Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Реализация развивающей программы Л.В. Занкова
и принципов личностно-ориентированного обучения
в рамках ФГОС в условиях частной начальной школы

Нарикян Юлия владимировна
Содержание
Введение.
1. Теоретические основы личностно-ориентированного обучения.
2. Исследование возможностей реализации принципов индивидуального подхода и развивающего обучения.
2.1 Сравнительный анализ реализации принципов индивидуального подхода на примере государственной и частной школы.
2.2 Методы и приёмы, влияющие на успешную реализацию принципов личностно-ориентированного обучения.
3. Личностный подход в образовательной технологии.
3.1 Основная характеристика групп учащихся с учётом их индивидуальных особенностей.
3.2 Использование принципов личностно-ориентированного обучения в работе по программе Л.В.Занкова (русский язык и литература) в соответствии с концепцией ФГОС.
3.3 Выводы.
Заключение.
Список использованных источников.  

Введение
      «Хороший учитель отличается от плохого тем, что он умеет видеть индивидуальные особенности детей; для хорошего учителя все ученики разные, а для плохого – одинаковые.» П.П.Блонский
Актуальность темы.
    Традиционная система обучения существует почти 400 лет. Она разработана крупнейшим чешским ученым и педагогом Я.А.Коменским. Он впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке, создал стройную систему всеобщего образования, разработал классно-урочную форму обучения. Система способствовала развитию школьников тех качеств, которые были необходимы для достойной жизни в условиях ремесленного производства и появления первых паровых машин: полное послушание, умение повторить действия учителя (мастера). В течение всей своей жизни человек мог заниматься одним и тем же делом, выполнять его одними и теми же методами.            Однако в ХХ веке произошли глобальные изменения в науке и общественной жизни, резко возрос поток информации, человек стал жить в принципиально других скоростях. Все это привело к необходимости существенно пересмотреть задачи и методы обучения школьников.
      В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принять решение в новой ситуации. Ведь современный человек постоянно находится перед выбором. Чтобы сделать выбор наиболее приемлемым для него, чтобы быстро перестроиться в случае необходимости, нужно обладать способностью анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать умозаключения.
     Особую роль для приобретения этих качеств отводиться образовательному старту. Именно на старте ребенок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании. Условия для развития необходимых современному человеку качеств создает концепция индивидуального обучения и система развивающего обучения, разработанная академиком Л.В Занковым.
     В настоящее время появилось множество образовательных программ обучения в начальной школе, которые в той или иной мере соответствуют личностно-ориентированному обучению концепции ФГОС. В своей работе на протяжении нескольких лет мы использовали различные прораммы. В большинстве своём они подчинялись строгим рамкам и требованиям. Изучая принципы развивающего обучения Л.В.Занкова, мы отметили, что они во многом близки общему духу нашей школы, так как вариативность преподавания, гибкая система классно-урочной системы, основной упор на развитие каждого ребёнка, возможность выбора отвечают не только требованиям современности, но и нашим внутренним потребностям.  

1. Теоретические основы личностно-ориентированного обучения
     На протяжении нескольких столетий концепции индивидуального подхода в воспитании и обучении детей уделяли внимание многие представители русской и зарубежной педагогики. В педагогической системе Я.А.Коменского обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, причем выявлять эти особенности нужно постоянно и систематически. К.Д.Ушинский разработал методику индивидуального подхода к детям. В то же время он предостерегал от обобщения методов и приёмов индивидуального общения, подчеркивая, что к решению проблемы с каждым конкретным учеником следует подходить творчески, придумывая новые способы в зависимости от конкретного случая.
    В современных школах не потеряла актуальность теория А.С.Макаренко, который отмечал необходимость выявления положительных сторон характера и построения на этой основе веры ребёнка в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.
    Проблемой индивидуального подхода к формированию личности занимались не только советские педагоги, но и психологи - А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин. Благодаря им, современная психология предлагает следующее определение понятия личности: личность - индивидуальность, то есть неповторимое сочетание физических и психологических особенностей, присущих конкретному человеку и отличающих его от всех людей. Современные педагоги и психологи отмечают необходимость учёта индивидуальных особенностей ребёнка для построения образовательного маршрута уже в начальной школе. А.В.Хуторской, исходя из особенностей развития и воспитания современных детей, предлагает дать возможность каждому ребёнку создать собственный образовательную траекторию освоения учебных дисциплин. Он отмечает, что любой ученик способен найти, создать или предложить свой вариант решения любой задачи, относящейся к собственному обучению. Учитель может и должен предлагать ученикам различные виды эмоционально-образовательной и логической деятельности. Но следует предоставить каждому ребенку право выбора этих видов при изучении одних и тех же образовательных объектов. В таком случае будет обеспечиваться не общая образовательная траектория для всех учеников, а индивидуальные траектории, приводящие учеников к созданию личностных образовательных продуктов, отличающихся объемом, содержанием, формой исполнения. Даже при одинаковых знаниях об изучаемых объектах индивидуальные образовательные продукты учеников различны, поскольку усвоенные ими виды деятельности и уровень развития отличаются.
     Приверженцев и противников этой теории много. С одной стороны, она предполагает самостоятельность, право делать выбор, с другой, создаётся опасная ситуации, когда выбор ребёнка приводит к тому, что его развитие проходит односторонне, с учётом его личных предпочтений, не развивая его всесторонне и гармонично. Первым учителем-новатором, синтезировавшим опыт предшественников и современников и провозгласившим педагогику сотрудничества, стал Ш.А Амонашвили. Его гуманная педагогика придерживается таких принципов при работе с детьми:
• любить ребенка;
• очеловечивать среду, в которой живет ребенок, т.е. обеспечивать ему душевный комфорт и равновесие;
• проживать в ребенке свое детство, т.е. вникнуть в жизнь ребенка и заслужить его доверие.
    Следуя этим принципам, учитель чувствует детей, а ребята ему доверяют. Познавательный процесс становится очень эффективным, потому что ученики уверены, они всегда смогут получить ответ на свой вопрос. При этом сам ответ учителя глубоко затрагивает чувства детей, стимулирует их интерес к явлениям действительности. Это надежный путь к многостороннему познанию и саморазвитию ребенка. Амонашвили считает, что эффективное воспитание и обучение школьников полностью зависит от личности учителя, который должен:
• уметь понимать детей, вставать на их позицию, быть снисходительным во всем;
• быть деятельным оптимистом, верить в результат;
• обладать лучшими человеческими качествами: улыбчивостью, строгостью, сдержанностью, любовью к жизни, быть интеллигентным. Тогда ребенок становится соратником в своем воспитании, а учитель — проводником между ребенком и духовностью.
      Гуманность по отношению к ребенку, вера в него подталкивают детское саморазвитие. Дети сотрудничают с учителем, а он направляет их энергию на эффективное познание. При этом дети всегда чувствуют поддержку и доброжелательность учителя, готовность всегда прийти на помощь. Амонашвили считает, что нет отстающих детей. Их просто надо любить и заниматься с ними в подходящей духовно-нравственной среде, которую создают учителя. Поэтому школы Шалвы всегда ставят перед собой такие задачи:
• дать толчок культурному саморазвитию ребенка;
• сделать уроки познавательными, развивающими общение, позволяющими детям взрослеть (уроки счастья);
• энергию детей умело перенаправить на занятия;
• подстегивать познавательный инстинкт детей.
      Успехи детей не сравниваются. Ребёнок соревнуется только сам с собой, с собственными достижениями. Дети учатся вместе с учителем радоваться чужим успехам. Ученики привлекаются к выстраиванию учебного процесса. В процессе обучения педагог не только дает знания, но и помогает осваивать моральные и духовные ценности общества. 
     Принципам гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили созвучны принципы системы Л.В.Занкова, важнейший из которых призван служить каждому ребёнку: и «обычному», и «вундеркинду», потому что цель системы – довести до своего оптимального уровня развития как самого сильного, так и самого слабого ученика». Более 50 лет назад учёный сформулировал и стал разрабатывать ту образовательную цель, которая не утратила современности, но только не так давно стала актуальной для образования в планетарном масштабе. Сегодня, в период перехода от индустриальной к информационной культуре, отличающейся такими чертами, как гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед образованием стоит задача подготовить человека, соответствующего этой новой культуре.
    В концепции нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования отмечается, что развитие личности – смысл и цель современного образования. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества.
     Таким образом, приоритетами признаны идеалы развивающего обучения. И для их реализации необходима научно обоснованная, проверенная временем развивающая система.
   Дидактическая система Л.В. Занкова стала одной из трех государственных образовательных систем и которая направлена на реализацию личностно - ориентированного подхода в развивающей модели начальной школы. Личностно - ориентированное обучение предполагает такое обучение, в котором на уроке на первом месте не предметное знание, не деятельность преподавания, а ученик, который это знание осваивает, его деятельность по овладению знанием. 
  Личностно-ориентированное обучение успешно реализуются в следующих направлениях деятельности педагога:
1) гуманизация отношений учителя и учащихся;
2) гуманитаризации содержания образования;
3) учёта потребности учащихся;
4) усиления самооценки учащимися.
    Совершенствование системы начального обучения, стимулируемое социальным заказом, приводит к тому, что сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает научить хотеть учиться.
     Опираясь на теории индивидуального обучения прошлого и современности, изучив различные программы, мы делаем вывод, что личностно-ориентированный (индивидуальный) принцип обучения и воспитания - залог успешного развития как ученика, так и личности в целом. И задача каждого педагога – выстраивать свою работу с учётом всех особенностей маленького человека.  

2. Исследование возможностей реализации принципов индивидуального подхода и развивающего обучения.
« Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха…» В.А.Сухомлинский
     Важно отметить, что индивидуальный подход к ребенку – это не приспособление целей и содержания под ученика, а наоборот: приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям ребёнка с целью обеспечить максимально возможный уровень развития личности. В современных школах индивидуальный подход считается приоритетным направлением обучения, однако сталкивается с рядом трудностей. Остановимся на них подробнее, взяв за пример стандартную государственную и частную школы с описанием возможностей реализации индивидуального подхода каждой из них.  

2.1 Сравнительный анализ реализации принципов индивидуального подхода на примере государственной и частной школы.
     
Аналитическая таблица составлена на основании многолетнего опыта работы педагогов и психологов, данные получены в результате устного опроса коллег различный возрастных категорий (Приложение 1).  

2.2 Методы и приёмы, влияющие на успешную реализацию принципов личностно-ориентированного обучения.
     На основании данных таблицы мы отметили несколько основных методов и приемов, при которых процесс взаимодействия педагога с обучающимися будет наиболее успешным, а ориентация на личностно-ориентированное обучение более полной и направленной. Кроме того, эти методы и приёмы могут поспособствовать устранению трудностей в учении отдельных школьников, возможности развития всех сил и способностей всех учащихся.
1) построение урока от минимальной модификации и группового обучения до условно независимого обучения;
2) варьирование форм, целей, методов обучения и учебного материала;
3) использование индивидуального обучения по всем предметам, по части предметов, в отдельных частях учебного материала.
4) постоянное изучение и опора на индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих учеников;
5) умение диагностировать, знание реального уровеня сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы;
6) постоянное привлечение каждого ученика к посильной для него и все усложняющейся по трудности учебной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
7) своевременное выявление и устранение причин, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить - оперативное изменение тактики обучения в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
8) сочетание обучения с самообучением и самовоспитанием личности, помощь в выборе целей, методов, форм;
9) развитие самостоятельности, инициативы учеников, не столько руководство, сколько умелая организация, ведущая к успеху деятельности.
10) новизна материала и элемент неожиданности.
          В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться педагогу, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли. Хотя при массовом обучении обстоятельно изучать эти и другие особенности довольно трудно, педагог, если он желает добиться успеха, вынужден идти на дополнительные затраты времени, энергии, средств, собирая важные сведения, без которых знание личностных качеств не может быть полным и конкретным. Учитывая возросший уровень знаний современных школьников, их разнообразные интересы, учитель и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
         Некоторые преподаватели ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется лишь по отношению к "трудным" школьникам, нарушителям правил поведения. Бесспорно, эти ученики нуждаются в повышенном внимании. Но нельзя забывать и "благополучных". За внешним благополучием могут скрываться и неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Подозревать в этом никого и никогда не следует, но внимание необходимо уделять всем. Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно и не всегда удается. Нужно, чтобы сам ученик помогал учителю. Следовательно, его нужно сделать своим другом, союзником, сотрудником. Это кратчайший и верный путь диагностики глубинных качеств. Индивидуальное обучение предполагает индивидуальную работу учителя и ученика в паре.  

3. Личностный подход в образовательной технологии
         Личностное развитие человека зависит от его индивидуальных особенностей. С ними связан характер деятельности человека, особенности мышления, круг интересов и запросов, а также его поведение в социуме. Именно поэтому индивидуальные особенности необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Кроме того, каждому возрасту свойственны определённые особенности в развитии. Известно, что развитие памяти и мыслительных способностей наиболее активно происходит в детском и подростковом возрасте. Если в этот период использовать данные особенности не в полной мере, то позднее будет сложно наверстать упущенное. Вместе с тем, попытки слишком забегать вперёд, не учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности ученика, могут не дать ожидаемого педагогом эффекта.
         Учёт возрастных и индивидуальных особенностей послужил основой для всё более активного применения в рамках обучения новой личностно – ориентированной образовательной парадигмы. Осуществление личностно-ориентированного подхода в образовании возможно при соблюдении следующих условий:
- Наличие комфортных и безопасных условий обучения;
- Осуществление воспитания саморегулирующего поведения личности;
- Формирование и развитие мышления;
- Учёт уровня способностей и возможностей каждого ученика в процессе обучения;
- Адаптация учебного процесса к особенностям групп учащихся.
          Личностно-ориентированное обучение предполагает поэтапный характер процесса обучения: от изучения личности ученика через осознание и коррекцию личности, и основано, в основе своей, на когнитивных аспектах.  

3.1 Основная характеристика групп учащихся с учётом их индивидуальных особенностей.
      Личностно-ориентированное обучение основывается на понятии того, что личность являет собой совокупность всех её психических свойств, которые составляют её индивидуальность. Технология личностно-ориентированного обучения основана на принципе индивидуального подхода, при котором учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, что, позволяет содействовать развитию личности ученика. В самом начале работы мы выявили характерные особенности учащихся по группам и задачи по работе с ними:
       1 группа - учащиеся с высокой успеваемостью, имеющие достаточный фонд знаний, высокий уровень познавательной активности, с хорошо развитыми высшими психическими функциями: абстрагирование, обобщение, анализ, гибкость мыслительной деятельности. Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного, напряженного умственного труда, обладают высоким уровнем самостоятельности. Поэтому, работая с ними, необходимо предусмотреть тщательную организацию их учебной деятельности, подбор заданий высокой трудности, соответствующих их высоким познавательным возможностям. Цель обучения - воспитание у этой группы ребят трудолюбия и высокой требовательности к результатам своей работы.
         2 группа – учащиеся со средними учебными возможностями, с мотивацией и познавательной активностью от средней до высокой, с различным развитием высших психических функций и темпом работы от низкого до высокого. Цель обучения - развивать познавательную активность, способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах. Создавать условия для продвижения в развитии этой группы школьников и постепенного перехода части из них на работу по 1 варианту.
     3 вариант – учащиеся с пониженной успеваемостью в результате их педагогической запущенности или низких способностей (читают плохо, низкая активность и мотивация, плохо запоминают, нарушены логические связи низкое усвоение учебного материала и т. д.) Цель обучения - уделить особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 варианты работают самостоятельно, помогать усваивать правило, формировать умение объяснить орфограмму, проговаривать вслух, то есть работать с учащимися отдельно. Работа с этими учащимися представляет для учителя наибольшую трудность. Здесь главная задача - развитие умственных способностей. Необходимо постепенно учить ребят сравнивать явления, находить черты общего и различия, сопоставляя, обобщая, находить главное. В работе с ними широко применяется письменные инструкции-алгоритмы, образцы рассуждений, таблицы. Особенно важна работа по развитию речи, так как запас слов у них беден, конструкции предложений примитивны. Необходимы постоянные упражнения в связных высказываниях (по данному плану, схеме, опорным словам). Объяснение нового материала должно быть более детализированным, развернутым, опираться на наглядность, практическую деятельность ребят. Учитывая особенности памяти этих детей, необходимо постоянно возвращаться к изученному правилу, повторять его, доведя до автоматизма. Работа е этой группой требует большого терпения, тактичности со стороны учителя, так как продвижения и успехи этих детей чрезвычайно медленны. У слабоуспевающих учащихся значительно хуже развиты навыки выделения главного, самостоятельность мышления, навыки планирования, самоконтроля; ниже темп чтения, письма, вычислений. Более часто проявляется отрицательное отношение к учению, нередко отсутствует сознательная дисциплина
        Опираясь на дидактические принципы системы Л.В. Занкова, используя формы и методы личностно-ориентированного обучения с учётом требований ФГОС, я попыталась реализовать один из важных моментов: построить работу на уроке таким образом, чтобы ребята 3 группы не чувствовали принуждения, а все ученики в целом проявляли устойчивый интерес к знаниям, чувствовали потребность в самостоятельном поиске и учились с радостью.  

3.2 Использование принципов личностно-ориентированного обучения в работе по программе Л.В.Занкова (русский язык и литература) в соответствии с концепцией ФГОС.
        Дидактические принципы, сформулированные Л.В. Занковым, уже изначально включают в себя те принципы, на которых базируется программа личностно-ориентированного обучения, а именно:
- обучение на высоком уровне трудности,
- изучение материала быстрым темпом,
- ведущая роль теоретических знаний,
- осознание процесса учения,
- работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых и самых сильных.
      Содержательная сторона направлена на развитие коммуникативной культуры как неотъемлемой и одной из основных составляющих процесса взаимодействия педагога с учениками. Первоочередной задачей на уроках для меня стала задача создать атмосферу доверия между учителем и учащимися, добрые уважительные отношения детей друг к другу. Используя опору на личный опыт ребят, выслушивая и коллективно обсуждая различные точки зрения, объясняя ценность каждой точки зрения, обсуждая причины, почему мнения часто так отличны и почему они могут быть ошибочны или наоборот, почему может быть правильными различные суждения, несмотря на полную различность мнений, мне удалось добиться того, что ребята на уроках научились быть допустимо раскованы, свободны, спокойны. Даже самые неуверенные в себе ребята научились высказывать свои предположения и суждения. В случае неумения объяснять причины точки зрения, к выступлению присоединялся класс, ребята предполагали, почему у ученика то или иное суждения, высказывали предположения. А ученик мог на основании услышанных предположений «выбрать» ту точку зрения, которая ему ближе и которую он не смог самостоятельно сформулировать. При этом уже сам стесняющийся ученик корректировал выбранную точку зрения.
        Постепенно такую работу мы ввели в систематические написания сочинений, где у ребят была возможность высказать свой взгляд на самые различные темы и обоснованно доказать свою точку зрения. Как известно, современные дети (большинство) не очень любят писать сочинения. Мы построили свою работу таким образом, чтобы они не боялись высказывать ошибочные мнения. Для этого приводили примеры из реальной жизни, просили продемонстрировать свои наблюдения. Огромную радость доставляло ребятам то, что из мнений всего класса часто не было ни одного ошибочного. Это во многом помогло поднять самооценку более неуверенных в себе ребят. Итогом такой работы стали сочинения «Идеальный возраст», «Хозяин глазами питомца», «Любимый ластик»
        Иногда это работа выходит за рамки урока языка и литературы, поэтому мы организовываем классные дебаты, где каждый желающий может высказать альтернативную точку зрения, которая принимается при наличии аргументов, а те, кто не хотят или не могут высказать свою или согласны с уже высказанной точкой зрения, голосуют и объективно обосновывают свой выбор. Результатами такой работы стали дебаты на тему «Человек – это животное или нет», «Дерево – оно живое: точка зрения на живые предметы, которые в русском языке считаются неодушевлёнными существительными», «Кто такие супергерои и есть ли они в реальной жизни». Ученица моего класса с сочинением «Реальный супергерой» заняла второе место в международном конкурсе патриотического воспитания с рассказом о бабушке-блокаднице и получила медаль за заслуги перед Отечеством. Подобные виды работ помогают развивать логическое мышление, помогают понять и принять различные точки зрения, что развивает восприятие других как части коллектива. Формируют чувство собственной значимости и повышают самооценку. Кроме этого, решаются и другие учебные задачи: повторяются темы «Виды текста, структура текста, идея» и др., способствует расширению словарного запаса, связности высказывания. На таких уроках поднимаются вопросы речевых ситуаций, уместности тех или иных речевых оборотов, решаются вопросы воспитания и речевого этикета. Особенно любят работу с деформированными текстами, где нужно исправить текст официально-делового стиля, указать, почему нельзя в документах такого типа употреблять определенные слова или конструкции.
        Уважение к слову, мнению ребёнка – типичная черта педагогической системы Л.В.Занкова, которую я активно использую на уроках русского языка и литературы. Благодаря принципу педагогики сотрудничества дети легко и непринуждённо включаются в такие виды деятельности, как проектная деятельность, поисково-исследовательская работа. В нашей школе проектному методу уделяется огромное значение. Написание научных проектов не только разрешает ребёнку рассказать о том, что ему действительно интересно, но и учит самостоятельно искать информацию, вычленять главное, пофантазировать и опытным путём создать свой конечный продукт. На уроках русского языка и литературы очень много возможностей для проектной деятельности. Например, изучая тему «Имя числительное», мы вспомнили, что в русских народных сказках часто встречаются числительные «За тридевять земель, в тридесятом царстве, три пять шапок серебра» и др. Сама собой возникла идея проекта «Числительные в русских сказках и их перевод в понятные современнику числа». Понятно, что такая работа требовала определённого времени, поэтому на протяжении недели ребята читали произведения, находили в них подобные сочетания, переводили их в доступный вид и готовили высказывания типа: В сказке Ершова «Царь заплатил Ивану два-пять шапок серебра, в результате получилось 10 шапок. Путём вычисления…..», «Тридевять земель: в старину существовала мера счёта девятками…». В процессе такой работы ребята не только повторяли и читали новые литературные произведения, но и работали с текстом, самостоятельно добывали информацию из разных источников: Интернет, словари и т.д. Учились из огромного количества информации вычленять главное, формировать это в правильную речевую форму. Таким образом, на примере одного урока уже видны и межпредметные связи, и использование новых технологий.
       Тема «Фразеологизмы» уже сама по себе очень интересная, а в форме проекта создаёт миллион идей для детского творчества. Работая над этой темой ребята не только запоминали фразеологизмы, но и знакомились с их этимологией уже вне уроков, на литературе находили их в текстах. Итогом проекта стала выставка фразеологизмов, где выбранный фразеологизм был нарисован так, как если бы воспринимался в буквальном смысле. А затем несколько дней подряд ребята угадывали, искали информацию, чтобы понять, какой фразеологизм зашифрован в рисунке, тем самым выходя далеко за рамки темы урока. Не менее интересные проекты получились по темам «Омонимы и многозначные слова», «Происхождение названий растений», «Путешествие шпаргалки и шпаргалки нашего времени», «История чисел» и др. Некоторые из них стали темами исследовательских научных проектов и были высоко оценены членами жюри.            Принцип более высокого уровня трудности в обучении предусматривает прежде всего организацию такой коллективной учебной деятельности на уроке, которая ведет к решению той задачи, с которой каждый ребенок в отдельности не может справиться самостоятельно, но которую он в состоянии решить в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Опят предыдущих лет показал, что если процесс овладения знаниями идет без преодоления трудностей, т.е. без какого-то напряжения духовных сил, по накатанной дороге, то развитие детей идет медленно и вяло. И наоборот, преодоление трудностей, но не каких бы то ни было, а определенных, доступных ребенку, таких, которые лежат в зоне его ближайшего развития, вызывает у него духовный подъем, укрепляет веру в свои силы. Мера трудности может снижаться в зависимости от возможностей каждого ученика, вплоть до прямой помощи ученику. Но изначально каждый школьник должен столкнуться с познавательной трудностью, которая и вызывает коллективную и индивидуальную активность поисковой деятельности. Таким образом, этот принцип реализовался сам по себе, без каких бы то ни было усилий, потому что ребятам важен был конечный результат, интересен и сам поиск ответов. И даже самые казалось бы немотивированные учащиеся постепенно включились в эту поисковую коллективную игру.
         Принцип обучения на высоком уровне трудности неразрывно связан с другими, в частности с принципом ведущей роли теоретических знаний. Этот принцип совсем не означает того, что ученики должны заниматься изучением теории, запоминать научные термины, формулировки законов. Это было бы нагрузкой на память, и увеличило бы трудность учения. Этот принцип предполагает, что ученики при выполнении упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале. Например, при изучении орфограмм «Безударные гласные в корне слова» и «Парные по звонкости-глухости согласные» класс работает с группами слов. Учебная задача – найти закономерность, объяснить, почему одни слова будут проверочными, другие нет. На уроке по теме «Однокоренные слова и формы слова» нужно выявить, в каком ряду однокоренные слова, а в каком нет и почему. При этом в ряды добавляются слова с похожим корнем или с похожей частью. Ученики подводятся к уяснению определенных закономерностей, делают выводы, самостоятельно формулируют правила. Учащиеся находят в ряду слова, имеющие одинаковый корень. Выясняют, что они близки по смыслу или нет, делают вывод об однокоренных словах и только после этого знакомятся с правилом, которое гласит, что слова, которые имеют одинаковый корень и близкие по смыслу, называются однокоренными. Таким образом, устанавливая логические связи и делая выводы, ребята запоминают правила.
      А для того, чтобы теоретические знания повторялись постоянно, нами разработана система «Теоретические диктанты». В начале каждого урока русского языка ребята дополняют пропущенные в правиле слова (при этом берётся не всё правило целиком, а часть правила, например: прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? чей?). Нужно найти неточность или дополнить недостающее (это самостоятельная часть речи). Или задания типа: часть слова, которая служит для образования новых слов называется приставкой. Ребята должны добавить, что и суффикс служит для образования новых слов, только суффикс стоит после корня, а приставка перед корнем.
         Реализация данного принципа основывается на системно-деятельностном подходе, что соответствует требованиям ФГОС. И помогает ребятам получить прочную теоретическую базу. А мне, как педагогу, понять, какая тема не очень хорошо усвоена конкретным учеником для проработки этой темы на дополнительных индивидуальных или групповых занятиях во внеучебное время, на что обратить внимание при подготовке домашнего задания для такого ученика. В конце каждой изученной темы или нескольких тем, если они взаимосвязаны (например, общая тема «Состав слова»), мы проводим диагностическую работу, которая состоят из двух частей: устной и письменной. Письменная работа включает насколько заданий по теме для выявления уровня знаний учащихся. Мы внимательно анализируем работы детей и составляем таблицу, из которой видны типичные ошибки каждого ученика, если имеются определённые пробелы в знаниях. Теоретическая часть проходит в разных формах: индивидуальный опрос, расширенный теоретический диктант, задания на знания теоретического материала. Например: выбери наиболее точный ответ, заполни таблицу, вставь недостающие слова в правило и т.д. Эти данные тоже заносятся в таблицу. На основании этой таблицы формируются следующие этапы работы с детьми, для которых нужна проработка или систематизация материала. Это могут быть групповая и подгрупповая работа (в зависимости от количества детей, не до конца усвоивших материал), индивидуальная работа, домашние и дополнительные задания, теоретические игры, взаимоопрос, взаимообучение. С данными таблицы знакомим каждого ученика. И назначаем сроки исправления и сдачи темы. Это способствует тому, что ребята стремятся улучшить свой результат. Не мы просим ребят переписать работу, а сам ребёнок ищет педагога, когда чувствует готовность пересдать письменную работу или теоретический материал. Причём в эту работу активно и с удовольствием включаются родители, которые чувствуют желание ребёнка и желание педагога совместно достичь положительный результат. На каникулы ребятам даются разноуровневые домашние задания в зависимости от темы (или тем), которая требует большего внимания. Ребята, которые усвоили все темы, получают творческие задания. Таким образом, за небольшим исключением класс усваивает каждую тему. А на пятиминутках теории в начале урока темы повторяются, но уже в более кратком виде.          
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»