Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Типология урока по ФГОС: проблемы и решения

Виноградова Елена Анатольевна,
учитель биологии ГБОУ лицей №384
Кировского района Санкт-Петербурга

Реализуя  с 2015-2016 учебного года  федеральные государственные образовательные стандарты в основной общеобразовательной школе, учителя вынуждены активно перестраивать свою педагогическую деятельность, ориентируясь на новые требования, предъявляемые ФГОС ООО. И тут они, волей-неволей, сталкиваются с разнообразными проблемами. Одна из них – типология  современного урока. Выбор типа урока, на мой взгляд,  влияет на качество обучения и развития учащихся.

В первую очередь, мною были проанализированы интернет-ресурсы по теме «типология современного урока».  С уверенностью можно констатировать, что проблеме типологии уроков посвящено не одно педагогическое  исследование и существует множество различных подходов к классификации уроков. Российскими педагогами-методистами и дидактами создано более десятка  общепризнанных классификаций  и, надо сказать, что это скорее затрудняет, чем облегчает и без того трудоемкий процесс создания урока. Учителю должна быть понятна структура урока, его внутреннее строение, последовательность этапов урока, и тогда он легко найдет, чем его заполнить.

Авторы многих статей предлагают использовать классификации уроков , созданные советскими  дидактами  в шестидесятых-восьмидесятых годах  прошлого века: М.А.Даниловым , Б.П.Есиповым. , И.Н. Казанцевым ,  В.А Онищуком,  М.И.Махмутовым , Н.П.  Гузиком  и.др. Так, известный дидакт  М.И. Махмутов предложил следующую типологию уроков:

1. урок изучения нового материала

2. урок применения и совершенствования знаний, умений

3. урок обобщения и систематизации знаний

4. урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков

5. комбинированный урок

Каждый тип урока определяется наличием  и последовательностью определенных структурных частей. Подобные  типологии уроков нашли широкое применение в методике обучения в школе и используются до сих пор.

К типологии уроков  в основной общеобразовательной  школе в контексте ФГОС тоже существует несколько подходов, но в основном  коллеги-педагоги  ориентируются на типологию уроков Л.Г.Петерсон. Надо отметить, что эта типология уроков разработана автором для  технологии деятельностного метода обучения и реализуется в программе «Школа 2000».   Уроки деятельностной направленности по целеполаганию делятся  на четыре группы:

1. уроки «открытия» нового знания

2. уроки рефлексии

3. уроки общеметодологической направленности

4. уроки развивающего контроля

Урок каждого типа довольно строго структурирован и предполагает пошаговое последовательное выполнение всех его этапов, а их выделяется  девять в каждом типе урока. К тому же, следует отметить, что технология  деятельностного метода обучения Л.Г.Петерсон  разработана для начальной школы и математического образования в дошкольный период. Автором создан  учебно-методический комплекс по математике, включающий учебники, рабочие тетради, пособия для учителя, призванные и помогающие применять эту технологию обучения. А все ли учителя страны, тем более работающие в основной школе, переучились, осознали суть ТДМ и готовы по нему работать? Лично я не уверена, что  бездумные попытки адаптировать структуру этих уроков  к  урокам на ступени основного общего образования по различным  предметам  будут успешными.

         На практике же оказывается следующая ситуация: учителя берут новое название и соотносят его со старой типологией, например, урок «открытия» нового знания по новой типологнии воспринимается как урок изучения нового материала по старой. Получается, по сути изменилось только название типа урока.

НОВАЯ ФОРМУЛИРОВКА (ФГОС)

СТАРАЯ ФОРМУЛИРОВКА

Урок "открытия нового знания"

Урок формирования знаний

Урок рефлексии

Урок совершенствования знаний

Урок закрепления и совершенствования знаний

Урок методологической направленности

Урок обобщения и систематизации знаний

Урок развивающего контроля

Урок контороля знаний, умений, навыков

Урок коррекции знаний, умений, навыков

Вопрос типологии, а значит и структуры  уроков,  остается открытым до сих пор… Может быть, не стоит уходить от традиционной типологии уроков, а только дополнить их нестандартными формами обучения?

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»