Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Инновационные формы работы по формированию
читательской грамотности

(по материалам изучения данной темы в печати)
Райкова Светлана Артуровна
Привейте человеку вкус к чтению и предоставьте
ему возможность читать, и вы неизбежно сделаете
его счастливым.
Джон Хершелл
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задает особые требования ко всем ступеням образования. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися образовательных программ в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом образования. Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Грамотность – фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Открывая доступ к книге, она даёт возможность пользоваться сокровищницей мысли и знания, созданной человечеством. Грамотность как определённая степень владения навыками устной и письменной речи является одним из важнейших показателей культурного уровня населения. Конкретное содержание понятия «грамотность» меняется на различных этапах экономического и политического развития общества вместе с повышением его культурных запросов.
Читательская грамотность
1.способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности участвовать в социальной жизни.
2 «способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида. На основе разнообразных текстов юные читатели конструируют собственные значения. Они читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для удовольствия».
 3. это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т. е. Качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения;
4. способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, рефлексии на них, способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях.  
Для формирования и совершенствования читательской грамотности необходимы определённые читательские действия.
Читательские действия
  • вычитать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте;  
  • делать прямые умозаключения из этой информации;
  • интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;  
  • оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.
    Для эффективного образования основы читательской грамотности должны быть заложены в начальной школе. Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту, и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом. Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования. Таким образом, читательская грамотность в определённой степени должна быть сформирована на начальной ступени образования. В среднем и старшем звене читательская грамотность получает своё развитие и, совершенствуясь, переходит в читательскую компетентность. Необходимо вычленить еще раз  ключевые понятия.
По определению «читательская грамотность»  понимается как: 
- способность  к осмыслению  письменных  текстов                     
- рефлексии     на  них 
- способность использовать их содержание для достижения различных целей.
  Овладеть читательской грамотностью – это значит понимать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его смысл и значение ,излагать свои мысли о прочитанном. 
Специалистами разработана концепция читательской грамотности.
Ведущие идеи концепции:
  1. Чтение – это способ обретения культуры, средство расширения кругозора и интеллектуального развития, посредник в общении, базовое умение для учения и жизни. Необходимо, чтобы оно стало инструментом успешной деятельности подрастающего поколения в различных сферах жизни.  
  2. Чтение – непременное условие вхождения в культуру.  Главный мотив деятельности в культуре – обнаружение себя, своих собственных смыслов в системе символов и образов.  
  3. В условиях современного образовательного учреждения повышенного уровня образования может быть создана развивающая образовательная среда, в которой культура чтения является базой, инструментом и стимулом общего    развития ребенка.  
  4. Активизация читательской деятельности детей возможна под влиянием целенаправленной системы педагогических условий, которыми являются: деятельностный подход в обучении приемам (стратегиям) чтения; организация педагогических ситуаций, стимулирующих читательскую активность учащихся.
  5. Педагоги  должны овладеть актуальными методиками и технологиями работы с текстами и оказывать помощь учащимся в освоении базовых стратегий, объединяющих чтение печатного и экранного текстов.  
Созданная человечеством книжная культура и феномен чтения относятся к фундаментальным достижениям человеческого разума. Особая роль книжной культуры и ее носителя, человека читающего, в развитии цивилизации неоспорима. Чтение и читательская грамотность (или читательская культура личности) в настоящее время высоко ценятся и осознаются мировым сообществом: годы объявлены ООН десятилетием грамотности. 
Чтение – это базовый компонент воспитания, образования и развития культуры. Оно является деятельностью, формирующей и развивающей личность, инструментом получения образования и распространения культуры, свидетельством сформированности коммуникативной и профессиональной компетенции специалиста, инструментом достижения успеха человека в жизни. Роль чтения в развитии у ребенка воображения, освоения языка классической литературы, развития речи, построения своей индивидуальной модели культуры огромна. 
Разработка данной концепции актуализирована возрастающей значимостью чтения как базовой интеллектуальной технологии, важнейшего ресурса личностного роста, источника приобретения знаний и преодоления ограниченности социального опыта. Для членов общества чтение является средством трансляции и освоения ценностей мировой культуры, основной составляющей образованности и культурной компетентности личности и, следовательно, подготовки к жизни в глобальном информационном обществе. 
Реализация идеи непрерывного образования в современном обществе направлена на преодоление основного противоречия системы образования – противоречие между стремительным объемом информации и ограниченными возможностями ее усвоения человеком в период обучения. Образовательное пространство стремительно расширяется, увеличивается круг школьных и внешкольных источников информации. 
Это противоречие ставит перед образовательными учреждениями задачу формировать у школьников умение учиться, извлекать из различных источников необходимую информацию, эффективно удовлетворять свои информационные потребности, которые возникают в процессе учебно-познавательной и самообразовательной деятельности, т. е. грамотно читать. 
Значение проблемы адекватного понимания текста особенно усиливается сейчас, в условиях резкого увеличения объема информации, которая должна быть переработана и осмыслена. Увеличение этого объема требует умения быстро и эффективно воспринимать и обрабатывать информацию. Формирование грамотности чтения - одна из актуальных задач школьного образования. Под компетентностью (грамотностью) чтения в исследовании PISA понимается способность понимать тексты различного рода в их высказываниях, намерениях и формальной структуре, приводить их
  • связь в более широким жизненным контекстом, быть в состоянии использовать для различных целей в соответствии с предметом, вычленять из текста нужную информацию в соответствии с заданной целью. Согласно концепции этого исследования, именно грамотность чтения является базовой способностью для самостоятельного обучения и для полноценного участия в жизни современной информационной цивилизации. Даже для усвоения математических способностей компетентность чтения является базисной.  
«Новая грамотность – грамотность чтения» предполагает наличие элементов образования, которые составляют информационную и коммуникационно-технологическую основу для достижения разных целей. Ее можно представить следующим образом: чтение – нахождение информации посредством поиска, производимого в письменных источниках, наблюдения, сбора и т. п.; письмо – установление гиперсвязей в гиперсреде между всеми типами информации и ее носителями. Овладение школьниками рациональными приемам восприятия и переработки информации, содержащейся в текстах различного характера в зависимости от содержания и коммуникативной задачи, существенно повлияет на эффективность учебных занятий, которая будет выражена в ином (отличном от настоящего) качестве освоения предметного знания. Приемы понимания текста и их целенаправленное освоение невозможно в рамках отдельных областей знаний. Ярко выраженный междисциплинарный характер проблемы требует конструктивного взаимодействия различных предметностей (как гуманитарного, так и естественнонаучного цикла). 
Социальная значимость концепции обусловлена необходимостью определить имеющиеся  в образовательном учреждении возможности поддержки детского и юношеского чтения.
Стратегической целью концепции является создание системы поддержки и развития детского  чтения в образовательном пространстве школы. Учитывая особую роль книги в становлении и развитии личности человека, усилия педагогов должны быть в направлены на то, чтобы заложить основы читательской деятельности уже  школьном возрасте, дать учащимся  ориентиры для ее активизации и совершенствования. 
Технологический алгоритм реализации концепции
Социально-педагогическое взаимодействие по приобщению к чтению должно быть  направлено на формирование у школьников ценностно-ориентационного, компетентностного и деятельностного компонентов, характеризующих чтение. Совершенствование образовательной деятельности школы  в аспекте приобщения учащихся к чтению будет происходить по следующим направлениям: 
- расширение объектов изучения: числа источников текста, аспектов культуры чтения);
  • определение проблем социально-педагогического характера, к решению которых необходимо приготовить учащихся через приобщение к чтению;
  • использование потенциала межпредметных связей для приобщения к культуре чтения;  
  • использование возможностей самообразования в области чтения как компонента индивидуальной траектории образования;
    Рассматривая пути совершенствования индивидуальной образовательной траектории, необходимо продумать учебную и внеучебную деятельность по приобщению к чтению. Приобщение к чтению должно проходить в рамках обязательных учебных предметов, факультативных и элективных курсов ,внеклассной работы самообразовательной деятельности учащихся. 
Принципы организации образовательной деятельности 
- Ведущий принцип отбора содержания – принцип социокультуросообразности и практикориентированности.
  • Принцип интерактивности определяет наличие обратной связи, постоянное информирование ученика в продвижении по изучению материала;    
- Принцип рефлексивности развивает у учащихся способности осознания своих действий, самоанализа своей деятельности и результатов. 
- Принцип визуализации предполагает освоение учебного материала при помощи визуальных средств. Слышу, но не вижу, не вижу что: главное, существенное, особенное. Как увидеть? ИЗОБРАЗИТЬ! В виде рисунка, схемы, таблицы, графика и т. д. Когда вы это сделаете, увидите то, что раньше не видели и не могли увидеть в потоке информации. Что произошло? Помогла визуализация! Если хочешь увидеть суть - ИЗОБРАЗИ! Если хочешь показать суть - ИЗОБРАЗИ! Сегодня существует большое разнообразие видов визуализация на уроке и педагоги их с удовольствием используют, это: видеоролики, фрагменты кинофильмов, презентации, опорные конспекты, схемы, таблицы, планы, развернутые вопросы и ответы, матрицы-подсказки, речевые штампы, тренажеры. 
Реализация перечисленных принципов может быть обеспечена использованием следующих образовательных технологий:
  • Ситуационная методика обучения (кейс-метод). Метод конкретных ситуаций – техника обучения посредством анализа конкретных ситуаций.  
  • Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» - общедидактическая интегрирующая технология, обеспечивающая развитие мышления, формирование коммуникативных способностей, выработку умений самостоятельной работы.  
  • Технология ЛУЧ Чтение (Бородина В. А), помогающая освоить различные алгоритмы чтения художественной и интеллектуальной литературы и повысить продуктивность чтения.  
  • Проектное обучение – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.  
-КСО (коллективные способы обучения, или «Обучение в сотрудничестве) – способ обучения, предполагающий объединение учащихся для совместного решения конкретной учебной задачи. 
Ожидаемые результаты от реализации концепции 
Реализация концепции должна привести к повышению интеллектуального потенциала учащихся, их адаптации к современным условиям информационного общества.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»