Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Деятельный подход в изучении
литературных произведений
в соответствии требованиям ФГОС

Ляпккало Ирина Петровна

Как увлечь, заинтересовать, вдохновить школьника классикой? Этот вопрос становится центральным для всех рассматриваемых книг независимо от того, насколько отчетливо он озвучен. А. Г. Нелькин и Л. Д. Фураева, авторы петербургского пособия “Рабочая тетрадь по литературе” как будто принимают крамольную мысль о допустимости изучения в извлечениях. Во всяком случае, все предлагаемые для анализа отрывки из произведений Островского, Некрасова,  Фета, Чернышевского, Достоевского, Тургенева, Толстого и Чехова помещены тут же, в тетрадях. В собрание сочинений забираться не надо. Вместе с тем задания требуют такой дотошной работы с текстом, что ни о каком чтении по диагонали и речи быть не может. . Самым увлекательным и остроумным мне показался вопрос по сопоставлению “Преступления и наказания” и “Что делать?”: почему в утопическом романе Чернышевского героиня, выстраивая свое будущее, предпринимает сугубо практический и реалистический шаг — открывает швейную мастерскую, а в социально-психологическом романе Достоевского безвыходная ситуация разрешается поистине с неба свалившимися деньгами Свидригайлова? Но можно ли спорить об этом, не прочитав романы целиком? Пробуждают ли отрывки  желание прочесть произведение, приникнуть к истокам, или раз навсегда утоляют шевельнувшееся любопытство — вопрос остается открытым.

Рабочая тетрадь - учебное пособие, предназначенное и для учащихся и для учителя, и может быть использована в индивидуальной работе учащегося и в коллективной работе на уроке литературы. От учебника рабочая тетрадь отличается тем, что не излагает некую историко  - литературную концепцию, а организует системой заданий деятельность ребенка таким образом, чтобы он сам построил эту концепцию. Основная задача рабочей тетради по литературе - это развитие речевых умений и навыков учащегося, развитие навыков аналитического чтения и творческого письма. В состав тетради 10 класса, в частности, вошли следующие темы: `Гроза` А. Н. Островского, `Отцы и дети` И. С. Тургенева, `Преступление и наказание` Ф. М. Достоевского, русская поэзия середины XIX в. и творчество Н. А. Некрасова, творчество Л.Н. Толстого, творчество А. П. Чехова.

Авторская методика предполагает, что каждая тема должна начинаться с яркого эмоционального впечатления, которое призвано помочь учащимся сразу откликнуться на обсуждаемые проблемы. В процессе изучения важной формой учебной деятельности становится работа в парах или группах, а учащиеся приучаются слушать и доброжелательно обсуждать работы своих товарищей. Принцип сопоставления материала позволяет авторам привлечь огромный и интересный дополнительный материал, который расширяет круг их знаний и представлений, а по мере усвоения он становится основой для самостоятельного мышления и самостоятельных выводов школьников. , Достоинством пособия стали оригинальные методические подходы, которые позволяют в процессе обсуждения сосредоточиться на художественном произведении как факте искусства, авторы ушли от идеологизации прочтения, организуя процесс занятий таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно постигали изучаемые темы. Список рекомендуемой литературы, предлагаемой к каждой из 16 глав, призван помочь учителю в поиске дополнительных литературоведческих и методических материалов. В пособие включён и небольшой справочник, содержащий краткий биографический и библиографический обзор. Авторы методического комментария к рабочим тетрадям «Формы художественного мышления в русской литературе XX века» создали интересное и полезное пособие для учителя. Предлагаемые подходы к построению уроков, постановке учебных задач, вариантам выполнения учащимися заданий, несомненно, обогатят методический багаж учителя. Пособие для учителя «Формы художественного мышления в русской литературе XX века.

Методический комментарий к рабочим тетрадям» (авторы А.Г. Нелькин и Л.Д. Фураева) по праву стало победителем конкурса по созданию учебной литературы нового поколения для средней школы, проводимого Национальным фондом подготовки кадров соответствуют требованиям ФГОС как дополнительное пособие ко всем рабочим программам по литературе. В основе рабочей тетради, составленной с учетом требований новых образовательных стандартов, положены идеи самообразования, саморазвития учащихся. Технологии обучения, предлагаемые к использованию в рамках программы, обеспечивают новые формы преподавания, делают доступными для современного школьника новые образовательные модели. и способствует развитию концептуального мышления, обеспечивает филологическую компетентность обучающегося, влияет на формирование у него целостной картины мира. Доминирующие идеи рабочей тетради 10 класса: - формирование у обучающегося целостной картины мира, представление о культуре прошлого; - углубление и совершенствование основных читательских компетенций; - приобретение навыков самостоятельного получения знаний в процессе изучения предмета на основе системно-деятельностного подхода к обучению В целях определения логически связанного и педагогически обоснованного порядка изучения материала акцент в рабочей тетради сделан на движение от первоначального читательского, этического, эстетического опыта к формированию представления о целостном развитии культуры. В рабочей тетради внимание акцентируется на формирование читательских и литературоведческих компетенций обучающихся, осмысление ими нравственно-этической составляющей предмета, потребности в самовоспитании, саморазвитии и самообразовании.практике видеть и узнавать приемы создания художественного образа.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»