Выбор УМК по ОБЖ при переходе на ФГОС нового поколения
Фадеева Марина Анатольевна
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
· безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
· понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
· принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
· антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
· отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
· готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
· формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
· формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
· выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов.
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Понятийная база и содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов.
Место предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» включается в учебный план образовательной организации, исходя из часов, предусмотренных в части, формируемой участниками образовательных отношений, из расчета один час в неделю, 35 часов в год, 175 часов за пять лет обучения.
В прилагаемой презентации приведены схемы обеспечения УМК при переходе на обновленный ФГОС и представлены сочетания УМК разных линеек в зависимости от специфики Образовательной программы учреждения.