Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Soft Skills и УУД. Есть ли связь?

Коробкова Ольга Сергеевна

Современный мир стремительно меняется, темп жизни ускоряется, все социально-экономические процессы проходят динамичнее. Больше нельзя рассчитывать, что полученные знания будут служить всю до выхода на пенсию. Выпускникам нашего времени необходимо постоянно стремиться к саморазвитию и самообразованию, поскольку узкопрофессиональные навыки стремительно устаревают, либо требуют регулярного обновления, а порой ценятся меньше чем надпрофессиональные навыки. Выпускники должны уметь переключаться между несколькими видами деятельности, совмещать различные трудовые функции, прогнозировать и коммуницировать. В связи с этим выдвигаются новые требования к подготовке в образовательных учреждениях. Навыки, которые необходимы для жизни и достижения успеха в эпоху стремительных перемен и неопределенности, можно назвать навыками будущего. 

В конце 20 века сначала в США, а затем и в отечественной педагогике стал широко использоваться термин soft skills (мягкие навыки). Иное название для этого “гибкие навыки” или “мягкие навыки”, т.е. личные качества, способствующие успеху в современном мире. Они часто противопоставлены жестким навыкам (hard skills), т.е. измеримым профессиональным компетенциям. К таким навыкам относится, например умение работать в программе Word или 1С, знание языка программирования на определенном уровне. В каждой профессии набор таких навыков свой. Мягкие навыки не определяются тем или иным родом деятельности или профессией. О.Л.Чуланова дает определение мягких навыков, которые она называет в своей работе гибкими, как социально-трудовую характеристику совокупности знаний, умений, навыков и мотивационных характеристик работника в сфере взаимодействия между людьми. (стр.54-55). При анализе компетенций школьников мягкие навыки являются метапредметными, т.е.не привязаны к определенному школьному предмету. Эти социально-психологические компетенции, влияют на успешность в разных сферах жизни, как в работе, так и в обучении, т.е. могут считаться универсальными. 

В манифесте Международного экономического форума 2016 упоминаются навыки, которые будут являться наиболее востребованными на рынке труда к 2020 году. К ним относятся: 1) умение решать сложные задачи (Complex Problem Solving), 2) критическое мышление (Critical Thinking), 3) креативность (creativity), 4) управление людьми (People Management), 5) навыки координации, взаимодействия (Coordination with Others), 6) эмоциональным интеллектом (Emotional Intelligence), 7) суждение и принятие решений (Judgement and Decision Making), 8) клиентоориентированность (Service orientation), 9) умение вести переговоры (Negotiation), 10) когнитивная гибкость (Cognitive Flexibility). Очевидно, что даже если прогноз по ранжированию этих навыков не оправдался полностью, то все их них остались в списке важнейших для социального и профессионального успеха. Важно что все из них относятся к  мягким навыкам, а не профессиональным компетенциям. 

Разные исследователи выделяют разные гибкие навыки. Поскольку окончательно и объективно составить список невозможно, т.к. во многом они зависят от личности и склада ума каждого человека. Л.Липпман выделяет пять групп мягких навыков: мыслительные навыки высшего порядка (к которым относятся навыки решения проблем, принятия решения и критического мышления), коммуникативные навыки, позитивная самооценка, самоконтроль и социальные навыки.  

Таким образом гибкие навыки являются одной из важнейших компетенций любого успешного человека, и государство стремится сформировать в будущих гражданах эти качества. Методологическую основу современного Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) составляет системно-деятельностный подход. Основной целью обучения по ФГОС является формирование у учащихся определенных личностных характеристик и компетенций, которые являются результатом освоения Основного общего образования. В соответствии с системно-деятельностным подходом содержание планируемых результатов включает в себя обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, которые максимально приближены к реальным жизненным ситуациям. Эти действия определяются как универсальных учебные действия обучающихся. ФГОС ООО выделяют четыре вида таких действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. 

Очевидно, что мягкие навыки профессиональной сферы во многом пересекаются с УУД. Это объяснимо тем, что сформированные УУД помогут выпускникам стать успешными членами общества в будущем. В данной статье мы лишь кратко сопоставим виды УУД и мягких навыков по Л.Липпман, более детальное же изучение их сходств и различий станет основой нашей будущей статьи. Сопоставительный анализ показал следующее. Личностным УУД соответствуют таким мягким навыкам как позитивная самооценка. Регулятивным УУД соответствует  самоконтроль. Познавательным УУД соответствуют мыслительные навыки высшего порядка (такие как навыки решения проблем, принятия решения и критического мышления). Коммуникативным УУД соответствуют социальные и коммуникативные навыки.  

Если учитель на уроке развивает УУД обучающихся, то он закладывает базу для формирования мягких навыков, т.е. готовит школьников к успешному будущему. 

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования  Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 (ред. от 11.12.2020)

2. Lippman, Laura H., Ryberg R., Carney, R. & Moore, Kristin A.  Workforce connections: Key soft skills that foster youth workforce success./ Сайт Child Trends
(http://www.childtrends.org/wp-content/uploads/2015/06/2015-24WFCSoftSkills1.pdf) Просмотрено: 06.01.2022

3. Формирование Softskills (мягких компетенций): подходы к интеграции российского и зарубежного опыта, классификация, операционализация / О. Л. Чуланова, А. И. Ивонина // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2017. – № 01. – С. 53-58.

4. Gray, A. (2016, January). The 10 skills you need to thrive in the Fourth Industrial Revolution / Сайт World Economic Forum /
(https://www.weforum.org/agenda/2016/01/the-10-skills-you-need-to-thrive-in-the-fourth-industrial-revolution/) Просмотрено: 06.01.2022

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»