Роль внеурочной деятельности пятиклассников в рамках ФГОС
Павлова Ольга Евгеньевна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №156
с углубленным изучением информатики
Калининского района Санкт-Петербурга
План.
1. Цель работы; задачи работы.
2. Актуальность работы (правовая основа).
3. Анализ проблем у пятиклассников при переходе в среднюю школу.
4. Преемственность в обучении, воспитании, развитии учащихся при переходе из начальной в основную школу.
5. Внеурочная деятельность в формировании деятельностного подхода в средней школе.
6. Экспериментальная часть работы.
7. Выводы.
Работа посвящена роли внеурочной деятельности школьников, преемственности в обучении, воспитании, развитии учащихся при переходе из начальной в основную школу.
I. Цель работы: обзор традиций школы и анализ деятельности его в рамках ФГОС.
Задачи: 1) Оценить значение внеурочной деятельности для младших школьников в период подготовки перехода в среднюю школу.
2)Оценить необходимость участия педагогов старшей и средней школы во внеурочной деятельности
3) Оценить роль ВД для учеников и родителей
II. Более четырех лет назад наша школа (ГБОУ СОШ № 156) активно включилась в изучение, а затем и в реализацию стандартов второго поколения. В этом году ФГОС пришел и в 5 классы.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УТВЕРЖДЕН ПРИКАЗОМ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ 17 ДЕКАБРЯ 2010 Г. № 1897
Государственный образовательный стандарт – нормативный документ, фиксирующий обязательные базовые ориентиры деятельности образовательной системы на определенном этапе ее существования.
Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований:
к результатам
к структуре
к условиям реализации основной образовательной программы.
В соответствии с Федеральными государственными стандартами изменилась роль учителя в обучении детей. Сегодня учитель создает условия для самостоятельной работы детей, для активной мыслительной деятельности, готовности к переменам и преодолению трудностей. Ведущее место в образовательном процессе отводится деятельности детей, формированию УУД (универсальных учебных действий).
Задача учителя научить учиться, а это значит самостоятельно добывать знания, принимать решения, оценивать свои достижения и работу своих одноклассников, сотрудничать друг с другом, работать с разными источниками информации.
В связи с введением ФГОС произошла «Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности»
Когда - то очень давно Ге́рберт Спе́нсер — английскийфилософ, социолог, учитель сказал: «Великая цель образования – это не знания, а действия». Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования:
Формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться»
Ядро ФГОС НОО составляют образовательные результаты нового типа: универсальные учебные действия. Именно переориентация всего образовательного процесса на формирование и оценку сформированности универсальных учебных действий является решающим показателем реализации стандарта. Основной результат - развитие личности ребенка на основе УУД
Что же такое «универсальные учебные действия»?
Под УУД в Концепции федеральных государственных стандартов общего образования понимается «...совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса», «...умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта». В более узком смысле этот термин можно определить, как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Теперь учитель учит детей не только читать, писать и считать, но и формирует у школьников 4 вида УУД, которые являются базой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться:
Личностные УУД |
Умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор |
Регулятивные УУД |
Умение организовать свою деятельность |
Познавательные УУД |
Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире |
Коммуникативные УУД |
Умение общаться, взаимодействовать с людьми |
II. Учителя средней и старшей школы должны четко представлять сформированность навыков и учебной деятельности у младших школьников. Необходимость преемственности начальной и средней школы.
На протяжении школьной жизни учащиеся проходят несколько кризисов. Одним из таких кризисов является переход из начальной в среднюю школу, т.е. переход из четвертого в пятый класс. Вчерашние младшие школьники сталкиваются с рядом проблем, которые отражаются как на качестве знаний, так и на общем отношении к жизни.
Учителя средней школы отмечают следующие проблемы: 1)снижение общей успеваемости у 5-ти классников;
1) снижение познавательного интереса у учеников 5 класса;
2) снижение дисциплины;
3) возрастающая утомляемость;
4) относительная «усталость» родителей от школы
Период адаптации младших школьников может длиться от трех недель до полугода. Для избегания снижения познавательного интереса, снижение качества знаний необходимо сократить сроки адаптации.
Обсуждая процессы адаптации младших школьников, надо отметить, что учащиеся проходят психологическую адаптацию, дидактическую адаптацию, социальную адаптацию. На оптимизацию этого процесса влияют следующие факторы;
1) отбор учебного материала;
2) отбор методов преподавания;
3) мотивация к учебной деятельности;
4) соответствие внутренних потребностей и внешних условий
обучения;
Формирующаяся система внеурочной деятельности в начальной школе может оптимизировать процесс адаптации младших школьников при переходе к обучению в средней школе.
III. «Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов»
Внеурочная деятельность - образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, направленная на достижение планируемых результатов освоения ООП
Виды деятельности школьников условно можно классифицировать по следующим признакам:
По месту проведения - классная, внеклассная, внешкольная деятельность;
Времени проведения - урочная и внеурочная деятельность;
Отношению к решению учебных задач – учебная и внеучебная деятельность
IV. Цель внеурочной деятельности: создание условий для реализации детьми своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.
Задачи внеурочной деятельности:
Обеспечение благоприятной адаптации, оптимизация учебной нагрузки обучающихся, улучшение условий для развития ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Учащиеся начальной школы знакомятся с несколькими преподавателями средней с старшей школы; они переходят из кабинета в кабинет; знакомятся с различными формами работы; привыкают к более длительному учебному дню.
Ведущим во внеурочной деятельности становится деятельностный подход.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся;
достижение целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
гарантированность достижения планируемых результатов.
В рамках внеурочной деятельности используются следующие методы:
1) организация исследовательской деятельности;
2) выполнение творческих заданий, внеурочная деятельность не предполагает оценочный режим.
Такой подход позволяет развитие и углубление изучаемого предмета. Учащиеся младших классов выступают на школьных научно-практических конференциях, также принимают участие в предметных неделях.
Остановимся на одном из ведущих методов внеурочной деятельности – метод проекта.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Учащиеся начальных классов активно участвуют в школьном проекте
« Радуга талантов», в международном проекте Одиссея Разума, которые реализуется через внеурочную деятельность.
На осенних каникулах учащиеся 5 класса совершили гастрольное турне по Эстониии и Финляндии. Ребята посетили русско – финскую школу в г. Хельсинки и школу Карьямаа в г. Таллинн, где выступили с музыкальной инсценировкой И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей». Зрители и педагоги горячо приветствовали юных артистов, общение доставило искреннюю радость и незабываемые впечатления.
Проанализировав теоретические основы внеурочной деятельности, надо отметить, что система ВД не появилась на пустом месте, ей предшествовала многолетняя работа учителей начальной школы, сотрудничество с учителями старшей школы.
Учащиеся активно принимают участие в предметных неделях.
Неделя Науки в начальной школе включала в себя: конкурс газет «Мир науки», конкурс творческих работ «Мои первые опыты», практическое занятие для учащихся 4 -5 классов «Юный химик», в каждом классе был проведен тематический классный час «Очевидное невероятное», прошла конференция «Наука и современность 2015» (4 - 5 классы). Главная цель конференции: представить школьникам результаты своих исследований, послушать других, сравнить, приобрести опыт публичного выступления.
Научно – практическая конференция прошла как настоящее серьезное мероприятие. Несмотря на юный возраст, все участники конференции показали свою эрудицию, умение держаться на сцене, отвечать на вопросы.
Необходимо отметить роль сотрудничества школы и семьи (родителей) в рамках внеурочной деятельности.
V. Выводы
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство учебной деятельностью.
|
« Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения» Руководитель проекта по разработке образовательных стандартов Александр Кондаков
|