Здоровьесберегающие технологии.
Диагностика здоровья кадетов в работе воспитателя
Подгорная Ольга Ивановна,
воспитатель Кронштадтского морского кадетского корпуса
В свете современных ФГОС важное значение уделяется воспитанию обучающихся, их личностному росту, развитию и сохранению здоровья. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. Особое внимание необходимо уделить диагностике здоровья обучающихся и использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. Здоровьесберегающие технологии (медико-гигиенические технологии, технологии правильной организации образовательного процесса, физкультурно-оздоровительные технологии, экологические здоровьесберегающие технологии, технологии обеспечения безопасности жизнидеятельности) не просто укрепляют и развивают здоровье детей, но и способствуют более глубокому и прочному усвоению знаний, умений и навыков.
Период взросления ребёнка, приходящийся на время его пребывания в учебном заведении, к сожалению, характеризуется ухудшением состояния его здоровья. Кадетский корпус как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.
В последние годы отмечается значительное ухудшение всех показателей состояния здоровья детей и молодежи. Стрессы, плохое питание, несбалансированность учебных программ и техногенных нагрузок, снижение возможности участвовать в оздоровительных мероприятиях, неполноценный отдых — эти и другие причины приводят к росту числа заболеваний неокрепшего и развивающегося организма.
В процессе обучения у детей отмечается рост хронических заболеваний, нарушений физического развития и, как следствие этого, снижение функциональных возможностей детского организма.
Для укрепления связи между учебной деятельностью школьников и их психофизическим здоровьем, для профилактики снижения исходного потенциала здоровья учеников необходимо осуществлять диагностику здоровья кадетов, анализировать динамику состояния их здоровья.
В КМКК осуществляется комплекс профилактических и оздоровительных мероприятий, реализация которых проводится в отношении всех возрастных групп обучающихся корпуса. Все профилактические и оздоровительные мероприятия обеспечиваются администрацией корпуса, педагогами и воспитателями и основываются на результатах ежегодных профилактических осмотров всех учащихся.
Целью работы всего педагогического коллектива является поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья кадет, создание наиболее благоприятных условий для формирования у них положительного отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных факторов сохранения здоровья и профилактики заболеваний.
Исходя из конкретной ситуации в КМКК и в соответствии с поставленной целью можно определить следующие задачи деятельности педагогического коллектива:
- Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.
- Создать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья учащихся, полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
- Формировать у учащихся и педагогов потребности в физическом и психическом саморазвитии.
- Совершенствовать санитарно-гигиеническую, просветительскую, консультативную, информационную работы со всеми участниками образовательного процесса.
- Организовать работу по профилактике наркомании, токсикомании, курения, употребления алкоголя, а также социально опасных заболеваний - ВИЧ, СПИД.
- Повышать результативность методической работы по вопросам здоровьесбережения образовательного процесса и предупреждения травматизма.
- Популяризировать преимущества здорового образа жизни, расширять кругозор воспитанников в области физической культуры и спорта.
- Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма (в повседневной деятельности в КМКК, на дорогах), предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.
- Просвещать родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
- Развивать материально-техническую базу с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся.
Высокий уровень здоровья является основополагающим в жизни каждого человека и во многом обусловливает возможность освоения всех остальных ценностей, без которых сам процесс становления личности малоэффективен. Поэтому в образовательных учреждениях должны заниматься вопросами здоровья детей на всех этапах образовательного процесса.
Главной задачей в кадетском корпусе является научно-организационное управление состоянием здоровья кадет. Для этого разрабатывается структура оздоровительной работы, которая состоит из трех направлений: мониторинг, профилактика и реабилитация.
При поступлении в КМКК будущие воспитанники проходят обязательный медицинский осмотр и психологическое обследование, и в зависимости от состояния физического и эмоционально-психологического здоровья рекомендуются к зачислению в кадетский корпус.
С целью динамического наблюдения за состоянием здоровья кадетов в КМКК проводится целый ряд мероприятий:
1) ежегодные профилактические осмотры;
2) диспансеризация на базе детской поликлиники № 55 г.Кронштадта;
3) еженедельные барьерные осмотры кадет после прибытия из увольнения;
4) барьерные осмотры кадет после прибытия из каникулярных отпусков;
5) ежедневный телесный осмотр обучающихся в учебных ротах;
6) наблюдение воспитателей за состоянием здоровья кадет и своевременное направление их в санитарную часть на территории корпуса для лечения заболеваний на ранних стадиях развития.
Чтобы составить полную картину о состоянии здоровья кадет нового набора 2013 года, воспитатели 7 роты проанализировали результаты медицинского обследования кадет, изучив медицинские карты и рекомендации медработников КМКК, определили группы кадет по здоровью, провели анкетирование родителей и дополнительное собеседование с ними с целью уточнения особенностей здоровья детей, их темперамента и эмоционального состояния.
Главной задачей воспитателей является проведение мониторинга здоровья воспитанников. Он состоит из модулей:
- модуль соматического здоровья;
- модуль физического здоровья;
- модуль психологического здоровья;
- модуль речевых нарушений;
- модуль социального здоровья.
Наблюдение за психологическим здоровьем (состоянием общего душевного комфорта учащихся, обеспечивающим их адекватную поведенческую реакцию) ведется совместно с психологом роты по следующим параметрам: агрессивность, самооценка, тревожность, статус ученика в классе, учебная мотивация, акцентуация характера и др. Задача – обеспечить условия для полноценного развития, образования учащихся и формирования психологической культуры субъектов образовательного процесса.
Без мониторинга здоровья нельзя понять, что происходит сейчас, нельзя выработать стратегию развития учащихся, действий учителей. Если снижается здоровье, то снижается и качество успеваемости.
Модульный подход в мониторинге здоровья позволяет оперативно получать информацию о негативных тенденциях в состоянии здоровья учащихся, предпринимать действия по ослаблению их влияния, создает возможности управлять здоровьем.
Чтобы влиять на качество здоровья, необходимо направить усилия образовательного учреждения не на констатацию негативных факторов, а на их предупреждение: делать акцент на профилактическую деятельность.
Мониторинг предусматривает систему специально организованных наблюдений и слежения за изменениями параметров системы, за развитием каждого ребенка, позволяющим субъектам деятельности вносить коррективы в социально-воспитательные процессы (тестирование оценки психо-физического состояния и функционирования возможностей организма человека, психологический мониторинг здоровья учащихся, тест на адаптацию, тест на тревожность и т.п., анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни, анализ случаев травматизма, диагностика загруженности учащихся домашним заданием). Мониторинг включает проведение социологических исследований общественной ситуации и выяснение того, нужно ли сохранять или изменять применяемую здоровьесберегающую технологию. Такие исследования предупреждают от ошибок и субъективизма.
Работа по сохранению здоровья кадетов – работа системная, многокомпонентная. Она включает в себя следующие направления работы:
− наблюдение за физическим здоровьем кадет (раннее выявление заболеваний в коллективе и своевременное обращение к врачу);
− наблюдение за психологическим здоровьем (привлечение психолога);
− наблюдение за социальным здоровьем (привлечение социального педагога, преподавателей отдельных учебных дисциплин);
− наблюдение за соблюдением санитарно-гигиенических требований (личная гигиена, гигиена внешней среды);
− соблюдение правильного освещения в учебных и жилых помещениях;
− профилактика вирусных, инфекционных и кишечных заболеваний;
− информирование педагогов о состоянии здоровья обучающихся, их эмоционально-психологических особенностях;
− организация правильного двигательного режима (зарядка, физкультминутки, дополнительные уроки ФП, упражнения для глаз и др.);
− строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
− контроль за организацией разнообразного и полноценного питания;
− участие в плановых профилактических прививках;
− витаминизация питания;
− контроль за соответствием формы одежды погодным условиям;
− проведение инструктажей по предупреждению травматизма;
− просветительская работа (формирование здорового образа жизни);
− профилактика наркомании, токсикомании, курения и употребления алкоголя;
− наблюдение за температурным режимом, проветривание в помещениях;
− своевременное утепление окон к зимнему сезону;
− соблюдение режима сна и отдыха;
− организация прогулок на свежем воздухе;
− контроль за соответствием мебели росту детей;
− анализ диспансерного осмотра кадет и использование его результатов в работе воспитателей;
− контроль за посещением спортивных секций.
В соответствии с планом воспитательной работы проводятся беседы о здоровом образе жизни и профилактике вредных привычек, при этом план меняется в соответствии с внешними факторами. Например, при увеличении количества простудных заболеваний проводятся беседы о профилактике гриппа и вирусных инфекций.
Особенно актуальны такие беседы в период, предшествующий сезонным эпидемиологическим вспышкам.
Примерная тематика бесед о здоровье: «Чистота – залог здоровья», «Что такое полноценное питание», «Личная гигиена», «Правила ухода за зубами», «Влияние курения на организм человека», «Предупреждение травматизма при спортивных занятиях» и др.
Ежегодная плановая диспансеризация помогает каждому ребёнку и его родителям получать своевременную и полную информацию о состоянии здоровья воспитанников, даёт возможность выбрать грамотные руководства к проведению профилактических мероприятий.
Анализ медицинских карт учащихся 5 «В» класса (набор 2013 г.) показал, что 100% учащихся имеют II группу здоровья, нет ни одного условно здорового ребёнка. У 6 человек наблюдается ухудшение зрения, а по результатам диспансерного осмотра к ним добавилось ещё четверо, а это уже 50 % от общего состава. Нарушение осанки имеют 17 (85%) обучающихся. Вальгус стоп – 3(15%) человека, плоскостопие – 1 (5%). Полость рта нуждается в санации – 8 (40%) человек.
Результаты медицинского осмотра учащихся помогают рассчитать «индекс здоровья» детей в классе: количество простудных и инфекционных заболеваний, нарушение зрения, осанки и т. д. По статистике, у 50 % подростков в возрасте 12 – 14 лет наблюдается ухудшение зрения. В связи с этим в планировании работы уделено особое внимание занятиям, встречам, которые помогают корректировать и укреплять зрение, организуются тематические встречи со специалистами.
Особого внимания также требуют дети, у которых выявлен сколиоз. По рекомендациям ортопеда воспитатель совместно с учителем физической культуры организует выполнение кадетами специально разработанного комплекса упражнений, направленного на предупреждение патологии и её коррекцию.
Во многом ухудшение здоровья школьников связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50 % и в дальнейшем продолжает неуклонно падать, особенно сейчас, в информационный век, когда дети много времени проводят за монитором компьютера.
Самой важной задачей классного руководителя, воспитателя и учителей является вовлечение учащихся в различные мероприятия по охране здоровья. Это и спортивные состязания, и подготовка классных часов в форме диспутов, сбор материала и оформление стенгазет, фотовыставок, подготовка проектов, организация исследовательской деятельности воспитанников в сфере здоровьесбережения.
Тематика некоторых классных часов по ЗОЖ (5-7 классы)
- «Гигиена школьника».
- «Здоровые привычки — здоровый образ жизни».
- «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».
- «О спорт, ты — мир!».
- « Режим питания».
- «Вредные привычки и их преодоление».
- «Здоровый образ жизни — главное условие профилактики возникновения вредных привычек».
- «Память: как её тренировать».
- «Особенности влияния никотина и других токсических веществ на развитие организма человека».
- «Сотвори себя сам». «Нет наркотикам».
Ожидаемые результаты программы диагностики здоровья кадетов:
- повышение уровня физического, психического и социального здоровья учащихся;
- самореализация личности;
- социальная адаптация;
- включение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;
- снижение уровня заболеваемости детей простудными заболеваниями, заболеваниями позвоночника и глаз;
- формирование способности к самодиагностике состояния здоровья и устойчивой мотивации на здоровый образ жизни;
- повышение уровня профилактической работы;
- создание оптимального режима учебного труда;
- осознанное отношение детей, их родителей (законных представителей), педагогов к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
- сохранение репродуктивного здоровья учащихся;
- создание условий для снижения уровня нервно-психических и сердечно-сосудистых расстройств, патологий желудочно-кишечного тракта, простудных заболеваний, заболеваний органов чувств, зрения, опорно-двигательного аппарата в процессе обучения;
- внедрение оптимального режима учебного труда и активного отдыха детей в урочное и внеурочное время;
- постоянное корректирование учебных нагрузок в соответствии с состоянием здоровья детей;
- формирование осознанного отношения кадетов и их родителей, членов педагогического коллектива к состоянию здоровья через пропаганду здорового образа жизни.
Без сомнения, диагностика состояния здоровья подрастающего поколения является важнейшей медико-социальной и педагогической задачей, так как эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы будет способствовать обеспечению рационального двигательного режима обучающихся, их нормальному физическому развитию, повышению адаптивных возможностей организма, сохранению и укреплению здоровья воспитанников и формированию культуры здоровья и ценности здорового и безопасного образа жизни.
Список литературы
- Брянцева Л.В. Здоровье современных школьников: проблемы, опыт работы [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/618059/
- Грудинская Т.Ю. От мониторинга здоровья – к его качеству. // Журнал «Образование в современной школе», №3, 2004.
- Емельянова О.Ю. Система формирования и сохранения здоровья воспитанников коррекционного образовательного учреждения VIII вида [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/579140/
- Житко Е.А. Методическая разработка по классному руководству (7 класс) по теме: «Вклад классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников» [Электронный ресурс]. – М., – 2011. URL: http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/
- Золотухина И.В. Педагогический мониторинг как системная диагностика качества воспитания. Настольная книга классного руководителя. – М.: ООО Изд. «Астрель», 2003.
- Каграманян Г.А. Программа «Здоровье учащихся» [Электронный ресурс]. – М., – 2008. URL: http://lib.convdocs.org/docs/index-98460.html
- Касаткин В.Н. Щеплягина Л.А. Здоровье. Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов. Ярославль; Аверс-Плюс, 2007.
- Махнач Л.Н. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся и привитие им навыков здорового образа жизни [Электронный ресурс]. – URL: http://festival.1september.ru/articles/580010/
- Монетова Е.О. Роль классного руководителя в воспитании культуры здорового образа жизни. – Журнал «Всё для классного руководителя» №8, 2013.
- Филиппова Н.Ф. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Сборник программ в серии «Работаем по новым стандартам»/[Автор-составитель Третьякова С.В. и др.] – Издательство «Просвещение», 2013.
- Черноусова Ф.П. Мониторинг и диагностика в управлении воспитательным процессом в школе. – М.: Издательство УЦ «Перспектива», 2011.