Некоторые аспекты использования икт и их практическое применение на уроках русского языка и литературы
Забело Лидия Николаевна,
учитель ГБОУ лицея 95
Санкт-Петербурга
Развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Огромный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности этот огромный поток информации. Необходимо организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить в полной мере.
Все это позволяют расширить возможности использования ИКТ на современных уроках в школе. Современный урок…
Каким он должен быть? Не устарели ли требования, предъявляемые к построению урока, методика его проведения?
Конечно же, нет.
Обучающая, развивающая и воспитывающая цели - обязательный компонент любого урока.
Но современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Наверное, нет сегодня нет такого учителя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное - тем ценным приобретением, которое бы ученики смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение .Дети сами добывают информацию. Меняется роль учителя- не вести «за ручку» к знаниям, а быть проводником ,сопровождать ,направлять, показывать путь к знаниям...
По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Поэтому эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся является использование информационных технологий в образовательном и самообразовательном процессе.
ИКТ - обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.
Так что же такое ИКТ?
А) Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)– это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)»
Преимущества ИКТ: позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.
ИКТ интенсифицирует процесс обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учеником, позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся
ИКТ можно использовать при изложении нового материала, закреплении изложенного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы), в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы) , для самостоятельной работы учащихся (обучающие программы, энциклопедии, развивающие программы проведение интегрированных уроков по методу проектов, для тренировки конкретных учащихся (внимание, память, мышление).
Использование информационных технологий - одна из актуальных проблем современной методики преподавания филологических дисциплин. Я считаю, что применение информационных технологий необходимо на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок.
Компьютерные технологии способствуют научной организации труда ученика и учителя, самостоятельной исследовательской работе учеников для подготовки к уроку, научно - практическим конференциям, семинарам.
Хочу поделиться опытом внедрения информационных технологий на своих уроках .В кабинетах русского языка в нашем лицее установлены компьютер, мультимедийный проектор ,есть интерактивные доски, создана медиатека по изучаемым предметам, имеется постоянный доступ к сети Internet.
Я применяю компьютер в работе на уроках, на факультативных занятиях, во внеклассной работе по предметам, в исследовательской работе, при обмене информацией с учащимися с помощью электронной почты и т. д.
Компьютер используется мною на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В руках учителя компьютер представляет источник учебной информации, заменяющий учителя и книгу, наглядное пособие с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций, индивидуальное информационное пространство, тренажер, средство диагностики и контроля.
Применение компьютера на уроках для того, чтобы решать практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, для обогащения словарного запаса, овладение нормами литературного языка, знание лингвистических и литературоведческих терминов, формирование общеучебных навыков и умений.
А также при организации самостоятельной работы учащихся по формированию знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся использую обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при обычном способе, выявить знание и незнание обучающегося. Этот способ организации учебного процесса удобен
А в нашем лицее, где я работаю, уже несколько лет активно используются такие формы документации, как электронный журнал, портфолио учителя, портфолио ученика. Все эти формы работают постоянно, так как , наше учебное заведение имеет постоянный доступ к сети Интернет.Ниже хочу коротко рассказать о некоторых вариантах уроков с ИКТ- поддержкой:
Применение интерактивной доски в процессе обучения
Использую интерактивную доску и мультимедийный проектор. Использование доски позволяет учитывать возрастные особенности учащихся разных классов, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету, поддерживать условия для самовыражения учащихся, помогает сменить вид деятельности учащихся.
Урок с компьютерной поддержкой (в классе несколько компьютеров, за которыми учащиеся работают группами или по очереди).Такие уроки мы проводим в кабинетах информатики.
На таких уроках целесообразно давать задания, выполняя которые учащиеся работают с учебной программой, которая наряду с научно-познавательным текстом, рисунками включает задания для практической работы, тренировочные и контрольные упражнения.
На уроках с компьютерной поддержкой проводится тестирование. Высокая эффективность таких программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель-ученик. Тестовые программы позволяют мне быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях.
Традиционный урок с использованием Интернет-ресурсов
На таком уроке рекомендую использовать в качестве учебно-методического сопровождения изучаемого курса как различные электронные издания на CD-, DVD-носителях (учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты, символьные объекты, статические и динамические модели и т.д.), так и образовательные Интернет - ресурсы. Эти материалы использую при подготовке к уроку, на разных этапах проведения урока (объяснение, закрепление, контроль).
Также используя сеть Интернет, применяю такие формы обучения – дистанционные курсы, дистанционные конкурсы и олимпиады. Они позволяют не замыкаться школьному коллективу на уровень школы или района, а выходить далеко за его рамки. А у учителей есть возможность участвовать в профессиональных конкурсах. Как важно не стоять на месте, а искать новые способы самореализации, способы повышения профессионального мастерства.
Каждый современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.
Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…»