Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Некоторые аспекты использования  икт  и их практическое применение  на уроках русского языка и литературы

 

  Забело  Лидия Николаевна,
учитель ГБОУ лицея  95
Санкт-Петербурга

Развитие  новых информационных технологий и внедрение их в  нашей стране  в последние годы  наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Огромный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности  этот огромный поток  информации. Необходимо   организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить в полной мере.

 Все это позволяют расширить возможности использования ИКТ на современных уроках в школе. Современный урок…

Каким он должен быть? Не  устарели ли требования, предъявляемые к построению урока, методика его проведения?

 Конечно же, нет.

Обучающая, развивающая и воспитывающая цели - обязательный компонент любого урока.

Но  современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания.  Наверное, нет сегодня нет такого учителя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное - тем ценным приобретением, которое бы ученики смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение .Дети сами добывают информацию. Меняется роль учителя- не вести «за ручку» к знаниям, а быть проводником ,сопровождать ,направлять, показывать путь к знаниям...

По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Как писал великий педагог  К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

 Поэтому эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся является использование информационных технологий в образовательном и самообразовательном процессе.

 ИКТ - обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.

Так что же такое ИКТ?

 А) Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)» 

Преимущества ИКТ: позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.

ИКТ интенсифицирует процесс обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учеником, позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся

ИКТ  можно использовать  при изложении нового материала,  закреплении изложенного материала (тренинг - разнообразные  обучающие программы), в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы) , для самостоятельной работы учащихся (обучающие программы, энциклопедии, развивающие  программы проведение интегрированных уроков по методу проектов, для тренировки конкретных учащихся  (внимание, память, мышление).

Использование информационных технологий  - одна  из актуальных проблем современной методики преподавания филологических дисциплин. Я считаю, что  применение информационных технологий необходимо на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок.

Компьютерные технологии способствуют научной организации труда ученика и учителя, самостоятельной исследовательской работе учеников для подготовки к уроку, научно - практическим конференциям, семинарам.

Хочу поделиться опытом внедрения информационных технологий на своих уроках  .В  кабинетах  русского языка в нашем лицее установлены компьютер, мультимедийный проектор ,есть  интерактивные доски, создана медиатека по изучаемым предметам, имеется постоянный доступ к сети Internet.

 Я  применяю компьютер в работе на уроках, на факультативных занятиях, во внеклассной работе по предметам, в исследовательской работе, при обмене информацией с учащимися с помощью электронной почты и т. д.

 Компьютер используется  мною  на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В руках  учителя компьютер представляет источник учебной информации, заменяющий учителя и книгу, наглядное пособие   с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций, индивидуальное информационное пространство, тренажер, средство диагностики и контроля.

Применение компьютера  на уроках  для того, чтобы решать практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, для обогащения словарного запаса, овладение нормами литературного языка, знание лингвистических и литературоведческих терминов, формирование общеучебных  навыков и  умений.

 А также  при организации самостоятельной работы учащихся по формированию знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся использую обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при обычном способе, выявить знание и незнание обучающегося. Этот способ организации учебного процесса удобен

А  в нашем лицее, где я работаю,   уже несколько лет активно используются такие формы документации, как электронный журнал, портфолио учителя, портфолио ученика. Все эти формы работают постоянно, так как ,  наше учебное заведение имеет постоянный доступ к сети Интернет.Ниже хочу коротко рассказать о некоторых вариантах уроков с ИКТ- поддержкой:

Применение интерактивной доски в процессе обучения

Использую интерактивную доску и мультимедийный проектор. Использование доски позволяет учитывать возрастные особенности учащихся разных классов, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету, поддерживать условия для самовыражения учащихся, помогает сменить вид деятельности учащихся.

Урок с компьютерной поддержкой (в классе несколько компьютеров, за которыми учащиеся работают группами или по очереди).Такие уроки  мы проводим в кабинетах информатики.

На таких уроках целесообразно давать задания, выполняя которые учащиеся работают с  учебной программой, которая наряду с научно-познавательным текстом, рисунками включает задания для практической работы, тренировочные и контрольные упражнения.

На уроках с компьютерной поддержкой проводится  тестирование. Высокая эффективность таких  программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель-ученик. Тестовые программы позволяют мне  быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях.

Традиционный урок с использованием Интернет-ресурсов

На таком уроке рекомендую использовать в качестве учебно-методического сопровождения изучаемого курса как различные электронные издания на CD-, DVD-носителях (учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты, символьные объекты, статические и динамические модели и т.д.), так и образовательные Интернет - ресурсы. Эти материалы использую  при подготовке к уроку, на разных этапах проведения урока (объяснение, закрепление, контроль).

Также используя сеть Интернет, применяю такие  формы обучения – дистанционные курсы, дистанционные конкурсы и олимпиады. Они позволяют не замыкаться школьному коллективу на уровень школы или района, а выходить далеко за его рамки. А  у  учителей  есть возможность участвовать в профессиональных конкурсах.  Как важно не стоять на месте, а искать новые способы самореализации, способы повышения профессионального мастерства.

Каждый современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.
Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…»

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»