Система оценки достижений учащихся
Образовательные системы ряда зарубежных стран могут продемонстрировать успешный опыт применения формирующего подхода к оценке учебных достижений. В этих странах магистральным направлением в образовании является развитие формирующего оценивания[1]. Оно оказалось самым эффективным способом повысить образовательные достижения каждого ученика и сократить разрыв между наиболее успешными учениками и теми, кто испытывает серьезные затруднения в обучении. Это подтверждается рядом зарубежных исследований.[2]
Что же такое формирующее оценивание? Чем оно отличается от проводимого текущего оценивания? Акцент в обучении переносится на процесс преподавания и учения. Ученику в этом процессе отводится активная роль. Ему помогают осознать как, собственно, он учится и находить наилучшие стратегии и способы для своей учебной деятельности. У учеников последовательно формируются важнейшие умения: анализировать и понимать новую информацию, вписывать новые идеи и концепции в имеющиеся у обучающегося контексты, оценивать свои результаты и результаты соучеников, соотнося их с четко определенными учебными целями и ясными критериями качества.
Группа разработчиков нового подхода к оцениванию, известная как Группа реформирования оценивания (Assessment Reform Group) сформулировала 10 базовых принципов формирующего оценивания:
1. быть частью эффективного планирования преподавания и обучения
2. фокусироваться на учебной деятельности ученика
3. занимать центральное место в учебном процессе, происходящем в классе
4. позиционироваться как ключевое профессиональное умение педагога
5. быть тонким и конструктивным, т.к. оно оказывает эмоциональное воздействие
6. учитывать мотивированность ученика
7. обеспечивать учеников конструктивными рекомендациями о том, как достигнуть улучшения результатов
8. развивать у учеников способность к самооцениванию
9. охватывать широкое поле разнообразных достижений учащихся
10. поддерживать ориентацию на учебные цели и общее понимание критериев, по которым оценивается их достижение.
Известный зарубежный исследователь и практик Дилан Уильям говорит о том, как создается нужная причинная связь между учеником и преподавателем[3]. Данные оценивания учеников первично направленыы на улучшение преподавания, а вторично служат для внешней отчетности. Д. Уильям говорит о том, что формирующее оценивание (в дальнейшем Ф.О.) обеспечивает:
1. эффективную обратную связь от преподавателя к ченикам
2. активное включение учеников в процесс собственного учения
3. учет в преподавании результатов оценивания
4. способность учеников оценивать свои результаты и понимания как их улучшить[4].
Конечной целью Ф.О. является воспитание способности к непрерывному и самостоятельному обучению. А характеристики Ф.О. следующие:
1. оно центрировано на ученике
2. направляется учителем
3. формирует учебный процесс
4. определяется контекстом
5. непрерывно
6. опирается на качественное преподавание.
Важнейшим фактором Ф.О. может стать движение в двух направлениях: 1) движение к осознанию самим учеником разрыва между тем, чего он хочет достичь (в знаниях, понимании, умении), и тем, где он находится в данный момент; 2) движение к планированию того, что ученик сделает, чтобы этот разрыв сократить.
Критериальное самооценивание является одной из техник Ф.О. Учащимся изначально известны критерии, по которым будет оцениваться работа. Оеи изложены письменно и доступны для всех. Именно самооценивание на критериальной основе дает возможность каждому ученику ответить на вопросы: где я сейчас нахожусь? Чего я знаю и чего пока не знаю? Что можно сделать, чтобы лучше освоить предмет?
Таким образом, критериальное оценивание решает следующие задачи:
1. делает оценку более объективной и прозрачной как для ученика, так и для чителя,
2. позволяет ученику точно оценить границы своего знания
3. обеспечивает как ученику, так и учителю объективную и поддерживающую обратную связь.
Следующая из техник Ф.О. - это критериальное взаимооценивание. Чаще всего взаимооценивание проводится при оценке командной работы, например, группового выступления, инсценировки, презентации проекта. Взаимооценивание опирается на те же критерии, по которым ученики могут оценить собственные работы. Критерии оценивания заранее устанавливаются учениками и учителем[5].
Следующая оценочная методика - это карта понятий. Она состоит их названий понятий, помещенных в рамки; они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному. Карта понятий помогает узнать:
1. как ученик воспринимает отдельные темы курса,
2. уровень понимания учебного материала.
Основная цель применения данной методики - определить, насколько хорошо ученики видят общую картину всего курса или отдельной темы. Совместное использование критериального оценивания и карт понятий позволяет корректировать образовательные действия ученика, помогая ему продвинуться в наиболее актуальном для него направлении.
Составление карт понятий может проходить в форме как индивидуальной, так и командной или групповой работы детей. Составление карты - это творческая деятельность ребенка, имеющая мощную рефлексивную составляющую. При этом ученик должен не просто вспомнить, о чем шла речь при изучении конкретной темы, он должен выделить в этой теме основные и более частные понятия, выстроить их иерархию, наглядно отобразить связи и взаимопереходы между понятиями. При этом учитель ге должен пропустить ни одного из последовательных шагов в работе с этой методикой:
1. определить тему, по которой будет составляться карта
2. определить вместе с учениками перечень основных понятий, раскрывающих содержание темы
3. предложить ученикам установить связи между вошедшими в карту понятиями и отметить их стрелочками
4. сделать надписи, поясняющие характер связей между отдельными понятиями
5. при необходимости дополнить карту новыми понятиями, углубляя охват темы, систематизируя знание и понимание материала.
Кластерные карты и карты причин и следствий - это отдельные виды карт понятий. Эти карты помогают ученикам создавать образы причинно-следственных отношений. Они делают мышление наглядным и облегчают для учеников понимание и объяснение явлений, помогают анализировать сложные системы и запускать коллективную деятельность. Используя карты, учителя и ученики организуют свои знания и логически представляют информацию.
Список используемой литературы
1. Wiggins, G.P. Educative assessment. Designing assessments to inform and improve student performance, 1998
2. Black P., Harrison C., Lee C., Marshall B., William D. Assessment for learning& Putting it into practice, 2003
3. Дилан Уильям "Осуществляя формирующее оценивание" 2011г., стр.21
4. Дилан Уильям "Осуществляя формирующее оценивание" 2011г., стр.47
5. М.Пинская, И.Улановская "Новые формы оценивания" 2011г.
[1] Wiggins, G.P. Educative assessment. Designing assessments to inform and improve student performance, 1998
[2] Black P., Harrison C., Lee C., Marshall B., William D. Assessment for learning& Putting it into practice, 2003
[3] Дилан Уильям "Осуществляя формирующее оценивание" 2011г., стр.21
[4] Дилан Уильям "Осуществляя формирующее оценивание" 2011г., стр.47
[5] М.Пинская, И.Улановская "Новые формы оценивания" 2011г.