Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Статья

Современный урок и его особенности

Евстрапова Ольга Геннадьевна,
учитель физики ГБОУ СОШ № 585
Кировского района Санкт-Петербурга

Классическая дидактика предлагает нам определения, хорошо известную типологию уроков и его этапов. Сегодня необходимо пересмотреть общепринятые подходы к структуре урока, дидактическим приемам и методам, используемым на уроке, переосмыслить наполнение основных этапов урока.
 Что меняется сегодня в структуре урока?
Меняются цели и содержание образования, требования к результатам; появляются новые технические средства и технологии обучения, а урок, оставаясь основной дидактической единицей образовательного процесса, должен обеспечить развитие качеств выпускника, отвечающих требованиям современного общества.
Современный урок должен отвечать качественным характеристикам современного образования, где основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей).
Основные отличия современного урока:
- от триединой цели урока – к формулировке целей через деятельность учащихся и далее – к самостоятельному целеполаганию;
- от традиционного «линейного» урока изучения нового материала или закрепления пройденного – к многокомпонентному уроку, фундаменту современной организации учебного процесса;
- от традиционной отметки – современной оценке…
Прежде всего  изменения связаны с «дидактикой системно-деятельностного подхода».
Основные идеи этого подхода в отличие от подхода знаниевого наполняют привычные формулировки типов и этапов урока новым содержанием.
Сегодня наиболее сложным вопросом практического воплощения идей ФГОС для педагога становится вопрос оценки. В стандарте сформулированы основные ориентиры современного оценивания - оценка результата, а не процесса обучения, описана многомерность современной оценки, отмечена роль самооценки, описана значимость оценки не только в когнитивной, но и регулятивной и коммуникативных сферах
В современном оценивании смещены акценты с внешней оценки на самооценку, с контроля – на самоконтроль и рефлексию, отказ от оценивания «за ошибку» – к формирующему оцениванию, стимулирующему познавательную деятельность учащихся через понимание причин успехов и затруднений.
Требования к современному уроку по ФГОС
  • Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
  • В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
  • Осуществляется практический, деятельностный подход.
  • Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
  • Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.
 
Л.Г. Петерсон выделяет четыре типа современного урока в зависимости от их целей:
1. Уроки «открытия» нового знания; 
2. Уроки рефлексии; 
3. Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности); 
4. Уроки развивающего контроля.
 
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
Тип урока по ФГОС Виды уроков
1. Урок открытия нового знания Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.
2. Урок рефлексии Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.
3. Урок общеметодологической направленности Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.
4. Урок развивающего контроля Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.
 
Цели и задачи урока:
на языке предметных, метапредметных и личностных результатов из Основной образовательной программы:
  • Формулировка цели учителем (присвоение целей учащимися) или активное самостоятельное целеполагание и фиксация цели урока. Использование приемов мотивации.
  • Новые идеи стандарта (язык психологии, а не педагогики) позволяют не дробить цели на «глобальные» и «локальные», а формулировать цели, используя «язык результатов», заявленных во ФГОС: предметных, метапредметных, личностных.
  • Цели обладают свойствами диагностичности и операционности.
Этапы урока:
  • мотивационно-целевой (смыслообразующий) этап. Учитель создает учебную или образовательную ситуацию, осуществляет постановку учебной задачи. Ученик демонстрирует понимание учебной задачи, осуществляет целеполагание
  • операционно-деятельностный этап урока.Общим выступает то, чтоучитель создает условия для решения учеником учебной задачи, организует процесс познания, коммуникации, обнаруживает затруднения, осуществляет помощь и поддержку различными средствами. Ученик демонстрирует решение учебной задачи, развитие способов понимания и коммуникации как способов познания
  • оценочный этап урока, на котором учитель развивает умения оценивать свою работу обучающимися, на основе понятных для ребят критериев оценивания, а ученик демонстрирует умения оценивания результатов учебно-познавательной деятельности
  • рефлексивный этап урока, как организация процедуры рефлексии
 
        Итак,  для подготовки современного урока необходимы:
  • Профессиональная и методическая подготовка учителя 
  • Целеполагание и мотивация учения 
  • Системно-деятельностный подход 
  • Современные средства обучения 
  • Выбор оптимальных средств обучения 
  • Создание условий для саморазвития 
  • Анализ каждого учебного занятия
  • Рефлексия и обратная связь.
 Евстрапова О.Г., учитель физики ГБОУ СОШ № 585 Кировского района Санкт-Петербурга
Статья «Современный урок и его особенности»
Классическая дидактика предлагает нам определения, хорошо известную типологию уроков и его этапов. Сегодня необходимо пересмотреть общепринятые подходы к структуре урока, дидактическим приемам и методам, используемым на уроке, переосмыслить наполнение основных этапов урока.
 Что меняется сегодня в структуре урока?
Меняются цели и содержание образования, требования к результатам; появляются новые технические средства и технологии обучения, а урок, оставаясь основной дидактической единицей образовательного процесса, должен обеспечить развитие качеств выпускника, отвечающих требованиям современного общества.
Современный урок должен отвечать качественным характеристикам современного образования, где основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей).
Основные отличия современного урока:
- от триединой цели урока – к формулировке целей через деятельность учащихся и далее – к самостоятельному целеполаганию;
- от традиционного «линейного» урока изучения нового материала или закрепления пройденного – к многокомпонентному уроку, фундаменту современной организации учебного процесса;
- от традиционной отметки – современной оценке…
Прежде всего  изменения связаны с «дидактикой системно-деятельностного подхода».
Основные идеи этого подхода в отличие от подхода знаниевого наполняют привычные формулировки типов и этапов урока новым содержанием.
Сегодня наиболее сложным вопросом практического воплощения идей ФГОС для педагога становится вопрос оценки. В стандарте сформулированы основные ориентиры современного оценивания - оценка результата, а не процесса обучения, описана многомерность современной оценки, отмечена роль самооценки, описана значимость оценки не только в когнитивной, но и регулятивной и коммуникативных сферах
В современном оценивании смещены акценты с внешней оценки на самооценку, с контроля – на самоконтроль и рефлексию, отказ от оценивания «за ошибку» – к формирующему оцениванию, стимулирующему познавательную деятельность учащихся через понимание причин успехов и затруднений.
Требования к современному уроку по ФГОС
  • Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
  • В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
  • Осуществляется практический, деятельностный подход.
  • Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
  • Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.
 
Л.Г. Петерсон выделяет четыре типа современного урока в зависимости от их целей:
1. Уроки «открытия» нового знания; 
2. Уроки рефлексии; 
3. Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности); 
4. Уроки развивающего контроля.
 
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
Тип урока по ФГОС Виды уроков
1. Урок открытия нового знания Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.
2. Урок рефлексии Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.
3. Урок общеметодологической направленности Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.
4. Урок развивающего контроля Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.
 
Цели и задачи урока:
на языке предметных, метапредметных и личностных результатов из Основной образовательной программы:
  • Формулировка цели учителем (присвоение целей учащимися) или активное самостоятельное целеполагание и фиксация цели урока. Использование приемов мотивации.
  • Новые идеи стандарта (язык психологии, а не педагогики) позволяют не дробить цели на «глобальные» и «локальные», а формулировать цели, используя «язык результатов», заявленных во ФГОС: предметных, метапредметных, личностных.
  • Цели обладают свойствами диагностичности и операционности.
Этапы урока:
  • мотивационно-целевой (смыслообразующий) этап. Учитель создает учебную или образовательную ситуацию, осуществляет постановку учебной задачи. Ученик демонстрирует понимание учебной задачи, осуществляет целеполагание
  • операционно-деятельностный этап урока.Общим выступает то, чтоучитель создает условия для решения учеником учебной задачи, организует процесс познания, коммуникации, обнаруживает затруднения, осуществляет помощь и поддержку различными средствами. Ученик демонстрирует решение учебной задачи, развитие способов понимания и коммуникации как способов познания
  • оценочный этап урока, на котором учитель развивает умения оценивать свою работу обучающимися, на основе понятных для ребят критериев оценивания, а ученик демонстрирует умения оценивания результатов учебно-познавательной деятельности
  • рефлексивный этап урока, как организация процедуры рефлексии
 
        Итак,  для подготовки современного урока необходимы:
  • Профессиональная и методическая подготовка учителя 
  • Целеполагание и мотивация учения 
  • Системно-деятельностный подход 
  • Современные средства обучения 
  • Выбор оптимальных средств обучения 
  • Создание условий для саморазвития 
  • Анализ каждого учебного занятия
  • Рефлексия и обратная связь.
 Евстрапова О.Г., учитель физики ГБОУ СОШ № 585 Кировского района Санкт-Петербурга
Статья «Современный урок и его особенности»
Классическая дидактика предлагает нам определения, хорошо известную типологию уроков и его этапов. Сегодня необходимо пересмотреть общепринятые подходы к структуре урока, дидактическим приемам и методам, используемым на уроке, переосмыслить наполнение основных этапов урока.
 Что меняется сегодня в структуре урока?
Меняются цели и содержание образования, требования к результатам; появляются новые технические средства и технологии обучения, а урок, оставаясь основной дидактической единицей образовательного процесса, должен обеспечить развитие качеств выпускника, отвечающих требованиям современного общества.
Современный урок должен отвечать качественным характеристикам современного образования, где основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей).
Основные отличия современного урока:
- от триединой цели урока – к формулировке целей через деятельность учащихся и далее – к самостоятельному целеполаганию;
- от традиционного «линейного» урока изучения нового материала или закрепления пройденного – к многокомпонентному уроку, фундаменту современной организации учебного процесса;
- от традиционной отметки – современной оценке…
Прежде всего  изменения связаны с «дидактикой системно-деятельностного подхода».
Основные идеи этого подхода в отличие от подхода знаниевого наполняют привычные формулировки типов и этапов урока новым содержанием.
Сегодня наиболее сложным вопросом практического воплощения идей ФГОС для педагога становится вопрос оценки. В стандарте сформулированы основные ориентиры современного оценивания - оценка результата, а не процесса обучения, описана многомерность современной оценки, отмечена роль самооценки, описана значимость оценки не только в когнитивной, но и регулятивной и коммуникативных сферах
В современном оценивании смещены акценты с внешней оценки на самооценку, с контроля – на самоконтроль и рефлексию, отказ от оценивания «за ошибку» – к формирующему оцениванию, стимулирующему познавательную деятельность учащихся через понимание причин успехов и затруднений.
Требования к современному уроку по ФГОС
  • Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
  • В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
  • Осуществляется практический, деятельностный подход.
  • Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
  • Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.
 
Л.Г. Петерсон выделяет четыре типа современного урока в зависимости от их целей:
1. Уроки «открытия» нового знания; 
2. Уроки рефлексии; 
3. Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности); 
4. Уроки развивающего контроля.
 
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
Тип урока по ФГОС Виды уроков
1. Урок открытия нового знания Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.
2. Урок рефлексии Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.
3. Урок общеметодологической направленности Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.
4. Урок развивающего контроля Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.
 
Цели и задачи урока:
на языке предметных, метапредметных и личностных результатов из Основной образовательной программы:
  • Формулировка цели учителем (присвоение целей учащимися) или активное самостоятельное целеполагание и фиксация цели урока. Использование приемов мотивации.
  • Новые идеи стандарта (язык психологии, а не педагогики) позволяют не дробить цели на «глобальные» и «локальные», а формулировать цели, используя «язык результатов», заявленных во ФГОС: предметных, метапредметных, личностных.
  • Цели обладают свойствами диагностичности и операционности.
Этапы урока:
  • мотивационно-целевой (смыслообразующий) этап. Учитель создает учебную или образовательную ситуацию, осуществляет постановку учебной задачи. Ученик демонстрирует понимание учебной задачи, осуществляет целеполагание
  • операционно-деятельностный этап урока.Общим выступает то, чтоучитель создает условия для решения учеником учебной задачи, организует процесс познания, коммуникации, обнаруживает затруднения, осуществляет помощь и поддержку различными средствами. Ученик демонстрирует решение учебной задачи, развитие способов понимания и коммуникации как способов познания
  • оценочный этап урока, на котором учитель развивает умения оценивать свою работу обучающимися, на основе понятных для ребят критериев оценивания, а ученик демонстрирует умения оценивания результатов учебно-познавательной деятельности
  • рефлексивный этап урока, как организация процедуры рефлексии
 
        Итак,  для подготовки современного урока необходимы:
  • Профессиональная и методическая подготовка учителя 
  • Целеполагание и мотивация учения 
  • Системно-деятельностный подход 
  • Современные средства обучения 
  • Выбор оптимальных средств обучения 
  • Создание условий для саморазвития 
  • Анализ каждого учебного занятия
  • Рефлексия и обратная связь.
 Евстрапова О.Г., учитель физики ГБОУ СОШ № 585 Кировского района Санкт-Петербурга
Статья «Современный урок и его особенности»
Классическая дидактика предлагает нам определения, хорошо известную типологию уроков и его этапов. Сегодня необходимо пересмотреть общепринятые подходы к структуре урока, дидактическим приемам и методам, используемым на уроке, переосмыслить наполнение основных этапов урока.
 Что меняется сегодня в структуре урока?
Меняются цели и содержание образования, требования к результатам; появляются новые технические средства и технологии обучения, а урок, оставаясь основной дидактической единицей образовательного процесса, должен обеспечить развитие качеств выпускника, отвечающих требованиям современного общества.
Современный урок должен отвечать качественным характеристикам современного образования, где основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей).
Основные отличия современного урока:
- от триединой цели урока – к формулировке целей через деятельность учащихся и далее – к самостоятельному целеполаганию;
- от традиционного «линейного» урока изучения нового материала или закрепления пройденного – к многокомпонентному уроку, фундаменту современной организации учебного процесса;
- от традиционной отметки – современной оценке…
Прежде всего  изменения связаны с «дидактикой системно-деятельностного подхода».
Основные идеи этого подхода в отличие от подхода знаниевого наполняют привычные формулировки типов и этапов урока новым содержанием.
Сегодня наиболее сложным вопросом практического воплощения идей ФГОС для педагога становится вопрос оценки. В стандарте сформулированы основные ориентиры современного оценивания - оценка результата, а не процесса обучения, описана многомерность современной оценки, отмечена роль самооценки, описана значимость оценки не только в когнитивной, но и регулятивной и коммуникативных сферах
В современном оценивании смещены акценты с внешней оценки на самооценку, с контроля – на самоконтроль и рефлексию, отказ от оценивания «за ошибку» – к формирующему оцениванию, стимулирующему познавательную деятельность учащихся через понимание причин успехов и затруднений.
Требования к современному уроку по ФГОС
  • Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
  • В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
  • Осуществляется практический, деятельностный подход.
  • Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
  • Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.
 
Л.Г. Петерсон выделяет четыре типа современного урока в зависимости от их целей:
1. Уроки «открытия» нового знания; 
2. Уроки рефлексии; 
3. Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности); 
4. Уроки развивающего контроля.
 
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
Тип урока по ФГОС Виды уроков
1. Урок открытия нового знания Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.
2. Урок рефлексии Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.
3. Урок общеметодологической направленности Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.
4. Урок развивающего контроля Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.
 
Цели и задачи урока:
на языке предметных, метапредметных и личностных результатов из Основной образовательной программы:
  • Формулировка цели учителем (присвоение целей учащимися) или активное самостоятельное целеполагание и фиксация цели урока. Использование приемов мотивации.
  • Новые идеи стандарта (язык психологии, а не педагогики) позволяют не дробить цели на «глобальные» и «локальные», а формулировать цели, используя «язык результатов», заявленных во ФГОС: предметных, метапредметных, личностных.
  • Цели обладают свойствами диагностичности и операционности.
Этапы урока:
  • мотивационно-целевой (смыслообразующий) этап. Учитель создает учебную или образовательную ситуацию, осуществляет постановку учебной задачи. Ученик демонстрирует понимание учебной задачи, осуществляет целеполагание
  • операционно-деятельностный этап урока.Общим выступает то, чтоучитель создает условия для решения учеником учебной задачи, организует процесс познания, коммуникации, обнаруживает затруднения, осуществляет помощь и поддержку различными средствами. Ученик демонстрирует решение учебной задачи, развитие способов понимания и коммуникации как способов познания
  • оценочный этап урока, на котором учитель развивает умения оценивать свою работу обучающимися, на основе понятных для ребят критериев оценивания, а ученик демонстрирует умения оценивания результатов учебно-познавательной деятельности
  • рефлексивный этап урока, как организация процедуры рефлексии
 
        Итак,  для подготовки современного урока необходимы:
  • Профессиональная и методическая подготовка учителя 
  • Целеполагание и мотивация учения 
  • Системно-деятельностный подход 
  • Современные средства обучения 
  • Выбор оптимальных средств обучения 
  • Создание условий для саморазвития 
  • Анализ каждого учебного занятия
  • Рефлексия и обратная связь.
 Евстрапова О.Г., учитель физики ГБОУ СОШ № 585 Кировского района Санкт-Петербурга
Статья «Современный урок и его особенности»
Классическая дидактика предлагает нам определения, хорошо известную типологию уроков и его этапов. Сегодня необходимо пересмотреть общепринятые подходы к структуре урока, дидактическим приемам и методам, используемым на уроке, переосмыслить наполнение основных этапов урока.
 Что меняется сегодня в структуре урока?
Меняются цели и содержание образования, требования к результатам; появляются новые технические средства и технологии обучения, а урок, оставаясь основной дидактической единицей образовательного процесса, должен обеспечить развитие качеств выпускника, отвечающих требованиям современного общества.
Современный урок должен отвечать качественным характеристикам современного образования, где основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей).
Основные отличия современного урока:
- от триединой цели урока – к формулировке целей через деятельность учащихся и далее – к самостоятельному целеполаганию;
- от традиционного «линейного» урока изучения нового материала или закрепления пройденного – к многокомпонентному уроку, фундаменту современной организации учебного процесса;
- от традиционной отметки – современной оценке…
Прежде всего  изменения связаны с «дидактикой системно-деятельностного подхода».
Основные идеи этого подхода в отличие от подхода знаниевого наполняют привычные формулировки типов и этапов урока новым содержанием.
Сегодня наиболее сложным вопросом практического воплощения идей ФГОС для педагога становится вопрос оценки. В стандарте сформулированы основные ориентиры современного оценивания - оценка результата, а не процесса обучения, описана многомерность современной оценки, отмечена роль самооценки, описана значимость оценки не только в когнитивной, но и регулятивной и коммуникативных сферах
В современном оценивании смещены акценты с внешней оценки на самооценку, с контроля – на самоконтроль и рефлексию, отказ от оценивания «за ошибку» – к формирующему оцениванию, стимулирующему познавательную деятельность учащихся через понимание причин успехов и затруднений.
Требования к современному уроку по ФГОС
  • Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
  • В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
  • Осуществляется практический, деятельностный подход.
  • Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
  • Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.
 
Л.Г. Петерсон выделяет четыре типа современного урока в зависимости от их целей:
1. Уроки «открытия» нового знания; 
2. Уроки рефлексии; 
3. Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности); 
4. Уроки развивающего контроля.
 
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
Тип урока по ФГОС Виды уроков
1. Урок открытия нового знания Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.
2. Урок рефлексии Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.
3. Урок общеметодологической направленности Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.
4. Урок развивающего контроля Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.
 
Цели и задачи урока:
на языке предметных, метапредметных и личностных результатов из Основной образовательной программы:
  • Формулировка цели учителем (присвоение целей учащимися) или активное самостоятельное целеполагание и фиксация цели урока. Использование приемов мотивации.
  • Новые идеи стандарта (язык психологии, а не педагогики) позволяют не дробить цели на «глобальные» и «локальные», а формулировать цели, используя «язык результатов», заявленных во ФГОС: предметных, метапредметных, личностных.
  • Цели обладают свойствами диагностичности и операционности.
Этапы урока:
  • мотивационно-целевой (смыслообразующий) этап. Учитель создает учебную или образовательную ситуацию, осуществляет постановку учебной задачи. Ученик демонстрирует понимание учебной задачи, осуществляет целеполагание
  • операционно-деятельностный этап урока.Общим выступает то, чтоучитель создает условия для решения учеником учебной задачи, организует процесс познания, коммуникации, обнаруживает затруднения, осуществляет помощь и поддержку различными средствами. Ученик демонстрирует решение учебной задачи, развитие способов понимания и коммуникации как способов познания
  • оценочный этап урока, на котором учитель развивает умения оценивать свою работу обучающимися, на основе понятных для ребят критериев оценивания, а ученик демонстрирует умения оценивания результатов учебно-познавательной деятельности
  • рефлексивный этап урока, как организация процедуры рефлексии
 
        Итак,  для подготовки современного урока необходимы:
  • Профессиональная и методическая подготовка учителя 
  • Целеполагание и мотивация учения 
  • Системно-деятельностный подход 
  • Современные средства обучения 
  • Выбор оптимальных средств обучения 
  • Создание условий для саморазвития 
  • Анализ каждого учебного занятия
  • Рефлексия и обратная связь.
 Евстрапова О.Г., учитель физики ГБОУ СОШ № 585 Кировского района Санкт-Петербурга
Статья «Современный урок и его особенности»
Классическая дидактика предлагает нам определения, хорошо известную типологию уроков и его этапов. Сегодня необходимо пересмотреть общепринятые подходы к структуре урока, дидактическим приемам и методам, используемым на уроке, переосмыслить наполнение основных этапов урока.
 Что меняется сегодня в структуре урока?
Меняются цели и содержание образования, требования к результатам; появляются новые технические средства и технологии обучения, а урок, оставаясь основной дидактической единицей образовательного процесса, должен обеспечить развитие качеств выпускника, отвечающих требованиям современного общества.
Современный урок должен отвечать качественным характеристикам современного образования, где основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей).
Основные отличия современного урока:
- от триединой цели урока – к формулировке целей через деятельность учащихся и далее – к самостоятельному целеполаганию;
- от традиционного «линейного» урока изучения нового материала или закрепления пройденного – к многокомпонентному уроку, фундаменту современной организации учебного процесса;
- от традиционной отметки – современной оценке…
Прежде всего  изменения связаны с «дидактикой системно-деятельностного подхода».
Основные идеи этого подхода в отличие от

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»