Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация преемственности между начальной и основной ступенями обучения в условиях реализации ФГОС

Борисова Ольга Александровна

        Проблема воспитание гармоничной личности, востребованной в обществе, была и остается одной из самых важных школьных проблем. Сегодня, в начале 21 века  для учителя важно  не только дать знания ученику, намного важнее научить ученика  добывать знания самостоятельно и уметь воспользоваться добытыми знаниями для достижения необходимой цели. В подобной ситуации  учитель становится «проводником» в мире информации. Современный  российский историк и педагог К.Кушнер говорит: «Задача учителя не в том,чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес

к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими».  Для решения данной проблемы современный учитель должен владеть различными технологиями (проблемное обучение, игровые технологии, диалог культур и др.), которые повышают уровень проведения уроков, а также мотивацию к тому или иному изучаемому предмету. В связи с этим,  перед учителями, работающими в начальной и основной школе,  встает очень остро вопрос о преемственности обучения.

        Проблема преемственности обучения в   школе – это   снижение успеваемостипри переходе из начальной школы в среднее звено. Успеваемость падает  у значительной части учащихся (20%) и это  вызвано  рассогласованностью  образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.

       Реализация преемственности между начальной школой исредним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения:

      - самоценности каждого возрастного периода развития учащегося;

      -  сформированности умения учиться как фундаментального новообразования;

       - направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося. 

В организации преемственности между начальной школой и средним звеном обучения можно выделить два этапа: 

первый этап - формирование готовности к обучению в новой социально-педагогической ситуации (выпускной класс начальной школы);

второй этап - социально-психологическая адаптация к новой социальной ситуации (пятый класс, 1 полугодие). 

Цель первого этапа: подготовка учащихся к более высокой ступени обучения, сохранение качественного уровня выполнения образовательных стандартов выпускниками начальных классов в среднем звене. 

Цель второго этапа: сохранение качества знаний учащихся в период адаптации, обеспечение условий для дальнейшего успешного обучения.

Причины возникновения рассматриваемой проблемы:

       - Недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностях и реальных учебных результатах.

      -  Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста.

        - Неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашних заданий.

       - Смена режима и ритма работы (увеличение количества уроков в неделю).

       - Резкое увеличение устных предметов и объёма материала в них.

        - Много времени требуется на адаптацию в новых условиях (темп урока, манера ведения урока разными учителями, их различными требованиями и т. д.).

         Если есть проблема, то всегда можно выработать стратегии по решению данной проблемы.

Проблема

Работа по решению проблемы

Пути решения проблемы

Адаптация в условиях предметной системы обучения

1. Изучение программ начальной школы учителем 5-го класса; средней школы – учителем начальных классов.

 2.   Изучение особенностей образовательного  процесса в 4-х классах. 3.   Знакомство с психологическими особенностями учащихся 

Взаимопосещение уроков в течение учебного года

 

Преемственность технологий начальной школы

Изучение технологий, используемых в начальных классах

1. Использование основных приемов технологий начальной школы.

2. Адаптация технологии начального обучения к технологиям основной школы

 

Организация самостоятельной работы на уроке

Наблюдение уроков в начальной и основной школе

 

Обучение самостоятельной работе  (единые требования)

Соблюдение единых требований

 

Наблюдение уроков в начальной и основной школе

 

1.Подготовка ученика к уроку.

2.Своевременность проверки домашних заданий.

3.Контроль поведения учащихся.

4.Контроль записи домашнего задания.

5.Выставление оценок учителем-предметником.

6.Работа над ошибками

 

Преемственность форма и методов организации

учебной деятельности

 

Изучение форм и методов организации учебной деятельности учителями начальной школы и учителями-предметниками

 

Использование форм и методов организации учебного процесса в начальной школе и осуществление плавного перехода к методам и формам организации учебного процесса

в средней школе.

 

Единая система итогового повторения в 4-м классе и вводного повторения и контроля  в 5-м классе.

 

Разработка единой системы повторения и контроля

Использование системы повторения и контроля в 4-м классе

 

       Мы представили наиболее актуальные проблемы преемственности перехода из начальной школы в среднее звено и предложили пути их решения.  Каждый педагогический коллектив может предложить свои пути решения проблем в зависимости от специфики работы школы  и сложившихся традиций.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»