Роль семьи в реализации ФГОС
дошкольного образования
Хрусталева Марина Константиновна
Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. В ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга.
В Законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуально го развития личности ребенка в детском возрасте.
Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательног о учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности .
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия с ней, уйдя при этом от заорганизованно сти и скучных шаблонов. Не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником, то есть выполнить свой главный гражданский долг – воспитать достойного гражданина своей страны.
Цель нашей работы: определить роль и место взаимодействия ДОУ и семьи в условиях реализации образовательной программы.
В целях обеспечения социального партнёрства ДОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями.
Современная ситуация в образовании ставит педагога и родителя в принципиально новые условия, для которых характерны отсутствие жесткой регламентации педагогической деятельности, значительное расширение информационного поля, модернизация социальных функций педагога, развитие индивидуальност и, готовность к принятию решений, мобильность применения профессиональны х качеств.
Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой детского сада использовать родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей», тренинги и так далее.
Взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольной и школьной ступеней образования. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательным и учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Семьи нередко не удовлетворены качеством дошкольного образования, аргументируя это тем, что образовательные учреждения не помогают детям быть социально защищенными, не формируют у детей способностей к самореализации, не оказывают родителям необходимой психолого-педагогической помощи. Со своей стороны, ДОУ предъявляет серьезные претензии к родителям детей с проблемами в учении и поведении как недостаточно компетентным воспитателям, не выполняющим свои обязанности по отношению к собственным детям, не создающим необходимые условия для удовлетворения потребностей детей в защите, уходе, сохранении здоровья, в развитии своих интересов.
Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что в настоящий момент все большее внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны. Но для того, чтобы эффективно реализовывать процесс взаимодействия необходимо, прежде всего, знать особенности субъектов взаимодействия, в частности, педагог должен знать типологию семей, психологические особенности родителей, их возрастные характеристики, разнообразные стили общения родителей с детьми в различных семьях. Педагоги ДОУ вполне отдают себе отчет в том, что каждая семья имеет ряд индивидуальных особенностей и по-разному реагирует на вмешательство извне. Следовательно, педагогам следует подбирать различные технологии, соответствующие содержание, методы, приемы, формы, средства взаимодействия с разными типами семей.
Традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей сочетаются сегодня в новых социальных условиях с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 655 (зарегистрирова н Минюстом России 8 февраля 2010 г. № 16299) были утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовател ьной программы дошкольного образования (далее ФГТ). В соответствии с Федеральными государственным и требованиями к структуре основной общеобразовател ьной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) в ДОУ разработана основная общеобразовател ьная программа дошкольного образования. Общеобразовател ьная программа обеспечивает разностороннее развитие детей от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития – физическому, социально-личностному, познавательному , речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Основная общеобразовател ьная программа ДОУ разработана на основе примерной основной общеобразовател ьной программы "От рождения до школы" под редакцией
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада. Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
За последние годы как никогда отмечается заинтересованно сть родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей. Работа с родителями должна иметь дифференцирован ный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованно сти родителей деятельностью ДОУ.
. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями;
повышение педагогической культуры родителей;
вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Основные задачи своей работы мы видим в следующем:
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
объединить усилия для развития и воспитания детей;
создать атмосферу взаимопонимания , общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки ;
активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Единое понимание результата образования и воспитания педагогами и родителями, всё взаимодействие с родителями в детском саду осуществляется в следующих направлениях:
• профилактическа я;
• разъяснительная работа со всеми категориями родителей по вопросам здоровья детей;
• формирования личности и индивидуальная воспитательная работа;
• выявление проблемных семей детей, имеющих различные проблемы;
• защита прав ребёнка.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников.
Ежегодно в сентябре воспитатели групп проводят анкетирование среди родителей воспитанников на тему «Социальный портрет семьи».
Анализ рисунков воспитанников на тему «Моя семья», «Мой дом» также помогает понять, как относятся к ребенку дома, с какими проблемами он сталкивается.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы.
Главное – донести до родителей знания.
В работе со всеми родителями воспитатели активно используем разнообразные формы работы:
родительские собрания
консультации
праздники
оформление информационных стендов
оформление выставок детско-родительских работ
Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание. В течение нескольких последних лет педагоги разрабатывали проекты собраний в форме дискуссий «Готов ли ребенок к школе? », КВН, диспутов, решения кроссвордов, которые теперь широко используют на практике.
Наиболее важным в информационно-просветительско й работе с родителями является оформление наглядных материалов для родителей. Традиционно оформляются папки-передвижки. Постоянно обновляется информация на сайте детского сада.
В учреждении проводится большая работа по развитию умения педагогов вовлекать родителей в образовательный процесс. На консультациях, мини-лекциях, семинарах-практикумах, тренингах, встречах за «круглым столом», деловых играх они обучаются умению гибко планировать время общения с родителями и показывать значимость таких контактов для развития ребенка, развивают навыки публичного выступления, повышают свою психологическую компетентность.
В последнее время общество испытывает постоянную растущую потребность в консультативной и направляющей работе с родителями. Родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста, с чего и начинается настоящее воспитание родителей.
Педагоги используют разнообразные формы вовлечения семьи в образовательный процесс:
- проектная деятельность;
- тематические родительские собрания, практикумы, семинары;
- встречи в родительском клубе;
- дни открытых дверей,
- тематические выставки рисунков, поделок - участие в совместных конкурсах на уровне ДОУ, на городском уровне.
На протяжении многих лет в ДОУ ведется работа на повышение психолого-педагогической грамотности родителей, и помощь в решении вопросов связанных с воспитанием и развитием детей. На встречах с психологом, Цветковой Галины Николаевны, обсуждаются такие темы как: "Гендерное воспитание дошкольников"; "Роль отца в воспитание детей"; "Традиции семьи"; "Семейный отдых".
Ежегодно в детском саду проводятся совместные тематические выставки поделок и рисунков детей, родителей и педагогов.
На уровне ДОУ:
«Дары осени», «Осенняя шляпка», « Как я провел лето», «Паспорт Петербуржца», «Мой город», «Правила поведения на улице (в транспорте, театре, кино, в гостях)», «Мы на экскурсии» и т.д.
На городском уровне принимали участие в городских акциях, выставках, конкурсах.
В работе с родителями используются электронные средства коммуникации.
Создан сайт, в сети дошкольных образовательных учреждений.
Основным мотивом посещения сайта – быть в курсе происходящих дел в детском саду. Наша задача активизировать интерес родителей к получению знаний в дошкольной педагогике и психологии, не только в личном общении, но и через интернет связь, передавать родителям информацию об образовательном процессе в период отсутствия детей по болезни, или другим причинам.
Организация взаимодействия детского сада и семьи, основанная на сотрудничестве, позволяет каждому ребенку чувствовать себя участником образовательного процесса, что особенно важно для личностного развития детей, поддержания их познавательной активности, а родителям чувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса.