Игры на уроках географии и во внеклассной работе
Инкина Наталья Юрьевна,
учитель географии ГБОУ школа №471
Выборгского района Санкт-Петербурга
"Игра - это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, иллюстрирующих производственную обстановку"
В.И.Рубальский
Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества. Игры в сочетании с другими методическими приемами и формами повышают эффективность преподавания географии. Они могут быть проведены на уроках, семинарах, факультативах, в кружках, их можно предложить в качестве домашнего задания. Игры разнообразны по содержанию, целям проведения, организации. К играм обучающего характера с творческим подходом можно отнести ребусы, кроссворды, чайнворды, лото, домино и т.д., а также игры соревновательного характера.
Все игры можно проводить как индивидуально, так и в ходе групповой и коллективной работы, так как они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся.
Использование игр в обучении географии решает множество задач одновременно. Игры способствуют:
становлению творческой личности ученика;
формированию умений выделять проблемы, принимать решения;
развитие познавательного интереса к предмету;
оказывать сильное воздействие на учащихся;
формируют черты характера;
стимулируют к поиску решений, формированию собственных позиций.
В игру вовлекаются даже слабые ученики, проявляя находчивость и сообразительность, а не только знания предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости помогают детям преодолеть стеснительность и благодарно высказываются на результатах обучения.
Игры имеют четкую направленость:
1.на развитие важнейших психологических процессов: внимание, мышление, память;
2.на закрепление и обобщение полученных знаний, расширение кругозора.
Новые возможности по применению игровых технологий дают компьютеры, с помощию которых можно игру сделать электронной и интерактивной, провести ее на уроке,на внеклассном мероприятии, предложить индивидуально учащимуся как в очной форме так и дистанционной.
В работе я использую свои игры и разработанные шаблоны на известные игры, транслирующиеся по телевидению.
Отличительной чертой электронных игр является сочетание зрительно-звукового восприятия, которое помогает усвоить весь необходимый материал по изучаемой теме. Озвученные ответы на вопросы остаются в памяти учащихся.
В практике я часто использую игры (в основном соревновательного характера) на уроках и во внеклассной работе, а также в дистанционных формах обучения. В целом, игра повышает активность учащихся, вызывает интерес к изучаемому предмету и массу положительных эмоций. Географические игры предполагают проблемный характер обучения: есть проблемный вопрос, на который надо найти ответ, что стимулирует учеников к творческому поиску.