Особенности формирования универсальных
учебных действий на уроках математики
в 5-х - 6-х классах
Карпова Виолетта Анатольевна,
учитель ГБОУ лицея № 384
учитель ГБОУ лицея № 384
Кировского района Санкт-Петербурга
Современное общество нуждается в способности человека учиться и переучиваться. В соответствии с меняющейся ситуацией, члены сообщества должны быть готовыми к самостоятельным действиям и принятию решений. Для человека в настоящее время приоритетной задачей является не багаж знаний, которые он получил, и способность самостоятельно находить информацию, необходимую для понимания и применения ее в конкретной ситуации, чтобы достичь желаемого результата. Поэтому приоритетной задачей на данный момент является способность учащихся самостоятельно находить и приобретать новые знания, навыки и компетенции, в том числе способность к обучению. Огромные возможности предоставляет, для развития всеобщего образования, овладение универсальными учебными действиями в процессе обучения в качестве психологического компонента универсального ядра базового образования, наряду с традиционным содержания курсов математики.
Анализ результатов международного исследования показывает, что пока, наше обучение не соответствует современным международным требованиям в достаточной готовности выпускников к жизни в постиндустриальном информационном обществе. Российские учащиеся, по большей части, не готовы к свободному использованию знаний, полученных в школе, по крайней мере, на уровне требований, которые должны применяться в международных исследованиях. Наблюдается выраженная академическая подготовка выпускников, но не обращается должного внимания на практическую ориентированность знаний и навыков. Предоставленное студентам значительное количество знаний, не способствует формированию их навыков вне учебных ситуаций и эффективного использования имеющихся знаний. Одна из главных причин такой ситуации - отсутствие такой целей в современных учебниках и методах обучения в реализации учебной программы в начальных и средних школах. Знания часто представляются частью области естественных или обществоведческих наук, не пытаясь рассматривать их комплексно с целью понимания и применения. В результате, важные для современного человека навыки для решения различных проблем в жизни не формируются. Таким образом, результаты исследований TIMSS и PISA поставили много вопросов перед отечественным образованием.
С 2015-2016 учебного года российское образование в средней школе перешло на качественно новый уровень – стандарты второго поколения (ФГОС II), основная идея которых - формирование универсальных учебных действий (УУД).
Математическое образование является неотъемлемой частью любого среднего или полного образования. Поэтому, математика является одним из основных предметов в школе, с помощью которых формируются УУД.
УУД – это универсальные учебные действия, или умение учиться.
Исходя из содержания примерной образовательной программы, УУД подразделяются на четыре основные группы. В таблице ниже классифицированы характеристики и типичные задания, с помощью которых формируются УУД на уроках математики в 5-6 классах.
С 2015-2016 учебного года российское образование в средней школе перешло на качественно новый уровень – стандарты второго поколения (ФГОС II), основная идея которых - формирование универсальных учебных действий (УУД).
Математическое образование является неотъемлемой частью любого среднего или полного образования. Поэтому, математика является одним из основных предметов в школе, с помощью которых формируются УУД.
УУД – это универсальные учебные действия, или умение учиться.
Исходя из содержания примерной образовательной программы, УУД подразделяются на четыре основные группы. В таблице ниже классифицированы характеристики и типичные задания, с помощью которых формируются УУД на уроках математики в 5-6 классах.
Характеристика УУД | Примерные задания для формирования УУД в 5-6 классах |
ЛИЧНОСТНЫЕ | |
обеспечивают способность соотносить действия с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. |
- Проблемная задача.
- Задание, решение которого надо обосновать, основываясь только на фактах.
- Ситуативная задача. - Творческое задание (например, составить задачу по таблице или по чертежу). - Подведение итогов урока (учащиеся должны высказать свое отношение к уроку, опираясь только на факты). - Дискуссия. |
РЕГУЛЯТИВНЫЕ | |
отражают способность ученика строить учебно-познавательной процесс, учитывая все его компоненты (цели, прогнозирование, контроль, оценки) |
- Постановка учебной задачи, проблемная задача.
- Формулирование цели и темы урока. - Решение текстовых задач (в соответствии с алгоритмом, приведенным выше).
- Ситуативная задача.
- Преднамеренная ошибка.
- Задания на самоконтроль и взаимоконтроль. - Задание «оцени результат», «выполни прикидку». - Работа с учебником. - Подведение итогов урока. - Дискуссия. |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ | |
включают в себя общую подготовку, логические действия и действия постановки и решения задач | - Работа с учебником. - Проблемная задача. - Решение текстовых задач (в соответствии с алгоритмом, приведенным выше). - Ситуативная задача. - Задачи с избытком или недостатком информации (требуется отделить значимую информацию от второстепенной и определить, какой информации не хватает). - Использование знаково-символьных средств при обработке информации. -Задание на составление математической модели. - Задание на формирование умения поиска ответа «угадай, о чем спросили». - Задание на выдвижение гипотезы. - Задание на доказательство какого-либо суждения. |
КОММУНИКАТИВНЫЕ | |
обеспечивают сознательную ориентацию учащихся на мнение других людей, умение слушать и вести диалог, принимать участие в коллективном обсуждении, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми | - Работа в парах или группах. - Задать вопрос по учебному материалу и ответить на него. - Дискуссия. - Обоснование этапов решения задачи (или этапов доказательства суждения). - Прочитать суждение, записанное с помощью символов, и, наоборот, записать с помощью символов какое-нибудь суждение. |
Таким образом, видно, что развитие УУД успешно реализуется в процессе обучения математике. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.