Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Приоритетные направления воспитательной работы
в контексте реализации ФГОС второго поколения

Саганенко Галина Николаевна,
заместитель директора по воспитательной работе
ГБОУ гимназия № 24 имени И.А.Крылова Санкт-Петербурга
В настоящее время отечественное образование выдвинуто в разряд национальных приоритетов, поскольку эта сфера жизнедеятельности человека представлена широкими массами населения, включенных в систему образования в качестве обучающихся, педагогического сообщества, работодателей, различных социальных институтов и общественных организаций.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации, рассчитанная до 2025 года, основывается на признании системы образования приоритетной сферой накопления знаний и опыта, формирования умений, предоставления максимально необходимых условий для выявления и развития творческого потенциала каждого гражданина России; воспитания в нем активной гражданской позиции, трудолюбия и высоких нравственных принципов; признает образование в нынешних условиях как одну из прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективное вложение капитала [1].
ФГОС ООО основываются на удовлетворении и развитии индивидуальных потребностей личности, а так же социальной, профессиональной, личностной успешности. Компетентностная модель выпускника должна определяться не только квалификационным подходом, отражающим базовые критерии знаний, умений и навыков, но и реализацией социальной и культурной функции образования как приоритетных при формировании личностного потенциала выпускника школы. На наш взгляд, это достигается при интеграции общекультурных и профессиональных компетенций.
При реализации основных образовательных программ ФГОС ООО включает в себя совокупность требований, направленных на создание условий, способствующих развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие школьного самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных сообществ.
Современная школа должна сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности. Социокультурная среда образовательного пространства школы должна в наибольшей степени способствовать самореализации личности обучающегося, раскрытию творческого потенциала, удовлетворению его потребностей и интересов, способствовать социальной мобильности, формированию системы ценностных ориентиров и моделей социального поведения, проявлять инициативу и найти свое дело по душе [2].
Успешность и востребованность выпускников школы в вузах, как показатель достойной репутации школы на рынке образовательных услуг в настоящее время, должны складываться не только из высокого качества подготовки школьников, системной и целенаправленной учебно-воспитательной работы, научно-исследовательской и организационной деятельности. Эти важные критерии зависят и от активизации деятельности обучающихся в решении образовательных и социально-значимых задач в процессе организации воспитательной работы в современной школе.
На мой взгляд, этому в большей степени будет способствовать развитие и поддержка идей и инициатив, а также деятельность школьного самоуправления. Школьное самоуправление ориентировано на дополнение управленческой деятельности административного аппарата в рамках организации учебно-воспитательного процесса и социального партнерства. Школьное самоуправление способствует развитию лидерских качеств, умению вовлечь и организовать, самостоятельно построить работу, формирует активность и ответственность.
В школьном  самоуправлении закладываются и передаются традиции социальной активности и партнерства, ответственности, трудолюбия, активного творческого взаимодействия. В рамках организационно-воспитательной деятельности педагогический состав организует воспитательную работу по ключевым направлениям на сегодняшний день, а именно по гражданско-патриотическому воспитанию, профилактике асоциальных явлений и экстремистских идей в молодежной среде, развитию школьной активности и детских сообществ, поддержке акций, идей, инициатив.
В процессе воспитательной деятельности закладываются основы профессионального воспитания, социально-ответственного сознания, ведется пропаганда здорового образа жизни, и укрепление имиджа института семьи, мероприятия по семейной политике. Кроме организационной работы педагоги должны проводить целенаправленную воспитательную деятельность по воспитанию духовности, приобщению к культурным ценностям; нравственности и гуманизма в публичных человеческих отношениях; проводиться антикоррупционное просвещение [3].
В воспитательную работу со школьниками активно включаются мероприятия по формированию культуры межнационального общения и взаимодействия. Одно из приоритетных направлений воспитательной работы является вовлечение школьников в сотворчество педагогов и школьников через включение в паритетное и равно ответственное взаимодействие, общение, взаимообогащение. Уважение и доверие являются на наш взгляд главной ценностью и ориентиром в воспитательной работе со старшими школьниками.
Сотрудничество и сотворчество педагогов и  школьников являются движущей силой для развития творческих способностей, интеллектуальной творческой деятельности, научно-исследовательской работы, подготовки к профессиональной деятельности.
Формы, методы и средства воспитательной работы в школе претерпевают постоянную трансформацию, используются как устоявшиеся, так и новые, которые диктует социокультурная ситуация, требования ФГОС, воспитательные потребности сегодняшнего дня. Требования к современной школе заключаются в том, чтобы подготовить не только компетентного выпускника, но и добропорядочного гражданина. Воспитательное пространство школы, в соответствии с требованиями современных образовательных стандартов, структурировано по различным направлениям воспитательной деятельности. Структурно это представлено в следующем порядке: координацию воспитательной деятельности между всеми уровнями в школе осуществляет педагог  по учебной и воспитательной работе, психологическая служба, экспертный совет по воспитательной работе [4].
Современная тематизация проблем воспитательного пространства невозможна без обращения к новым формам воспитательной работы, управления воспитательной деятельностью. К наиболее традиционным акциям в воспитательной работе школы относятся: День знаний; Праздник 1 сентября; акция, посвященная Международному дню пожилых людей; спартакиада для старшеклассников; Новый год; ежегодный фестиваль школьного творчества; День открытых дверей; День самоуправления; Экодесанты; День Победы и многие другие.
К воспитательным мероприятиям в рамках социального и профессионального партнерства относятся различные социальные и культурные акции и инициативы на уровне школы, города, а также всероссийские и международные акции. К наиболее востребованным и интересным в данный момент можно отнести различные флеш-мобы, квеструмы, олимпиады, научные и творческие школы, КВН, мастер-классы, семинары-слеты, шоу-программы, интерактивные и интеллектуальные игры, учебно-деловые игры, волонтерство, многое другое.
В условиях воспитательного пространства школы проводится адресная работа с подростками по поддержке науки и творчества, выявлению талантливой и инициативной молодежи, осуществляется различного рода социально-педагогическая и психолого-педагогическая поддержка.
Таким образом, необходимо отметить, что перспективы и векторы развития учебно-воспитательной деятельности школы обусловлены изменившимися требованиями к системе образования по подготовке нового типа выпускников. Выпускник школы как главный стратегический и инновационный ресурс российского государства и конкретного региона, является прогрессивной силой развития общества.
Компетентностная модель выпускника формируется в результате целенаправленной образовательной и воспитательной деятельности, а также государственной политики в области качества образования, развития потенциала образовательного учреждения. В связи с этим эффективная воспитательная среда современной школы – один из важнейших критериев формирования и становления будущих профессионалов, их вовлеченности в образовательно-воспитательную среду является одной из наиболее приоритетных задач.
 
Литература:
  1. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2017 - 2025 годы. Указ Президента РФ от 01.06.2017 N 761 // Вестник образования. – 2012. – №22. – С. 18 – 44.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2014. – 31 с.
  3. Конвенция о правах ребенка – Режим доступа: // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ 
  4. Григорьев Д.В. Событийный подход к воспитательному пространству // Воспитательное пространство как объект педагогического исследования / под ред. Н.Л. Селивановой, Л.Н. Новиковой, Е.И. Соколовой. Калуга : ИУУ, 2000. С. 66–71.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»