Типология урока по ФГОС: проблемы и решения
Виноградова Елена Анатольевна,
учитель биологии ГБОУ лицей №384
Кировского района Санкт-Петербурга
Реализуя с 2015-2016 учебного года федеральные государственные образовательные стандарты в основной общеобразовательной школе, учителя вынуждены активно перестраивать свою педагогическую деятельность, ориентируясь на новые требования, предъявляемые ФГОС ООО. И тут они, волей-неволей, сталкиваются с разнообразными проблемами. Одна из них – типология современного урока. Выбор типа урока, на мой взгляд, влияет на качество обучения и развития учащихся.
В первую очередь, мною были проанализированы интернет-ресурсы по теме «типология современного урока». С уверенностью можно констатировать, что проблеме типологии уроков посвящено не одно педагогическое исследование и существует множество различных подходов к классификации уроков. Российскими педагогами-методистами и дидактами создано более десятка общепризнанных классификаций и, надо сказать, что это скорее затрудняет, чем облегчает и без того трудоемкий процесс создания урока. Учителю должна быть понятна структура урока, его внутреннее строение, последовательность этапов урока, и тогда он легко найдет, чем его заполнить.
Авторы многих статей предлагают использовать классификации уроков , созданные советскими дидактами в шестидесятых-восьмидесятых годах прошлого века: М.А.Даниловым , Б.П.Есиповым. , И.Н. Казанцевым , В.А Онищуком, М.И.Махмутовым , Н.П. Гузиком и.др. Так, известный дидакт М.И. Махмутов предложил следующую типологию уроков:
1. урок изучения нового материала
2. урок применения и совершенствования знаний, умений
3. урок обобщения и систематизации знаний
4. урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков
5. комбинированный урок
Каждый тип урока определяется наличием и последовательностью определенных структурных частей. Подобные типологии уроков нашли широкое применение в методике обучения в школе и используются до сих пор.
К типологии уроков в основной общеобразовательной школе в контексте ФГОС тоже существует несколько подходов, но в основном коллеги-педагоги ориентируются на типологию уроков Л.Г.Петерсон. Надо отметить, что эта типология уроков разработана автором для технологии деятельностного метода обучения и реализуется в программе «Школа 2000». Уроки деятельностной направленности по целеполаганию делятся на четыре группы:
1. уроки «открытия» нового знания
2. уроки рефлексии
3. уроки общеметодологической направленности
4. уроки развивающего контроля
Урок каждого типа довольно строго структурирован и предполагает пошаговое последовательное выполнение всех его этапов, а их выделяется девять в каждом типе урока. К тому же, следует отметить, что технология деятельностного метода обучения Л.Г.Петерсон разработана для начальной школы и математического образования в дошкольный период. Автором создан учебно-методический комплекс по математике, включающий учебники, рабочие тетради, пособия для учителя, призванные и помогающие применять эту технологию обучения. А все ли учителя страны, тем более работающие в основной школе, переучились, осознали суть ТДМ и готовы по нему работать? Лично я не уверена, что бездумные попытки адаптировать структуру этих уроков к урокам на ступени основного общего образования по различным предметам будут успешными.
На практике же оказывается следующая ситуация: учителя берут новое название и соотносят его со старой типологией, например, урок «открытия» нового знания по новой типологнии воспринимается как урок изучения нового материала по старой. Получается, по сути изменилось только название типа урока.
|
НОВАЯ ФОРМУЛИРОВКА (ФГОС) |
СТАРАЯ ФОРМУЛИРОВКА |
|
Урок "открытия нового знания" |
Урок формирования знаний |
|
Урок рефлексии |
Урок совершенствования знаний |
|
Урок закрепления и совершенствования знаний |
|
|
Урок методологической направленности |
Урок обобщения и систематизации знаний |
|
Урок развивающего контроля |
Урок контороля знаний, умений, навыков |
|
Урок коррекции знаний, умений, навыков |
Вопрос типологии, а значит и структуры уроков, остается открытым до сих пор… Может быть, не стоит уходить от традиционной типологии уроков, а только дополнить их нестандартными формами обучения?








