Я – это Я! Ты – это Ты! Мы – это школа!
«Главным ресурсом развивающего общества являются люди, не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно».
П.Г. Щедровицкий
В настоящее время многие инициативы и решения государства ставят перед школой новые задачи и требования в рамках реализации федеральных стандартов. В основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (от 01.02. 2011г) лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности обучающихся к саморазвитию; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей обучающихся; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования.[1,41] Данные условия ориентированы на становление личностных характеристик обучающихся, а в конечном счете это ставит новые условия для развития и становления педагога, работающего в школе, он и сам должен соответствовать данным требованиям.
Вопрос о том, каким должен быть современный учитель, какими методами и техниками должен владеть педагог для успешной профессиональной деятельности остается актуальным во все времена развития образования, педагогики. И даже сегодня, несмотря на то, что наука далеко шагнула вперед, и уровень образования в городе Нижневартовске значительно вырос, данный вопрос стоит не на последнем месте. Я работаю в школе педагогом-психологом 4,5 года и с данным вопросом столкнулась очень тесно именно в этом учебном году. Старт был дан на городском августовском педагогическом совете, где за круглым столом обсуждался вопрос о современном педагоге. И здесь стоит обратить внимание на то, что уже выходит из нашей речи слово «учитель», все чаще мы употребляем слово «педагог». Думаю, этому есть логическое объяснение, так как в сознании многих людей слово «учитель» понимается как человек, который учит, является «передатчиком знаний». Современное общество ставит под сомнение такую трактовку, так как слово «педагог» наиболее глубокое, расширенное, включающие личностные и профессиональные стороны профессионала. На городском августовском педагогическом совете мною проводился мастер-класс с использованием упражнения «Аукцион ценностей», где наши молодые педагоги могли приобрести себе ту или иную ценность. Как специалист, работающий с людьми, учителями и родителями была приятно удивлена тем, что главными ценностями по-прежнему остаются «идеальное здоровье до 95 лет», «здоровый ребенок», «благополучие родителей». Материальные ценности тоже имели место быть на данном «аукционе» и, поверьте мне, они не были на первых местах. Ценности играют важную роль в жизни человека, а в жизни педагога особую роль, потому что с точки зрения гуманизации образования, понимание ценности и уникальности исторического и культурного пути своего народа, его связи с другими культурами, осознание собственных пусть крошечных, но исторических и культурных функций, реализуемых в повседневности каждого дня.
Следующим этапом раскрытия вопроса о профессиональном саморазвитии педагога стало участие в городской дискуссии на тему: «Учитель в современном мире» на базе ЦРО г. Нижневартовска. В ходе проведения мероприятия были затронуты различные стороны развития и становления профессионализма современного педагога. Ценным для меня было различные точки зрения к данному вопросу как начинающих специалистов, так и педагогов-стажистов и работников департамента образования. Данное мероприятие позволило мне подтвердить свои представления о тех качествах которыми должен обладать современный педагог, для того чтобы он мог реализоваться в труде, самосовершенствоваться и быть успешным в своей профессии. Хочется отметить, что главной чертой, которую я выделяю у себя это умение учиться на примере других педагогов, умение перенимать их интересные идеи, изюминки своего педагогического труда. В этом случае мне повезло, я работаю в отличной команде творческих педагогов школы №13, которые показывают мне свой профессионализм и желание поделиться своим педагогическим опытом.
В практике моей работы встречалось много ситуаций, событий, историй и одну из них я хочу рассказать вам: «Конец года, последние уроки проведены, скоро ребята отправятся на каникулы. Я нахожусь в своем кабинете и слышу, как в коридоре спрашивают кабинет психолога. В кабинет входит женщина с ребенком. Девочку зовут Ксения, она учиться в первом классе, посещала «школу будущего первоклассника», очень умная, воспитанная девочка. Ксения держала маленькую коробочку и сказала мне: «Я пришла Вас поздравить с новым годом и сообщить печальную новость, я перехожу в другую школу, потому что мы с мамой переехали. Спасибо Вам, что вы помогли мне учиться в школе». После этого ее мама спросила, не веду ли я какие-нибудь курсы на платной основе для детей, они бы с радостью посещали их. К сожалению таких курсов я не веду!» После таких маленьких историй начинаешь чувствовать свою нужность детям, их родителям, именно это стало моим толчком участия в городском конкурсе «Семья – основа государства», материалы данного конкурса были представлены на региональном этапе.
Для меня ученики школы являются катализатором, источником творчества, новых идей, что позволяет мне быть не просто педагогом-психологом, а исследователем и автором статей в различных публикациях. Их накопилось не мало, в этом учебном году такие как: «Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте в группах по гендерному признаку», «Развитие гибкости мышления на уроках математики». Говоря о развитии творчества и одаренности детей, продолжаю работать по проекту«Развитие ключевых компетенций обучающихся через участие в дистанционных олимпиадах». С учениками школы продолжаем активно участвовать в эврестических олимпиадах по психологии, журналистике и человекознанию, где становимся победителями и лауреатами. В этом учебном году, после обучения московскими специалистами, открыла для себя новое направление для работы с детьми, педагогами и родителями, которое называется «Образовательная кинесиология для снятия учебного стресса». Я не буду останавливаться на этом подробно, возможно это будет в другой конференции, единственное, что хочу отметить, что данный метод хоть и является давно признанным, в нашей системе образования используется редко или я не слышала о нем от своих коллег, работает эффективно.
Образование – открытая система. Современный педагог не может ограничиваться только стенами школы. Для своего саморазвития и повышения качества профессионального труда каждому необходимо выходить за пределы города, района, перенимать инновационные технологии. В рамках современного информационного общества и технологического прогресса это сделать достаточно легко. Сейчас я имею в виду участие в вебинарах, он-лайн конференциях, создание собственных сайтов и блогов. У меня нет собственного сайта, но есть отличные образовательные ресурсы, электронные порталы, которыми я активно пользуюсь в своей работе («Педсовет.Ru», «УчМет», «Сеть творческих педагогов»). Регистрация на данных порталах позволяет мне размещать разработки, делиться опытом, участвовать в дискуссиях и конкурсах.
Подводя итог, хочется отметить, что всего так сразу не расскажешь о самых главных качествах, которые помогают мне идти вверх по своей профессиональной лестнице. Педагог новой школы – творческий, разносторонне развитый, высоконравственный человек с активной жизненной позицией, неравнодушный к своей работе, к судьбам своих учеников. Он постоянно находится в поиске, следит за новинками в образовании, принимает участие в конкурсах педагогического мастерства, так как они, бесспорно, способствуют профессиональному и личностному росту учителя. Это человек, способный анализировать свою работу, делиться опытом и перенимать опыт коллег, педагог, который стремится, а главное, умеет выслушать оценку своей работы более компетентными людьми. Современный педагог не останавливается на достигнутом, всегда стремится к большему. Есть вещи, с которыми я еще не знакома в своей профессии, главное – есть время и желание учиться чему-то новому. Например, мечтаю побывать в одной из школ города Москвы, или ближнего зарубежья. Уверена – у меня все получиться!
Список литературы:
- Вестник образования России. №15,2011. – 76 с.