Пример 2
Подбор критериев для оценивания.
Данные приведенные ниже могут послужить основой для разработки критериев оценки при проверке знаний и умений учащихся. Они являются примерными! Не следует использовать всю систему в первом класса, ее элементы необходимо вводить постепенно, оповещая о ней учеников и родителей. Такие критерии полезно разработать в своем методическом объединении.
1.Терминологический диктант.Самый простой способ проверки домашнего задания всего класса (одного или нескольких темам). Для быстрой проверки взять пять терминов (легко оценить по пятибалльной системе).
Диктовать по 1 термину за 2 минуты – займет 10 минут. Если диктант в начале урока – то можно тут же устно дать правильные определения, если в конце урока – проверить потом и закрепить на следующем уроке.
При проверке тетради делятся на 2 стопки:
-
с более-менее правильными ответами;
-
где нужна индивидуальная работа.
Все проверочные работы проводятся в специальных тетрадях, где видна вся работа ученика в течение года. Эта тетрадь может использоваться и несколько лет, пока не закончится.
2. Устный опрос. Описать по картине признаки весны таблице или схеме, обосновать свой выбор.
-
«5» – выполнил всё задание правильно;
-
«4» - выполнил всё задание с 1-2 ошибками;
-
«3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;
-
«3-» – почти ничего не смог выполнить правильно;
-
«2» – вообще не выполнил заданию.
-
3. Выполнение тестовых заданий.
3.1. Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания « дополните предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла соответственно. Как правило, на одно задание с выбором ответа приходится около минуты, а на составление свободного ответа – около трёх минут. Пример открытого теста: прочитайте текст, заполните пропущенные места.
-
Оптимально на одной контрольной работе дать до 15 заданий:
(10 с выбором ответа и 5 со свободным ответом).
Критерии оценок: «5»: 9 + 4 (80 – 100 % от общего числа баллов)
«4»: 7 + 3 (70 - 75 %)
«3»: 6 + 0 или 10+2 (50 - 65 %).
Здесь возможны варианты, поэтому лучше ориентироваться по процентам.
3.2. Дифференцированный тест составлен из вопросов на уровне «ученик должен» (обязательная часть) и «ученик может» (дополнительная часть). Например, обязательная часть состоит из 15 вопросов по 1 баллу, а дополнительная часть из 5 вопросов повышенного уровня сложности по 2 балла. Итого максимум 25 баллов.
Критерии оценок: «2»: ученик набрал менее 10 баллов
«3»: выполнил 10 любых заданий обязательной части
«4»: 13 + 4 = 17 баллов и более
«5»: 15+ 6 = 21 баллов и более.
Можно внести коррективы в критерии, но нужно заранее сообщить школьникам критерии оценки их работы. Используя в своей работе эти рекомендации несколько лет, могу с уверенностью сказать, что дети быстро привыкают к такому оцениванию. И если учитель в начале проверочной работы забывает указать критерии, они сами его об этом спрашивают и контролируют свою работу.
Методика перевода тестовой оценки в традиционную пятибалльную систему может быть следующей. Допустим, тест состоит из 20 заданий, каждое имеет 4 варианта ответа, среди которых только один правильный. Вычислим вероятность угадывания: она равна ¼, т.е. из 20 предложенных заданий ученик может случайно угадать 5. Если оставшиеся задания распределить на три равные части, соответствующие положительным оценкам «3», «4» и «5», то мы получим распределительную таблицу:
2 балла – от 5 до 8 правильных ответов (где 5 может быть просто угадано!)
3 балла – 9-10 правильных ответов;
4 балла - от 11 до 15 правильных ответов;
5 баллов – от 16 до 20 правильных ответов.
Недостаток метода в слабой селективности. Плохо то, что, скажем, оценку «5» получат ответившие и на 16, 17, 18, 19 и 20 баллов. Для более объективной оценки нужно отталкиваться от результатов конкретного тестирования. На практике это будет выглядеть так. Распределим работы учащихся на пачки, в каждой из которых содержаться работы с одинаковым числом правильных ответов. Результаты сведем в таблицу.
Число верных
ответов
|
7
|
11
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
Итого
|
Число работ
|
3
|
2
|
7
|
1
|
4
|
8
|
2
|
3
|
2
|
32
|
Номер группы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
Оценка «2» «3» «4» «5»
Всего оказалось 9 пачек или групп учащихся с разным числом правильных ответов. Разделим этот ряд пополам. Деление придется на пятую группу. Каждую половину разделим ещё пополам. Получим 4 ранга, соответствующие оценкам «2», «3», «4» и «5». Тогда 1-я и 2-я группы получают 2 балла, 8-я и 9-я – 5 баллов, 3-я и 4-я группы получают твёрдую тройку, а 6-я и 7-я группы – твёрдую четвёрку. Остается одна спорная группа – 5-я. В ней 4 ученика. Надо решить, кому из них поставить «4», а кому «3». Учитель может ориентироваться на качество решенных заданий, их сложность и т.п. Можно практиковать выставление двойных оценок: 2/3, 3/4, 4/5. И такую методику использовать не только при проверке письменных работ, но и устных. Во-первых, это ускоряет процесс проверки знаний; не надо долго взвешивать, как оценить ответ, если он сомнительный. Во-вторых, увеличивается накопляемость оценок, что тоже немаловажно в больших классах. В-третьих, это дополнительный стимул ученику получить ещё одну высокую оценку, своего рода кредит доверия учителя, который большинство детей хочет оправдать! В журнале в графе «контрольная работа» выставляется более высокий балл из двух, а рядом (перед или после) более низкий.
Мы видим, что при первом способе оценивания успеваемость равна 90,6 %, т.к. только три ученика получили двойки. Качество знаний будет равно успеваемости, что явно не соответствует действительности. При использовании второго метода двойки получат 5 учеников и успеваемость равна 84,3 %, а качество знаний максимум 59,3 %.(3) Выводы делайте сами! Опробуйте оба метода, и первый используйте при проверке поурочных или контрольно-обучающих тестов, когда оценка не обязательно выставляется в журнал, а является ориентиром для ученика. При проверке контрольных работ по большим темам, анализе итоговых работ желательно применить второй метод как более точный и справедливый.
Итоговая отметка за выполнение проверочной работы по теме или за год выставляется с учетом качества ответов за каждое задание, всей суммы полученных за них баллов. Поэтому предварительно разрабатываются критерии оценивания каждого задания и доводятся до сведения учащихся. Удовлетворительную отметку получает ученик в том случае, когда он набрал половину от общего числа баллов. Четвёрка выставляется в том случае, когда ученик набрал от 50 до 70 % баллов, а пятёрка – если набрано свыше 70 %. Здесь также возможна корректировка в зависимости от уровня подготовки класса (его литера, программы и т.п.).
4. Самостоятельная работав тетради с использованием учебника.
Выполните задания: а) ответить на вопрос: какое значение для человека имеют домашние животные.
б) Заполнить таблицу.
Названия животных
|
Значение
|
|
|
в)Почему в разных странах люди приручают разных животных? (задание повышенной сложности)
Ваша оценка: «5»—выполнил все три задания
«4» – выполнил первое и второе задание
«3» – правильно выполнил только половину обязательной части заданий (т.е. 1-е или 2-е)
«2» – в каждом задании много ошибок (больше, чем правильных ответов).
5. Устные задания со свободным ответом.
Учитывая то, что многие школьники плохо владеют письменной речью, излагают свои мысли пространно, часто не по существу, учителю следует предлагать вопросы, требующие ответа, состоящего из трёх – шести фраз. В ходе текущей проверки знаний важно анализировать ответы учащихся в классе, обращать внимание на их недостатки, показывать образцы лучших ответов, проводить обмен работами для их анализа самими учащимися.
Одно и то же задание может быть выполнено с разной глубиной и полнотой, на репродуктивном и творческом уровнях.
6. Контрольная работа по вопросам (дать развернутый ответ на вопрос).
Допустим, предложено три задания на среднем уровне сложности и одно задание повышенной сложности.
-
«5» – выполнил все задания правильно;
-
«4» - выполнил все задания, иногда ошибался;
-
«3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину заданий;
-
«2» – почти ничего не смог выполнить правильно;
«1» – вообще не выполнил задание. (1).
Каждый вопрос развернутого задания так же можно заранее оценить в баллах, тогда легче определить, сделал учение всё полностью или только половину.
7. Критерии оценки работы учащихся в группе (команде) в играх КВН и др.
-
умение распределить работу в команде;
-
умение выслушать друг друга;
-
согласованность действий;
-
правильность и полнота выступлений.
-
активность
8. Отчет после экскурсии, рефератпо заданной теме предусматриваетсамостоятельную работу с дополнительной литературой. Кроме умения выбрать главное и конкретное по теме, необходимо оценить следующее:
-
полноту раскрытия темы;
-
все ли задания выполнены;
-
наличие рисунков и схем (при необходимости);
-
аккуратность исполнения.
Каждый пункт оценивается отдельно в баллах.
Удобнее оформить итоги в виде таблицы.
Критерии оценивания письменной самостоятельной работы (отчет по экскурсии, реферат и др.)
Отчет по экскурсии « Наблюдения за птицами» в 3б классе. Мах -12 баллов
|
|
качество выполнения
4 балла
|
Все ли задания выполнены
3 балла
|
Аккуратность
3 балла
|
Наличие рис., схемы
2 балла
|
Итоговое количество баллов
|
Отметка в
журнал
|
№
|
Фамилия,
имя ученика
|
Полный ответ с доп. инфор.
|
В рамках учебника
|
Неполный ответ
|
Ответ не по вопросу
|
Все задания
|
Нет одного
задания
|
Нет двух заданий
|
Очень аккуратно
|
Есть замечания
|
неаккуратно
|
Есть, хорошие
|
Есть, но плохие
|
Нет рис.
|
фото
|
1.
|
Бобылева Настя
|
4
|
|
|
|
3
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
2
|
12
|
5+!
|
2.
|
Васягина Ксения
|
4
|
|
|
|
3
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
2
|
11
|
5+!
|
Критерии оценивания : 12-11 баллов - 5
10-8 баллов – 4
7- 5 баллов – 3.
9. Самостоятельная работа – проект (доклад)по заданной теме
Форма контроля по аналогии с предыдущей работой.
Подытоживая всё выше изложенное можно сказать, что учитель может оценить работу, если он изначально четко поставил цели и критерии оценки.
Список литературы:
-
Бурцева О.Ю. Примерное планирование учебного материала, «Биология в школе», 2000, № 4,5
-
Калинова. Г. С., Мягкова А.М., Резникова В.З. Контроль знаний и умений учащихся с учетом требований к их биологической подготовке. «Биология в школе», 2002 , № 3,4.
-
Маш Р. Д. О тестах и тестовой проверке. «Биология в школе», 1999.
-
Козлова О.Г. Синквейн. Что это такое?, «Биология в школе», 2000, № 5
|