Организация преемственности между начальной и основной ступенями обучения в условиях реализации ФГОС
Борисова Ольга Александровна
Проблема воспитание гармоничной личности, востребованной в обществе, была и остается одной из самых важных школьных проблем. Сегодня, в начале 21 века для учителя важно не только дать знания ученику, намного важнее научить ученика добывать знания самостоятельно и уметь воспользоваться добытыми знаниями для достижения необходимой цели. В подобной ситуации учитель становится «проводником» в мире информации. Современный российский историк и педагог К.Кушнер говорит: «Задача учителя не в том,чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес
к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими». Для решения данной проблемы современный учитель должен владеть различными технологиями (проблемное обучение, игровые технологии, диалог культур и др.), которые повышают уровень проведения уроков, а также мотивацию к тому или иному изучаемому предмету. В связи с этим, перед учителями, работающими в начальной и основной школе, встает очень остро вопрос о преемственности обучения.
Проблема преемственности обучения в школе – это снижение успеваемостипри переходе из начальной школы в среднее звено. Успеваемость падает у значительной части учащихся (20%) и это вызвано рассогласованностью образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.
Реализация преемственности между начальной школой исредним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения:
- самоценности каждого возрастного периода развития учащегося;
- сформированности умения учиться как фундаментального новообразования;
- направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося.
В организации преемственности между начальной школой и средним звеном обучения можно выделить два этапа:
первый этап - формирование готовности к обучению в новой социально-педагогической ситуации (выпускной класс начальной школы);
второй этап - социально-психологическая адаптация к новой социальной ситуации (пятый класс, 1 полугодие).
Цель первого этапа: подготовка учащихся к более высокой ступени обучения, сохранение качественного уровня выполнения образовательных стандартов выпускниками начальных классов в среднем звене.
Цель второго этапа: сохранение качества знаний учащихся в период адаптации, обеспечение условий для дальнейшего успешного обучения.
Причины возникновения рассматриваемой проблемы:
- Недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностях и реальных учебных результатах.
- Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста.
- Неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашних заданий.
- Смена режима и ритма работы (увеличение количества уроков в неделю).
- Резкое увеличение устных предметов и объёма материала в них.
- Много времени требуется на адаптацию в новых условиях (темп урока, манера ведения урока разными учителями, их различными требованиями и т. д.).
Если есть проблема, то всегда можно выработать стратегии по решению данной проблемы.
Проблема |
Работа по решению проблемы |
Пути решения проблемы |
Адаптация в условиях предметной системы обучения |
1. Изучение программ начальной школы учителем 5-го класса; средней школы – учителем начальных классов. 2. Изучение особенностей образовательного процесса в 4-х классах. 3. Знакомство с психологическими особенностями учащихся |
Взаимопосещение уроков в течение учебного года
|
Преемственность технологий начальной школы |
Изучение технологий, используемых в начальных классах |
1. Использование основных приемов технологий начальной школы. 2. Адаптация технологии начального обучения к технологиям основной школы
|
Организация самостоятельной работы на уроке |
Наблюдение уроков в начальной и основной школе
|
Обучение самостоятельной работе (единые требования) |
Соблюдение единых требований
|
Наблюдение уроков в начальной и основной школе
|
1.Подготовка ученика к уроку. 2.Своевременность проверки домашних заданий. 3.Контроль поведения учащихся. 4.Контроль записи домашнего задания. 5.Выставление оценок учителем-предметником. 6.Работа над ошибками
|
Преемственность форма и методов организации учебной деятельности
|
Изучение форм и методов организации учебной деятельности учителями начальной школы и учителями-предметниками
|
Использование форм и методов организации учебного процесса в начальной школе и осуществление плавного перехода к методам и формам организации учебного процесса в средней школе.
|
Единая система итогового повторения в 4-м классе и вводного повторения и контроля в 5-м классе.
|
Разработка единой системы повторения и контроля |
Использование системы повторения и контроля в 4-м классе |
Мы представили наиболее актуальные проблемы преемственности перехода из начальной школы в среднее звено и предложили пути их решения. Каждый педагогический коллектив может предложить свои пути решения проблем в зависимости от специфики работы школы и сложившихся традиций.