СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ
УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В СВЕТЕ НОВЫХ СТАНДАРТОВ
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Основной механизм обеспечения качества образования посредством системы оценки состоит в уточнении и распространении общего понимания содержательной и критериальной базы оценки. С этой целью система оценки достижения планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок:
внешнюю оценку(или оценку, осуществляемую внешними по отношению к школе службами) и
внутреннюю оценку(или оценку, осуществляемую самой школой – обучающимися, педагогами, администрацией).
Внутренняя оценка строится на той же содержательной критериальной основе, что и внешняя, - на основе планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
В соответствии с требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информациивозможно только в рамках процедур итоговой оценки выпускников с чётко регламентированным инструментарием. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной (анонимной) информации одостигаемых обучающимися образовательных результатов.
Итоговая оценка обучающихся определяется с учётом их стартового уровня и динамики образовательных достижений.
Система оценки предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия». Достижения этих результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса-учебных программ, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.
Объектом оценки личностных результатов служитсформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
самоопределение– сформированность внутренней позиции обучающегося, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
смыслообразование– поиск и установление личностного смысла, «что я знаю» и «что я не знаю», «незнания», стремление к преодолению этого разрыва;
морально-этическая ориентация– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; развитие этических чувств, совесть как регулятор морального поведения.
Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. Предметом оценки в этом случае становится не прогресс личностного развития обучающегося, а эффективность воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения, муниципальной, региональной или федеральной системы образования.
Оценка метапредметных результатов.
Достижение метапредметных результатов процесса-учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана. Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, самостоятельно усваивать новые знания и умения, включая организацию этого процесса. Метапредметные действия составляют психологическую основу и решающее условие успешности решения обучающимися предметных задач. Соответственно уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен.
Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур:
- итоговые проверочные работы по предметам;
- комплексные работы на межпредметной основе.
Оценка уровня сформированности ряда универсальных учебных действий, уровень овладения которыми имеет определяющее значение для оценки эффективности всей системы начального образования (например, обеспечиваемые системой начального образования уровень «включенности» детей в учебную деятельность, уровень их учебной самостоятельности, уровень сотрудничества и ряд других наиболее целесообразно проводить в форме неперсонифицированных процедур).
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.
Достижение этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана.
Оценка предметных результатов может проводиться как в ходе неперсонифицированных процедур с целью оценки эффективности деятельности системы образования и образовательного учреждения, так и в ходе персонифицированных процедур с целью итоговой оценки результатов учебной деятельности обучающихся на начальной стадии общего образования.
Итоговая оценкаограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса в разделе «Выпускник научится».
Оценка достижения этих предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, в том числе на основе метапредметных действий.
На начальной ступени общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение обучающимися опорной системы знаний по рускому языку и математике, и овладение следующими действиями:
- речевыми, среди которых следует выделить навыки осознанного чтения и работы с информацией, а также
- коммуникативными, необходимыми для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимодополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.)
Организация накопительной системы оценки
Портфель достижений
Портфель достижений – накопительная система оценки обучающегося, это сборник работы и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Портфель достижений – это не только современная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
- поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
- формировать умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно – оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.
В портфель достижений учеников начальной школы целесообразно включать следующие материалы:
1.Выборки детских работ - формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, факультативных и дополнительных занятий. Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Работы должны демонстрировать нарастающую успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть:
- по русскому языку и литературе – диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических идеологических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т.п.;
- по математике – математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно- практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счета, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;
- по окружающему миру – дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;
- по предметам эстетического цикла –аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний – описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;
- по технологии –фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний – описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;
- по физкультуре - видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.
2.Систематизированные материалы наблюдений(оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.), которые ведут учителя-предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.
3. Материалы, характеризующие достижения обучающихся во внеурочной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
Портфели достижений должны сопровождаться специальными документами, в которых описаны состав портфеля достижений, критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы и вклад каждой работы в накопительную оценку выпускника.
Практически все составляющие портфеля достижений в настоящее время в силу неразработанности инструментария могут быть оценены только качественно:
- «зачет/незачет»;
- «хорошо», «отлично».
По результатам накопительной оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о:
- сформированности у обучающегося универсальных и предметныхспособов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общегообразования;
- сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- индивидуальном прогрессев основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
Итоговая оценка выпускника
Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопительной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум трех итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).
На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делается следующие выводы о достижении планируемых результатов:
1. Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.
Итоговые работы свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.
2. Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени общего образования, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.
Результаты выполнения итоговых работ свидетельствует о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получения не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.
3. Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.
Решение об успешном освоении обучающимися основной образовательной программы начального общего образования и переводе на следующую ступень общего образованияпринимается педагогическим советом образовательного учреждения на основании сделанных выводов о достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Решение о переводе обучающегося на следующую ступень общего образования принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики выпускника, в которой:
- отмечаются образовательные достижения и положительные качества выпускника;
- определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребенка;
- даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.
Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфеля достижений и другими объективными показателями.