Проблема психологического благополучия педагога является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии. В связи с этим большое значение приобретает изучение феномена выгорания- психологического явления, оказывающего негативное воздействие на психофизическое здоровье и эффективность деятельности специалистов, занятых в социальной сфере.
Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.
В современных условиях деятельность педагога буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность, недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме».
Но для поддержания соответствующего имиджа педагог должен иметь внутренние ресурсы.
Также, профессия педагога является одной из профессий альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения выгорания.
Итак, актуальность данной темы обусловлена:
• Увеличением количества педагогов, имеющих синдром профессионального и психического выгорания;
• Влиянием психического выгорания педагога на эмоциональное состояние детей и психологический климат учреждения;
• Истощением эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека:
(исчезают положительные эмоции, проявляется отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возникают недоумения с сотрудниками по работе; появляется антипатия, а затем и вспышка раздражения по отношению к коллегам; притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру, человек становиться равнодушным ко всему; безразличие ко всему)
• Ухудшением физиологического состояния человека
( возникновение и обострение хронических заболеваний органов и систем: сердечно – сосудистой, нервной системы, желудочно – кишечного тракта и т.д.)
Для того, чтобы провести исследование негативных проявлений у педагогов, уровня психического выгорания, психологического климата в коллективе можно порекомендовать использовать следующие методики для педагогов:
• Исследование удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в ДОУ;
• Диагностика уровня психического выгорания у педагогов,
Бойко В.В.
• Диагностика социально-психологического климата в коллективе;
• Исследование уровня готовности и адаптированности
личности к педагогической деятельности и т.д.
На основе проведенных исследований и изучения литературы по теме осуществляется разработка наиболее приемлемых и эффективных для данного коллектива форм работы по профилактики психического выгорания.
Реализация программы, серии мероприятий, выбранных форм работы по профилактике психического выгорания с данным контингентом,
с учетом особенностей и трудностей, которые испытывают педагоги.
Профилактика самосохранения и развития педагогов:
• Просвещение педагогов:
- консультации индивидуальные и групповые,
- памятки,
- ширмы,
- педагогические гостиные,
- лектории,
- семинары,
- круглый стол и т.д.;
• Практические упражнения
- семинары-практикумы,
- обучающие упражнения;
• Тренинговая работа:
- Самопознание;
- Межличностное взаимодействие;
- Позитивный жизненный настрой;
- Формирование навыков саморегуляции;
- Формирование коммуникативных навыков;
- Сплочение коллектива;
- Снятие физического и эмоционального напряжения.
• Релаксация:
- релаксационная гимнастика,
- дыхательные упражнения,
- аутотренинг,
- упражнения для саморасслабления,
- метод простого и быстрого расслабления мышц,
- расслабление через напряжение,
- упражнения на расслабление мышц рук, ног, глаз, мимических мышц и т.д.
• Ароматерапия:
Стимулирующее воздействие:
Мускатник, можжевельник, лимон, гвоздика, розмарин, мята перечная.
Очищающее, дезинфицирующее воздействие:
Лаванда, лимон, мускатник, шалфей, герань, апельсин, мандарин, бигарадия, лимонник, гвоздика.
Гармонизирующее воздействие:
Лепестки розы, сандал, апельсин, мандарин, майоран, бигарадия.
Расслабляющее и успокаивающее воздействие:
Мелисса, ромашка, , шалфей, базилик, лаванда, розмарин, валерьяна, кедр, сандал, жасмин.
Укрепляющее воздействие:
Мускатник, базилик, лаванда, розмарин, базилик, мелисса.
• Музыкотерапия:
Для профилактики утомляемости, нервном истощении:
-«Утро» Э. Грига;
-Рассвет над Москвой- рекой» М.Мусорского из оперы «Хованщина»;
-Времена года» П.И. Чайковского.
Расслабляющее воздействие:
-Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского;
-Баркарола» П.И. Чайковского;
-«Пастораль» Ж. Бизе;
-«Вальс» Д. Шостаковича из к/ф «Овод»;
-Романс» Свиридова к повести Пушкина «Метель»;
-«История любви» Ф. Лея;
-«Вчера» Дж. Ленона
-«Элегия» Г. Форе;
-Лебедь» Сен- Санса
Нормализует кровяное давление и сердечную деятельность:
-Свадебный марш» Мендельсона
Нормализует сон и работу мозга
-Сюита «Пер Гюнт» Э.Грига
• Клубы общих интересов, кружки, секции
Проведение посиделок и встреч на различные темы с привлечением специалистов из различных областей: медицинские работники; косметолог-визажист; мастер по сервировке стола и дизайну интерьера; библиотекарь; массажистка и т.д.
Обучение восточной пластике танца, оздоровление организма, снятие нервно-психического напряжения, коррекция фигуры, смена вида деятельности, эмоциональная разрядка, поднятие позитивного фона настроения и т.д.
Двигательные упражнения под музыку с целью оздоровления педагогов, формирования здорового образа жизни.
• Арт-терапия:
- совместные вечера творчества,
- поделки своими руками;
- обучение различным приемам вышивки;
- смотр-конкурсы творческих работ,
- выставка «Мир моих увлечений»,
- обмен опытом.
• Совместные праздники и досуги:
- день рождения,
- юбилей;
- день дошкольного работника;
- международный женский день;
- новый год и т.д.
• Коллективные выходы:
-театр,
-музеи,
-кафе,
-природа и т.д.
• Моральное стимулирование
-почетные грамоты
-благодарности
- открытка за успешное усвоение профессии
- письмо- объяснение в любви от руководства
- благодарственные письма родителям работников и т.д.
• Неделя успеха педагога
Проведение различных мероприятий, где чествуют педагогов, достигших определенных успехов в работе, , открыток за успешное усвоение профессии педагога, почетных грамот, благодарственных писем и т.д.
• Триумф воспитателя
Праздник в честь воспитателей, где демонстрировалась важность, значимость, престиж профессии воспитателя. Воспитателям посвящали стихи песни, их поздравляли дети, благодарные родители, много вручалось подарков и грамот, присутствовали СМИ и т.д.
Рекомендации для педагогов или маленькие правила здоровой жизни:
• Зарядка- маленький подвиг, для здоровья отличный допинг.
• Не плывите пассивно по течению, найдите в жизни увлечение.
• Свое возрождение начните с правильного мышления.
• Вредные привычки сбросьте как рукавички.
• Внимательно организм слушайте, он подскажет совет нужный.
• Будь доброжелательным, твори добро обязательно.
• Смейтесь больше- проживете дольше.
• Умеренность во всем, так здоровье сбережем.
• Когда руки вытираем, каждый суставчик разминаем.
• Всегда будьте хозяином своей судьбы!
• Не надейся на всех и не верь чудесам. Есть одна лишь подмога- помоги себе сам!
Помогут вам в этом следующие советы:
• Подмечайте свои достижения, успехи и хвалите себя за них, радуйтесь достигнутым целям.
• Не «пережевывайте» мысленно случившиеся конфликты и допущенные ошибки. Осознавайте их причину, сделайте вывод и найдите выход.
• Если возникла проблема, конфликт- решайте их своевременно и обдуманно.
• Рационально распоряжайтесь своим временем. Научитесь делить крупные дела на несколько частей. Возьмите за правило не оставлять дела незавершенными.
• Формируйте активную жизненную позицию, особенно по отношению к профессиональным стрессам (стрессы - это аромат, вкус жизни).
• Определите предел своих возможностей. С уважением относитесь к своему организму, не переутомляйтесь, будьте всегда в хорошей физической форме.
• Возьмите за правило дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны. С теми же, кто не приятен мягко и незаметно ограничивайте общение.
Список литературы:
• 1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Информац. Изд. Дом Филин, 1996. – 256 с.
• 2. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. СПб.: Издательство «Речь». 2004. – 162 с.
• 3. Зборовская И.В. Саморегуляция психической устойчивости учителя // Прикладная психология. 2001, № 6, С.55-65.
• 4. Ларенцова Л.И. Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей-стаматологов // Клиническая стоматология, 2003, №4, С.82-86.
• 5. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал, 2001, Т.22, № 1, С.90-101.
• 6. Практическая психодиагностика. Методы и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998. – 672 с.
• 7. Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. – 1998, № 8 , С. 84-89.
• 8. Формалюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994, № 6, С.57-64
• 9. Лободин В.П. Как сохранить здоровье педагога.-М., 2005г.
• Правдина Н.Я. Я привлекаю успех: Как достичь успеха и реализовать свои желания, получая удовольствие.-И.К. «Невский проспект».-СПб.:2003г.
• Кузнецова М.н. Ароматерапия в системе оздоровления дошкоьноков.-М., 2004г.
• Аэрофитотерапия в профилактике и лечении. Практические рекомендации.-СПб., 1994г.
. Журнал «Здоровье дошкольника»
• №6, 2008г. - «Стресс», И.Кулинцова;
• №6, 2009г. – «Профессиональное здоровье педагога: как его сохранить и укрепить» В.Шебеко, Е. Семенова;
• №4, 2008г. – «Эмоциональная культура педагога- залог его здоровья».
Журнал «Справочник старшего воспитателя»
• №7, 2008г. -«Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми»;
• №1, 2008г. -«Педагогическая арт-терапия»
Журнал «Управление ДОУ»
• №4, 2007г. -«Психолого – педагогическое сопровождение молодого специалиста»
• №1, 2011г. -«Психологическая адаптация педагога к профессиональной Д»;
• №8, 2008- «Стрессы»
• «№1, 2008г. «Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов»
• №6, 2010 «Профессиональные деформации педагога ДОУ»
• №1, 2009 «Профилактика профессиональной стагнации педагогов ДОУ»
• №6, 2008г. Тренинг общения «Познай себя»
Журнал «Мой ребенок»
• Август 2003г. «Интерьеротерапия- дома и стены лечат»
Скачать:
zdorove_pedagoga.jpg | 153.39 КБ |