Роль географии в предпрофильной подготовке учащихся
На сегодняшний день можно сказать, что предпрофильная подготовка — это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования). Практически всеми ныне признается, что предпрофильная подготовка необходима для рациональной и успешной реализации системы профильного обучения в старшей школе. Какова же, роль географии и как науки и как школьного предмета в предпрофильной подготовке учащихся? Попробуем ответить на этот вопрос.
Главной задачей географии является изучение пространственно-временных взаимосвязей и взаимозависимостей между природными и антропогенными объектами, географических последствий человеческой деятельности. Географические знания нынче необходимы для решения многих проблем социально-экономического и экологического характера, возникающих на разных уровнях от локального до глобального.
Отсюда вытекает и значение географии, как единственной дисциплины, относящейся одновременно и к естественным, и к общественным наукам. География предвосхищает в образовательной вертикали средней школы, такие предметы, как физика, химия, история, обществознание, а следовательно может и должна стимулировать учащихся и к их изучению тоже.
Уникальность географии в том, что она формирует у учащегося полную, детальную картину мира. Изучение географии в основной школе в условиях перехода на ФГОС предусматривает переосмысление роли учителя в образовательном процессе. Возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока. Организация информационно-образовательной среды за счет использования современных средств и технологий обучения, помноженная на постоянный контроль за качеством полученных компетенций, позволит учителям учить учащихся учиться, что является главным в современном процессе обучения. Учащиеся постепенно овладевают основными приемами учебной познавательной деятельности и учатся самостоятельно работать с различными источниками информации. Большое значение при изучении курса географии России имеет связь урочной и внеурочной деятельности учащихся. Изучение природно-ресурсного потенциала и специализации социально-экономического развития своего края является основой понимания многих социально-экономических понятий, относящихся к развитию хозяйства страны в целом. Последствием такого углубленного понимания, может стать более осознанный выбор образовательного маршрута, а в дальнейшем и профессии. Участие в экологических и туристических объединениях может стать основой в формировании особого мировоззрения и выборе профессии в сфере экологии, природопользования, охраны природы. Учащиеся 8-9 классов уже владеют умениями использовать информационно-коммуникационные технологии и Интернет, и эти компетенции важно развивать и учить их применять для поиска, обработки и передачи полученной информации, а также для самостоятельной подготовки презентаций выполненных проектов. Для развития коммуникативных навыков важно организовывать работу учащихся в группах, чередуя групповые и индивидуальные формы отчета о выполненных учебных заданиях.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что роль географии в предпрофильной подготовке учащихся очень велика, а на отдельных этапах развития ребенка, ее можно признать главенствующей. Необходимо продолжать работу в данном направлении, укреплять и развивать систему профориентации в школе.