От качества подготовки учителя
к результату обучения
Кондаурова Татьяна Григорьевна,
учитель математики ГБОУ ЦО №170
Колпинского района Санкт-Петербурга
Требования к учителю диктуются требованиями к современному уроку, как наиболее распространённой форме обучения математике. По основной дидактической цели уроки различаются на: 1)ознакомления с новым материалом; 2) по закреплению знаний; 3) по проверке знаний и умений; 4) систематизации и обобщения; 5) комбинированные. Способы их проведения могут быть различными: урок - лекция, урок- беседа, урок- повторение, урок- практикум и т.д. Основные характеристики урока: цель, содержание, средства и методы, организация учебной деятельности. Главным в этом перечне является цель урока, триединая - образование, воспитание, развитие. В зависимости от цели производится отбор учебного материала, методы и способы подачи этого материала. Внедрение современных образовательных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания. Они войдут в неё лишь как составная часть.
Трудности начинаются с рационального отбора учебного материала. Нам рекомендуют строить изложение с сохранением логики, изложенной в учебнике. Но, иногда, материал в учебнике изложен без взаимосвязи с предыдущим, без намёка на его применение в дальнейшем, я уж не говорю, о возможности применения в практической деятельности и наукообразной терминологии, понять которую большинство детей не в состоянии. Поэтому, опоры на один учебник (в моём понимании) быть не должно. Почему мы должны отказываться от прекрасных учебников М.И.Башмакова, Г.Д.Глейзера, И.Х.Сивашинского? Только потому, что они издавались ранее? К сожалению, новое - не всегда самое лучшее. Выбор оптимальных методов обучения – самый трудный момент в подготовке к уроку. Курсы, читаемые в АППО по методике преподавания математики, подготовке к ГИА и ЕГЭ, лишь частично решают эту задачу. В лучшем случае, преподносился вариант, используемый в своей практике преподавателем АППО, хотя никакого сравнения и анализа с другими вариантами преподавания не проводилось. Рекомендации к выбору метода следующие. Выбранный метод оптимален, когда удовлетворяет следующим условиям: 1) цель - триединая; 2) учтены особенности преподаваемого материала; 3) учтены особенности класса; 4) кабинет оснащён дидактическими материалами, техническими средствами обучения; 5) соблюдаются эргономические требования, т.е. температура в классе, время урока по расписанию, наполняемость класса и т.д. 6) учитываются индивидуальные особенности учителя, его отношение с классом.
Структурная схема урока чаще всего содержит три компонента: 1) Актуализация прежних знаний и способов действий. 2) Формирование новых знаний и способов действий. 3) Применение и формирование новых умений и навыков. Каждый компонент широк по содержанию и по объёму. Как можно строить урок? Обязателен первый этап – цель урока. Выбор всех остальных этапов обусловлен целью урока. Цель определяет структуру урока, соотносит этапы урока, починяет и объединяет эти этапы в целое. Основное требование к уроку – это целенаправленность, которая была бы понята учеником. Учебный процесс – это единство средств, методов и приёмов работы. Рациональное построение урока математики предполагает три вида умений: 1) математическое отражение логики предмета; 2) обще-интелектуальные приёмы умственной деятельности; 3) умения и навыки учебной деятельности. Об отражении математической логики предмета уже говорилось ранее, это выбор оптимального материала изложения темы с использованием различной литературы, а так же собственного опыта работы. Развитие обще-интеллектуальных приёмов умственной деятельности предполагает развитие мышления как такового, вне связи с предметом, но на его основе. Для развития мышления предлагается выделение стержневой идеи, а вокруг неё группируется всё остальное, с обязательным наличием и объяснением существующих связей. Развитие умений и навыков учебной деятельности включает в себя: 1) планирование деятельности ученика (мотивацию, осознание учебной задачи, умение планировать, самостоятельность целеполагания); 2) организацию деятельности (оптимальность действий, использование учебных средств, самодисциплину); 3) усвоение информации (управление вниманием, конспектирование, работа с книгой, диалогические умения, самостоятельность действий); 4) формирование способов умственных действий ( понятие, суждение, умозаключение, сравнение и анализ, обобщение и синтез, воображение, решение задач, проблем); 5) оценка и осмысление результатов работы ( рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль, этическая и эстетическая оценки). Абстрактный характер математических понятий преодолевается с применением моделирования. Использование моделей разного вида: предметных, графических, знаковых и других, упрощает усвоение понятий, легче запоминается. Основные проблемы преподавания математики в нашей школе, это изложить изучаемый методом «просто о сложном» и вложить в голову учащегося максимум информации при определённых усилиях с его стороны. Для этого существуют наглядно-образные опоры, т.е. рисунки, чертежи, таблицы, компьютерные разработки. Должен быть комплексный подход в применении наглядно-вербальных и технических средств обучения и, обязательно, чувство меры при их применении. Выбор оптимальных средств, методов, приёмов работы - это главное, с обязательным учётом общего уровня математической и общей образованности и культуры учащихся.
Схема взаимодействия «учитель-ученик» представлена на слайде. Основные компоненты схемы это учитель, ученик, эталонный образ материала, существующий в голове у педагога, элемент сравнения, также существующий в голове у педагога и канал коррекции. При взаимодействии учителя и ученика происходит обучение учащегося по широкому информационному каналу. Информационный канал включает в себя все применяемые формы и методы обучения. По каналу обратной связи фактически осуществляются формы контроля знаний учащегося. Происходит постоянное сравнение эталонного представления учителя об уровне усвоения материала с существующим усвоением у самого ученика, т. е. возникает сигнал рассогласования. Увеличение сигнала рассогласования требует введения коррекции преподавания, т.е. изменения приёмов обучения, формы изложения, введение наглядности, дополнительных примеров так, чтобы уменьшить сигнал рассогласования и привести к пониманию материала. Если информационный канал широк, то канал обратной связи узок. Расширение канала обратной связи на выходе, применение специальных средств и методов диагностирования – резерв улучшения процессов обучения, увеличения уровня успеваемости, увеличение к.п.д. труда учителя. Систематическая текущая проверка знаний, тетрадей, тестов, математических диктантов, практических работ, контрольных работ, устных ответов - обязательный элемент обучения. Важно обосновать оперативность и частоту проверок.
И вот учитель, подготовившись и вооружившись арсеналом средств и методов, строго следуя намеченному плану, даёт урок. А урок не получается. Народ, т.е. ученики, «безмолвствует». Почему? Наверное, пользуясь терминами математики, можно выделит две важные группы требований к проведению урока: необходимые условия и достаточные условия. Необходимые условия, о которых мы говорили выше, дают как бы «материальную» составляющую урока. Достаточные условия можно сравнить с «духовной» составляющей урока, это тот психологический климат, который каждый раз создаётся самим учителем. Многие из нас прошли традиционную систему обучения, и знакомы с её недостатками не понаслышке. Главными недостатками традиционной системы обучения являются: преобладание обучения над учением, т.е. самостоятельным развитием; подмена внутренней мотивации – поощрением или наказанием; высокая авторитарность, т. е. педагогика требований «Учитель - всегда прав. Ученик должен, обязан». Однако, чем сильнее принуждение, тем сильнее оно отторгается человеком. Идея замены принуждения включением внутренних побудительных причин обучения, приводит к личностно-ориентированному подходу на уроках. Задачей является создание таких условий на уроке, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе. Урок с позиции личностного подхода можно представить состоящим из нескольких компонентов: 1) отношение «учитель – ученик» (понимание, приятие, вера, помощь, индивидуальный подход); 2) учение без принуждения ( требовательность основанная на уважении, возбуждение интереса, использование успеха, предоставление многоступенчатого выбора заданий, уровень сотрудничества в работе); 3) оценивание (гласность, объективность, бесконфликтность, взаимная оценка учеников, самооценка); 4)воспитание «я- концепции» ( «я -нравлюсь», «я – способен», «я- нужен, значит что-то значу; 5) личность учителя (глубина знаний, педагогический такт, общая культура, юмор, оптимизм) Личностно-ориентированный подход опирается на то, что личность - это единство интеллектуальных, психических и физических свойств учащегося. Людей, родившихся с высоким наследственным потенциалом, намного больше, чем тех, которым этот потенциал удалось реализовать. Задача учителя, школы – помочь раскрыться индивидуальности, раскрыть её и, что немаловажно, приобрела устойчивость к социальным воздействиям.