Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Здоровьесберегающие технологии.
Диагностика здоровья кадетов в работе воспитателя

Подгорная Ольга Ивановна,
воспитатель Кронштадтского морского кадетского корпуса

 

В свете современных ФГОС важное значение уделяется воспитанию обучающихся, их личностному росту, развитию и сохранению здоровья. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. Особое внимание необходимо уделить диагностике здоровья обучающихся и использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. Здоровьесберегающие технологии (медико-гигиенические технологии, технологии правильной организации образовательного процесса, физкультурно-оздоровительные технологии, экологические здоровьесберегающие технологии, технологии обеспечения безопасности жизнидеятельности) не просто укрепляют и развивают здоровье детей, но и способствуют более глубокому и прочному усвоению знаний, умений и навыков.

Период взросления ребёнка, приходящийся на время его пребывания в учебном заведении, к сожалению, характеризуется ухудшением состояния его здоро­вья. Кадетский корпус как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

В последние годы  отмечается значительное ухудшение всех показателей состояния здоровья детей и молодежи. Стрессы, плохое питание, несбалансирован­ность учебных программ и техногенных нагрузок, снижение возможности участвовать в оздоровительных мероприятиях, неполноценный отдых — эти и другие причины приводят к росту числа заболеваний неокрепшего и развивающегося орга­низма.

В процессе обучения у детей отмечается рост хронических заболеваний, нарушений физического развития и, как следствие этого, снижение функциональных возможностей детского организма.

Для укрепления связи между учебной деятельностью школьников и их психофизическим здоровьем, для профилактики снижения исходного потенциала здоровья учеников необходимо осуществлять диагностику здоровья кадетов, анализировать динамику состояния их здоровья.

В КМКК осуществляется комплекс профилактических и оздоровительных мероприятий, реализация которых проводится в отношении всех возрастных групп обучающихся корпуса. Все профилактические и оздоровительные мероприятия обеспечиваются администрацией корпуса, педагогами и воспитателями и основываются на результатах ежегодных профилактических осмотров всех учащихся.

Целью работы всего педагогического коллектива является поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья кадет, создание наиболее благоприятных условий для формирования у них положительного отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных факторов сохранения здоровья и профилактики заболеваний.

Исходя из конкретной ситуации в КМКК и в соответствии с поставленной це­лью можно определить следующие задачи деятельности педагогического коллектива:

  • Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправ­ленного отслеживания его в течение всего времени обучения.
  • Создать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья учащихся, полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
  • Формировать у учащихся и педагогов потребности в физическом и психическом саморазвитии.
  • Совершенствовать санитарно-гигиеническую, просветительскую, консультативную, информационную работы со всеми участниками образовательного процесса.
  • Организовать работу по профилактике наркомании, токсикомании, курения, употребления алкоголя, а также социально опасных заболеваний - ВИЧ, СПИД.
  • Повышать результативность методической работы по вопросам здоровьесбережения образовательного процесса и предупреждения травматизма.
  • Популяризировать преимущества здорового образа жизни, расширять кругозор воспитанников в области физической культуры и спорта.
  • Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма (в повседневной деятельности в КМКК, на дорогах), предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.
  • Просвещать родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
  • Развивать материально-техническую базу с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся.

Высокий уровень здоровья является основополагающим в жизни каждого человека и во многом обусловливает возможность освоения всех остальных ценностей, без которых сам процесс становления лич­ности малоэффективен. Поэтому в образовательных учреждениях должны заниматься вопросами здоровья детей на всех этапах образовательного процесса.

Главной задачей в кадетском корпусе является научно-организационное управление состоянием здоровья кадет. Для этого разрабатывается структура оздоровительной работы, которая состоит из трех направле­ний: мониторинг, профилактика и реабилитация.

При поступлении в КМКК будущие воспитанники проходят обязательный медицинский осмотр и психологическое обследование, и в зависимости от состояния физического и эмоционально-психологического здоровья рекомендуются к зачислению в кадетский корпус.

С целью динамического наблюдения за состоянием здоровья кадетов в КМКК проводится целый ряд мероприятий:

1)    ежегодные профилактические осмотры;

2)    диспансеризация на базе детской поликлиники № 55 г.Кронштадта;

3)    еженедельные барьерные осмотры кадет после прибытия из увольнения;

4)    барьерные осмотры кадет после прибытия из каникулярных отпусков;

5)    ежедневный телесный осмотр обучающихся в учебных ротах;

6)    наблюдение воспитателей за состоянием здоровья кадет и своевременное направление их в санитарную часть на территории корпуса для лечения заболеваний на ранних стадиях развития.

Чтобы составить полную картину о состоянии здоровья кадет нового набора 2013 года, воспитатели 7 роты проанализировали результаты медицинского обследования кадет, изучив медицинские карты и рекомендации медработников КМКК, определили группы кадет по здоровью, провели анкетирование родителей и дополнительное собеседование с ними с целью уточнения особенностей здоровья детей, их темперамента и эмоционального состояния.

Главной задачей воспитателей является проведение мониторинга здоровья воспитанников. Он состоит из модулей:

  • модуль соматического здоровья;
  • модуль физического здоровья;
  • модуль психологического здоровья;
  • модуль речевых нарушений;
  • модуль социального здоровья.

Наблюдение за психологическим здоровьем (состоянием общего душевного комфорта учащихся, обеспечивающим их адекватную пове­денческую реакцию) ведется совместно с психологом роты по следующим параметрам: агрессивность, самооценка, тревожность, статус ученика в классе, учебная мотивация, акцентуация характера и др. Задача – обеспечить условия для полно­ценного развития, образования учащихся и формирования психологи­ческой культуры субъектов образовательного процесса.

Без мониторинга здоровья нельзя понять, что происходит сейчас, нельзя выработать стратегию развития учащихся, действий учителей. Если снижается здоровье, то снижается и качество успеваемости.

Модульный подход в мониторинге здоровья позволяет оперативно получать информацию о негативных тенденциях в состоянии здоровья учащихся, предпринимать действия по ослаблению их влияния, создает возможности управлять здоровьем.

Чтобы влиять на качество здоровья, необходимо направить усилия образовательного учреждения не на констатацию негативных факторов, а на их предупрежде­ние: делать акцент на профилактическую деятельность.

Мониторинг предусматривает систему специально организованных наблюдений и слежения за изменениями параметров системы, за разви­тием каждого ребенка, позволяющим субъектам деятельности вносить коррективы в социально-воспитательные процессы (тестирование оценки психо-физического состояния и функционирования возможностей организма человека, психологический мониторинг здоровья учащихся, тест на адаптацию, тест на тревожность и т.п., анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни, анализ случаев травматизма, диагностика загруженности учащихся домашним заданием). Мониторинг включает проведение социологических исследований общественной ситуации и выяснение того, нужно ли сохранять или изменять приме­няемую здоровьесберегающую технологию. Такие исследования предупреждают от ошибок и субъективизма.

Работа по сохранению здоровья кадетов – работа системная, многокомпонентная. Она включает в себя следующие направления работы:

−       наблюдение за физическим здоровьем кадет (раннее выявление заболеваний в коллективе и своевременное обращение к врачу);

−       наблюдение за психологическим здоровьем (привлечение психолога);

−       наблюдение за социальным здоровьем (привлечение социального педагога, преподавателей отдельных учебных дисциплин);

−       наблюдение за соблюдением санитарно-гигиенических требований (личная гигиена, гигиена внешней среды);

−       соблюдение правильного освещения в учебных и жилых помещениях;

−       профилактика вирусных, инфекционных и кишечных заболеваний;

−       информирование педагогов о состоянии здоровья обучающихся, их эмоционально-психологических особенностях;

−       организация правильного двигательного режима (зарядка, физкультминутки, дополнительные уроки ФП, упражнения для глаз и др.);

−       строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

−       контроль за организацией разнообразного и полноценного питания;

−       участие в плановых профилактических прививках;

−       витаминизация питания;

−       контроль за соответствием формы одежды погодным условиям;

−       проведение инструктажей по предупреждению травматизма;

−       просветительская работа (формирование здорового образа жизни);

−       профилактика наркомании, токсикомании, курения и употребления алкоголя;

−       наблюдение за температурным режимом, проветривание в помещениях;

−       своевременное утепление окон к зимнему сезону;

−       соблюдение режима сна и отдыха;

−       организация прогулок на свежем воздухе;

−       контроль за соответствием  мебели росту детей;

−       анализ диспансерного осмотра кадет и использование его результатов в работе воспитателей;

−       контроль за посещением спортивных секций.

В соответствии с планом воспитательной работы проводятся беседы о здоровом образе жизни и профилактике вредных привычек, при этом план меняется в соответствии с внешними факторами. Например, при увеличении количества простудных заболеваний проводятся беседы о профилактике гриппа и вирусных инфекций.

Особенно актуальны такие беседы в период, предшествующий сезонным эпидемиологическим вспышкам.

Примерная тематика бесед о здоровье: «Чистота – залог здоровья», «Что такое полноценное питание», «Личная гигиена», «Правила ухода за зубами», «Влияние курения на организм человека», «Предупреждение травматизма при спортивных занятиях» и др.

Ежегодная плановая диспансеризация помогает каждому ребёнку и его родителям получать своевременную и полную ин­формацию о состоянии здоровья воспитанников, даёт возможность выбрать грамотные руководства к проведению про­филактических мероприятий.

Анализ медицинских карт учащихся 5 «В» класса (набор 2013 г.) показал, что 100% учащихся имеют II группу здоровья, нет ни одного условно здорового ребёнка. У 6 человек наблюдается ухудшение зрения, а по результатам диспансерного осмотра к ним добавилось ещё четверо, а это уже 50 % от общего состава. Нарушение осанки имеют 17 (85%) обучающихся. Вальгус стоп – 3(15%) человека, плоскостопие – 1 (5%). Полость рта нуждается в санации – 8 (40%) человек.

Результаты медицинского осмотра учащихся по­могают рассчитать «индекс здоровья» детей в клас­се: количество простудных и инфекционных забо­леваний, нарушение зрения, осанки и т. д. По ста­тистике, у 50 % подростков в возрасте 12 – 14 лет наблюдается ухудшение зрения. В связи с этим в планировании работы уделено особое внима­ние занятиям, встречам, которые помогают корректировать и укреплять зрение, организуются тематические встречи со специалистами.

Особого внимания также требуют дети, у кото­рых выявлен сколиоз. По рекомендациям ортопеда воспитатель совместно с учителем фи­зической культуры организует выполнение кадетами специально разработанного комплекса упражнений, направленного на предупреждение патологии и её коррекцию.

Во многом ухудшение здоровья школьников свя­зано с дефицитом двигательной активности. С пер­вых лет обучения она снижается на 50 % и в даль­нейшем продолжает неуклонно падать, особенно сейчас, в информационный век, когда дети много времени проводят за монитором компьютера.

Самой важной задачей классного руководителя, воспитателя и учителей является вовлечение учащихся в различные ме­роприятия по охране здоровья. Это и спортивные состязания, и подготовка классных часов в форме диспутов, сбор материала и оформление стенгазет, фотовыставок, под­готовка проектов, организация исследовательской деятельности воспитанников в сфере здоровьесбережения.

Тематика некоторых классных часов по ЗОЖ (5-7 классы)

  • «Гигиена школьника».
  • «Здоровые привычки — здоровый образ жизни».
  • «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».
  • «О спорт, ты — мир!».
  • « Режим питания».
  • «Вредные привычки и их преодоление».
  • «Здоровый образ жизни — главное условие про­филактики возникновения вредных привычек».
  • «Память: как её тренировать».
  • «Особенности влияния никотина и других ток­сических веществ на развитие организма че­ловека».
  • «Сотвори себя сам». «Нет наркотикам».

Ожидаемые результаты программы диагностики здоровья кадетов:

  • повышение уровня физического, психического и социального здоровья учащихся;
  • самореализация личности;
  • социальная адаптация;
  • включение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;
  • снижение уровня заболеваемости детей простудными заболеваниями, заболеваниями позвоночника и глаз;
  • формирование способности к самодиагностике состояния здоровья и устойчивой мотивации на здоровый образ жизни;
  • повышение уровня профилактической работы;
  • создание оптимального режима учебного труда;
  • осознанное отношение детей, их родителей (законных представителей), педагогов к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
  • сохранение репродуктивного здоровья учащихся;
  • создание условий для снижения уровня нервно-психических и сердечно-сосудистых расстройств, патологий желудочно-кишечного тракта, простудных заболеваний, заболеваний органов чувств, зрения,  опорно-двигательного аппарата в процессе обучения;
  • внедрение оптимального режима учебного труда и активного отдыха детей в урочное и  внеурочное время;
  • постоянное  корректирование учебных  нагрузок в соответствии с состоянием здоровья    детей;
  • формирование осознанного отношения кадетов и их родителей, членов педагогического коллектива к состоянию здоровья через пропаганду здорового образа жизни.

Без сомнения, диагностика состояния здоровья подрастающего поколения является важнейшей медико-социальной и педагогической задачей, так как эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы будет способствовать обеспечению рационального двигательного режима обучающихся, их нормальному физическому развитию, повышению адаптивных возможностей организма, сохранению и укреплению здоровья воспитанников и формированию культуры здоровья и ценности здорового и безопасного образа жизни.

 

Список литературы

  1. Брянцева Л.В. Здоровье современных школьников: проблемы, опыт работы [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/618059/
  2. Грудинская Т.Ю. От мониторинга здоровья – к его качеству. // Журнал «Образование в современной школе», №3, 2004.
  3. Емельянова О.Ю. Система формирования и сохранения здоровья воспитанников коррекционного образовательного учреждения VIII вида [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/579140/
  4. Житко Е.А. Методическая разработка по классному руководству (7 класс) по теме: «Вклад классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников» [Электронный ресурс]. – М., – 2011. URL: http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/
  5. Золотухина И.В. Педагогический мониторинг как системная диагностика качества воспитания. Настольная книга классного руководителя. – М.: ООО Изд. «Астрель», 2003.
  6. Каграманян Г.А. Программа «Здоровье учащихся» [Электронный ресурс]. – М., – 2008. URL: http://lib.convdocs.org/docs/index-98460.html
  7. Касаткин В.Н. Щеплягина Л.А. Здоровье. Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов. Ярославль; Аверс-Плюс, 2007.
  8. Махнач Л.Н. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся и привитие им навыков здорового образа жизни [Электронный ресурс]. – URL: http://festival.1september.ru/articles/580010/
  9. Монетова Е.О. Роль классного руководителя в воспитании культуры здорового образа жизни. – Журнал «Всё для классного руководителя» №8, 2013.
  10. Филиппова Н.Ф. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Сборник программ в серии «Работаем по новым стандартам»/[Автор-составитель Третьякова С.В. и др.] – Издательство «Просвещение», 2013.
  11. Черноусова Ф.П. Мониторинг и диагностика в управлении воспитательным процессом в школе. – М.: Издательство УЦ «Перспектива», 2011.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»