Методическая разработка
Карта аспектно-методического анализа урока
в условиях ФГОС
Воронин Александр Иванович
Администрации школы, руководителю, методисту, помимо знания законов дидактики и опыта использования классического дидактического инструментария, надёжно апробированных приемов и методов преподавания, необходима информация и модель, чтобы правильно проанализировать подготовку и деятельность учителя на уроке в современных условиях перехода на ФГОС второго поколения.
Модели анализа урока разнообразны. Многообразие форм анализа и самоанализа урока связано с условиями этого вида деятельности, однако с какой бы целью не проводился анализ, его назначение — дальнейшее развитие и самосовершенствование деятельности учителя.
Карта аспектно-методического анализа урока может быть полезна не только администрации, методистам школы, заместителям директоров по УВР, которые осуществляют анализ уроков педагогов, но и педагогам, т.к. позволит педагогу самостоятельно определить степень соответствия организации урока требованиям ФГОС ООО, современным требованиям к уроку, сделать вывод о его эффективности; наметить пути его совершенствования.
Карта аспектно-методического анализа урока
Дата_________ ФИО учителя___________________ Предмет _____________
Тема урока _______________________________________________________ Класс __________
№ пп |
Этапы |
Показатели |
1 |
Подготовительный |
- Наличие технологической карты урока, - Соответствие рабочей программе и календарно-тематическому планированию |
2 |
Организация начала занятия |
- Готовность кабинета, классной доски, оборудования - Приветствие, создание психологической учебной атмосферы - Наличие соответствующих учебных материалов на столе учащегося |
3 |
Проверка выполнения домашнего задания |
-Выяснялось выборочно по ходу урока -Проверялось вначале урока, - Случаи невыполнения задания фиксировались до начала его проверки, учитель определил время и форму его предъявления |
4 |
Определение темы урока. Постановка целей и задач
|
- Учитель сообщает тему. Этап целеполагания отсутствует - Определение темы и целеполагание осуществляется только учителем - В процессе формулирования темы, определения цели и задач принимают участие обучающиеся - Организуется выявление практического значения темы |
5 |
Усвоение новых знаний и способов действий |
-Для усвоения учебного материала использовались доска, материал учебника, - Для усвоения учебного материала использовался специально подготовленный материал, в т.ч. в электронном виде, ЭОР - Для усвоения учебного материала использовались современные образовательные технологии, отвечающие задачам и планируемым результатам; - Для усвоения учебного материала организованы самостоятельные действия учащихся с объектом изучения для добывания знаний и овладении способами действий |
6 |
Первичная проверка понимания |
-Проверка усвоения сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. -Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. |
7 |
Закрепление знаний и способов действий |
-Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в - учебной ситуации, - практические и творческие задания |
8 |
Обобщение и систематизация знаний |
- Организация деятельности учащихся по включению части в целое, по классификации и систематизации, по выявлению внутрипредметных и межпредметных связей. |
9 |
Подведение итогов занятия. Контроль достижения запланированных результатов |
- Подведение итогов деятельности не осуществляется ни в каком виде - Учитель делает анализ и оценку успешности достижения цели, намечает перспективу последующей работы - Учитель выясняет у обучающихся, что они узнали, запомнили - Учитель организует рефлексию |
10 |
Форма взаимодействия при осуществлении практической деятельности |
- Применяется фронтальный метод организации деятельности. Оценка результатов деятельности обучающихся не осуществляется ни в какой форме - Применяется преимущественно фронтальный метод организации деятельности. Учитель осуществляет контроль и коррекцию хода и результатов. Оценка результатов осуществляется только учителем - Учитель организует деятельность обучающихся, применяя групповой и индивидуальный методы. Обучающиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения и осуществляют их коррекцию. Применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля. Оценка результатов осуществляется не только учителем, но и обучающимися (самооценка, взаимооценка) |
11 |
Формирование УУД |
- В течение всего урока формирование универсальных учебных действий не организовано учителем, идет работа только на предметный результат - В течение всего урока педагог лишь единожды целенаправленно способствовал формированию универсального учебного действия - В течение всего урока педагог целенаправленно способствовал формированию не менее двух универсальных учебных действий |
12 |
Информация о домашнем задании |
- Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей |