и «злого».
Можно вывешивать на стендах, плакатах, доске имена, фотографии отличившихся ребят.
Что же касается наказаний [2], то можно сказать, что ими нужно пользоваться очень осторожно. Так как незаслуженное наказание или наказание в оскорбительной форме легко может обидеть или озлобить суворовца.
К сожалению, мы часто забываем об этом и высказываем своё неодобрение, замечание или порицание порой даже по самым безобидным случаям.
Между тем, наказание – это очень сильнодействующий метод, поэтому нельзя торопиться применять его до тех пор, пока нет полной уверенности в его правомерности и позитивном влиянии на поведение ученика.
С помощью отрицательной оценки поступков личности, порождения чувства вины, стыда и раскаяния необходимо добиться торможения её негативных проявлений.
Несколько правил, о которых нельзя забывать, используя наказания:
1) наказывая, уважайте ученика, не унижайте его;
2) не причините вреда ни физическому, ни психическому здоровью; 3) наказание не должно вселять страх в ученика. От совершения в дальнейшем подобных поступков его должны останавливать те неприятные чувства, которые его поведение порождает у значимых для него людей;
4) сомневаетесь? Не наказывайте!
5) у любого проступка есть свой «срок давности». Не стоит наказывать запоздало;
6) помните, что существуют случаи, которые исключают наказание. Это хорошие намерения, неумение и искреннее раскаяние.
Важно помнить, что похвала всегда предпочтительнее, чем критика.
Анализируя результаты своей работы, я пришел к выводу: суворовцы учатся потому, что этого требует руководство училища и курса, учителя, родители.
И поэтому одной из главных задач для нас - воспитателей является развитие мотивов, связанных с содержанием и процессом обучения. Коллективу необходимо работать над формированием потребности в учебной деятельности суворовцев.
В связи с этим, я бы дал несколько рекомендаций:
- поставленные задачи должны соответствовать возможностям школьников;
- процесс выполнения задачи должен предоставлять возможности для принятия и исполнения самостоятельных решений, но под контролем воспитателей и ком. отделений;
- методы побуждения к деятельности не должны носить слишком жесткий характер («кнут» и «пряник»);
- учащиеся должны знать, каких результатов ждет от них учитель и воспитатель и, по каким показателям будет оцениваться их деятельность;
- система контроля должна обеспечивать объективное выявление результатов деятельности;
- воспитатель и учитель должны быть мотивированными на улучшение результатов учеников;
- и, наконец: методы поощрения должны превалировать над методами наказания.
Использованная литература:
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1999.
2. Бодалев А.А. Психология межличностных отношений // Вопросы психологии. 1995. № 2.
3. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. М.: Изд-во «Флинта». 2008.
4. Ильин А.Г., Степанова М.И., Раппопорт И.К. Здоровье школьников и реформирование школьного образования // Российский педиатрический журнал. 1999. № 5.
5. Немов Р.С. Общие основы психологии. Книга 1. М., 2003. С. 230.