Образовательный процесс в условиях внедрения
ФГОС или требования к современному уроку
Семенова Светлана Владимировна, учитель начальных классов, воспитатель в гпд, ГБОУ СОШ №136 Калининского района г. Санкт - Петербурга
Основная задача педагога начальной школы в рамках введения ФГОС второго поколения- сформировать адекватную самооценку, научить ребенка контролировать свои действия. Очень важно в жизни – уметь рассчитывать собственные силы, реально относиться к своим способностям. Следующая задача – как оценить творчество и инициативу? Как сохранить стремление ребенка активно участвовать в процессе познания, даже если не каждый ответ правильный? Третье положение: «Сравнивать ребенка следует только с самим собой» - не с отличницей из класса, не с соседкой, у которой все всегда получается, а только с его собственными вчерашними достижениями. Словесная оценка – самая известная и применяемая: «хорошо», «молодец». Но такая оценка не показывает уровень овладения учеником определенным умением, не ставит перед ним задачу самосовершенствования. В связи с этим словесная оценка должна иметь вид развернутого оценочного суждения, в котором фиксируются успехи и достижения, раскрываются причины неудач, указываются способы устранения недочетов и ошибок. Например: «Молодец, ты сегодня научился складывать в столбик», «Ты сегодня постарался. Ошибок в решении примеров на сложение и вычитание стало меньше. А вот над решением задач тебе надо еще поработать». При этом не следует давать личностную характеристику – «потому что ты ленивый», «ты вертелся и не слушал». При устной самооценке и взаимооценке рекомендуется образцы построения оценочных высказываний:
- Я думаю…
- Я считаю…
- По моему мнению…
- С моей точки зрения…
- Я сегодня научился…
- У меня сегодня получилось (не получилось)…
- В выполнении задания мне помогло (мешало)…
- Я бы мог сделать лучше…, если бы…
- Причина моей ошибки…
- Причина моего затруднения…
- Мне нужно поработать над…
- В следующий раз я постараюсь…
Самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя.
Основная задача педагога начальной школы в рамках введения ФГОС второго поколения- сформировать адекватную самооценку, научить ребенка контролировать свои действия. Очень важно в жизни – уметь рассчитывать собственные силы, реально относиться к своим способностям. Следующая задача – как оценить творчество и инициативу? Как сохранить стремление ребенка активно участвовать в процессе познания, даже если не каждый ответ правильный? Третье положение: «Сравнивать ребенка следует только с самим собой» - не с отличницей из класса, не с соседкой, у которой все всегда получается, а только с его собственными вчерашними достижениями. Словесная оценка – самая известная и применяемая: «хорошо», «молодец». Но такая оценка не показывает уровень овладения учеником определенным умением, не ставит перед ним задачу самосовершенствования. В связи с этим словесная оценка должна иметь вид развернутого оценочного суждения, в котором фиксируются успехи и достижения, раскрываются причины неудач, указываются способы устранения недочетов и ошибок. Например: «Молодец, ты сегодня научился складывать в столбик», «Ты сегодня постарался. Ошибок в решении примеров на сложение и вычитание стало меньше. А вот над решением задач тебе надо еще поработать». При этом не следует давать личностную характеристику – «потому что ты ленивый», «ты вертелся и не слушал». При устной самооценке и взаимооценке рекомендуется образцы построения оценочных высказываний:
- Я думаю…
- Я считаю…
- По моему мнению…
- С моей точки зрения…
- Я сегодня научился…
- У меня сегодня получилось (не получилось)…
- В выполнении задания мне помогло (мешало)…
- Я бы мог сделать лучше…, если бы…
- Причина моей ошибки…
- Причина моего затруднения…
- Мне нужно поработать над…
- В следующий раз я постараюсь…
Самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя.