Межпредметные связи на уроках музыки в условиях реализации ФГОС
Подгурская Анастасия Николаевна,
учитель музыки ГБОУ СОШ №68
Калининского района Санкт-Петербурга
«Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — всё, что может сделать учитель, это указать дорожки» Олдингтон Р.
Это высказывание Ричарда Олдингтона, на мой взгляд, очень точно определяет важнейшее направление современного стандарта образования. А именно: не стараться наполнить ученика знаниями, как сосуд, а научить его самого находить ответы.
Важнейшей задачей современного школьного образования является формирование высокоразвитой личности, способной эффективно усваивать знания, принимать нестандартные решения и умеющей творчески мыслить. Перемены в жизни современной школы требуют от учителя музыки умения придать учебно-воспитательному процессу развивающий характер, активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Музыкальное развитие личности является одной из форм эстетического воспитания, цель которого – формирование в человеке способности воспринимать, ценить и создавать прекрасное. Умение видеть красоту окружающего мира, творить и жить по ее законам делает человека гармоничнее, совершеннее. Общеобразовательная школа даёт возможность приобщить к музыке всех детей, сделать музыкальное воспитание подлинно массовым.
«Видеть мир интересно только тогда, когда можно разглядывать его со многих сторон» Э.М.Ремарк
Одним из важных аспектов современного стандарта образования школьников (формирования целостной личности) являются межпредметные связи.
Для успешного проведения уроков музыки педагогу необходимо опираться не только на непосредственный интерес и склонности детей, но и на те знания и навыки, которые они получают на других уроках. Располагая такими сведениями, учитель музыки при планировании своих занятий может использовать связь музыкального искусства с другими учебными предметами.
Межпредметные связи повышают научный уровень обучения, развивают диалектическое мышление учащихся, гибкость ума, умение переносить и обобщать знания из разных предметов и наук.
Межпредметные связи бывают внутрицикловые и межцикловые.
В ходе уроков музыки следует приветствовать обращение педагога к знаниям, которые приобретают учащиеся при изучении других школьных дисциплин: литературы, истории, естествознания. Также для лучшего усвоения конкретных музыкальных произведений требуются наглядные материалы – это произведения изобразительного искусства, сходные по темам, которые представлены в музыке, пейзажи, рисунки архитектурных построек.
При проведении уроков чаще всего используются внутрицикловые связи.
Приведу некоторые примеры применения межпредметных связей на уроках музыки: в 6 классе изучается большая тема по творчеству немецкого композитора Людвига Ван Бетховена. Прежде чем знакомить учащихся с биографией композитора, нужно вспомнить особенности эпохи, в которую жил великий композитор. Французская революция 1812 года потерпела разгром, а вместе с ней крушение идеалов и надежд в жизни многих людей.
Это не могло не затронуть и людей искусства. ( Здесь можно обратиться к каким-либо историческим фактам или зачитать цитаты известных людей того времени: писателей, поэтов, художников, скульпторов, композиторов) Но мы говорим, что несмотря на это произведения Бетховена пронизаны героизмом, мужественностью, стремлением к борьбе.
Немного позднее мы обратимся к творчеству Франца Шуберта и учащиеся узнают, что несмотря на то, что Бетховен и Шуберт жили в одно время, Шуберт является композитором - романтиком, он как - будто замкнулся в себе и не обращал внимания на трудности того времени.
Обращаемся к словарю для того, чтобы дать понятие направлению «романтизм». Далее учащиеся рассматривают картины художников-романтиков, зачитываем стихотворения поэтов - романтиков, определяем отличительные черты их творчества. Приведенные примеры показывают связь предмета с историей, литературой, изобразительным искусством. Все приведенные науки, как и предмет «музыка» относятся к гуманитарному циклу. Поэтому мы говорим о том, что это «внутрицикловые» межпредметные связи.
На уроках сопоставляются богатырские образы Бородина и Васнецова, характерные человеческие типы, воплощенные в произведениях Мусоргского и Репина («Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов» М.Мусоргского и «Протодьякон» И.Репина), картины русской природы в творчестве Левитана и музыке П.Чайковского и С.Рахманинова, буйство праздничных красок в «Масленице» Кустодиева и «Петрушке» Стравинского.
Обращаясь к изучению фрагментов из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь» невозможно не использовать сведения, полученные учащимися на уроках истории.
Программа по чтению и развитию речи требует от учащихся умений осмысленно и выразительно читать, самостоятельно находить основную мысль в небольшом художественном произведении, понимать значение средств выразительности языка, например сравнений. Это может пригодиться и на уроке музыки.
В процессе ознакомления учащихся с музыкальной культурой народов ближнего и дальнего зарубежья, знакомства с музыкой разных стран - использую знания, приобретаемые школьниками на уроках географии.
Введение в урок движений под музыку предполагает использование умений и навыков, получаемых на уроках физкультуры.
На отдельных уроках возможно даже обращение к математике. Как иначе объяснить учащимся, что значит половинная, четвертная или восьмая длительности? Привожу пример, как разделить целое яблоко на двоих, на троих и на четверых человек.
Да и какую бы тему на уроках мы не преподаем учащимся, ни один урок не обходится без применения межпредметных связей. Главное, чтобы при подготовке своих уроков каждый учитель подходил творчески. Очень часто нужна консультация других учителей – предметников. И если учитель будет стремиться обогатить свои знания из других областей, то тогда уроки музыки в общеобразовательной школе будут интересными, поучительными, эстетическими и нравственными.