Организация игровой деятельности детей
в условиях реализации ФГОС
Крылова Марина Михайловна,
ГБДОУ Центр Развития Ребенка д/с №37
Приморского района Санкт-Петербурга
"Игра не пустая забава. Она необходима для счастья
детей,для их правильного развития"
Д. В. Менджерицкая
Игра – дело серьёзное. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. Игра - вечный спутник детства. Игра – это сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, отдаться мечте и радости. Игра –явление сложное, многогранное. Не надо каких – то особенных данных, чтобы играть с ребятами. Надо просто жить с детьми в том мире, который им интересен. Дети любят играть во взрослых, а взрослые должны уметь быть рядом с детьми, уметь с ними играть, если хотят стать их друзьями. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П.Усова).
Работая по проблеме игровой деятельности мы поставили перед собой цель – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть. Педагогический процесс нашей работы включает в себя две составляющие: деятельность детей в условиях непосредственного руководства и контроля со стороны взрослого - в основном в НОД, - и самостоятельную свободную деятельность детей. Для проведения НОД мы разработали конспекты, конкретные руководства, которые определяют, какие задачи следует ставить перед детьми и как осуществлять контроль за их выполнением.
Пред собой мы поставили следующие задачи:
• научить ребёнка играть,
• содействовать объединению детей в игре;
• тактично руководить выбором игры,
• приучать детей соблюдать во время игры правила,
• воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.
Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляем в двух направлениях:
• Создание необходимой игровой среды
• Непосредственное руководство играми детей.
Свою работу мы построили по принципам:
Первый принцип организации сюжетной игры в детском саду: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам характер поведения взрослого во время игры.
Второй принцип организации сюжетной игры воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения. Комфортная жизнь ребёнка в условиях детского сада во многом зависит от того, сумеет ли он при желании развернуть совместную игру со сверстниками.
Третий принцип - начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно 2 ориентировать ребёнка как на осуществление игрового действия, так и на пояснения его смысла партнёрам - взрослому или сверстнику. Дети должны быть обеспечены в любом возрасте временем, местом и материалом для самостоятельной игры.
На уровне интеграции основных направлений развития ребенка происходит объединение в одно целое различных элементов (частей), объединение понятийных категорий разных направлений развития ребенка, что делает педагогический процесс более интересным и содержательным.
На уровне интеграции образовательных областей устанавливаются связи между целями и задачами одной образовательной области и целями и задачами других образовательных областей. Чтобы процесс интеграции не был поверхностным, мы строили деятельность детей по принципу объединения нескольких видов деятельности и разных средств развития. Преимущества интегрированной деятельности заключается в повышении мотивации обучения, во время которого какое-либо явление рассматривается с нескольких сторон, формируя познавательный интерес. Очень большое значение имеет работа с родителями, ведь большинство родителей относят игру к приятному, но не самому необходимому и важному для ребёнка времяпрепровождению. Поэтому, если у взрослого есть свободное время и выбор: поиграть или позаниматься с ребёнком, то он, скорее всего, предпочтет последнее.
Но и для взрослых игра имеет важное значение. Проводя время вместе с ребёнком, играя с ним, взрослый тем самым находится на территории его интересов, проблем, лучше понимает собственного ребенка, замечает отличительные стороны своего малыша, как положительные, так и отрицательные, поэтому мы приобщаем родителей и детей как можно больше посвящать время совместным играм ! Таким как: «поиграем в доктора», строителя, продавец и покупатель……
Задачи: • Познакомить родителей с особенностями игры детей дошкольного возраста;
• Подвести родителей к осознанию важности игры в жизни ребёнка;
• Дать родителям некоторые образцы семейных игр с ребёнком;
Вовлечь родителей в игровую деятельность. Работая над развитием сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте, мы сделали следующие выводы:
• Ролевая игра выступает как вид активности, объединяющий общение и предметную деятельность.
• Формирует деловые личностные качества ребёнка, более или менее устойчивые моральные представления, а также ролевые способы отображения окружающего.
• Развивает организаторские умения и навыки, способности к межличностному сотрудничеству, развитию речи, памяти, мышления, воображения. Развитие умения своих собственных действий.
• Игра выступает, как средство удовлетворения разнообразить потребности ребенка и развития его мотивационной сферы.
• Ролевая игра выступает также как образная и понятийная репрезентация мира, замена предметов, используемых в игре.