Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Урок открытия новых знаний в системно-деятельностном подходе

Кох Марина Ивановна
    Не один год мы работаем по новым стандартам. Работать по ФГОС сложно… Пришлось переосмыслить свой немалый педагогический опыт и по-новому ответить на вопросы: как обучать, как сформировать у детей умение и желание учиться, да и что это значит - уметь учиться, при том учиться всю жизнь, как формировать и развивать УУД.
В основе обучения по ФГОС лежит  системно-деятельностный подход. Он не является новым.
Еще в древности китайский мыслитель и философ Конфуций  заметил: «Скажи мне -и я забуду, покажи мне- и я запомню, дай мне сделать – и я пойму».   
Первый этап урока  - мотивация.
Чтобы настроить детей на работу,  использую различные приемы:
- учитель высказывает добрые пожелания;
-учитель предлагает детям пожелать друг другу удачи или просто улыбнуться;
- учитель высказывает девизы, эпиграфы («С малой удачи начинается большой успех!»);
- вместе произносим рифмованные стихи.
   Строить урок с точки зрения системно-деятельностного подхода помогают наши учебники. Авторы программы ОС «Школа 2100» уже продумали, подобрали и включили такие задания,  которые стимулируют детей к деятельности. Это значительно облегчает и подготовку к уроку  учителя, а также  развивает у детей умение ориентироваться в книге. В учебниках   последовательно прописана структура «урока открытия новых знаний», которая не меняется с 1 по 4 класс. 
Второй этап урока – актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. В наших учебниках он называется «Вспоминаем то, что знаем».
Этот этап необходим для плавного перехода к знакомству с новым знанием. Сначала мы включаем задания, тренирующие необходимые мыслительные операции для знакомства с новым  материалом. В завершении создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется им самими.
Третий этап урока- выявление места и причины затруднения. В наших учебниках этот этап называется «Определяем проблему урока».
Дети должны удивиться, пойти вперед, а столкнувшись с проблемным вопросом или проблемной ситуацией –  захотеть исследовать вопрос, решить проблему и найти решение. На уроке проблемная ситуация создает паузу, от которой зависит результат всего урока.
Четвертый этап – построение проекта выхода из затруднения.
На этом этапе дети учатся формулировать тему урока, ставить цель и (в идеале) составлять план достижения цели. Пытаюсь научить детей планировать свою работу, используя незаконченные предложения.
Пятый этап – реализация построенного плана. В наших учебниках этот этап называется «Решаем проблему, открываем новые знания».
Проблема поставлена и нужно найти выход.  Здесь используем «Мозговой штурм».
Дети высказывают свои предположения выхода из затруднения, читают, сравнивают, анализируют, делают вывод самостоятельно. Роль учителя на данном этапе – направлять мыслительную деятельность детей, обращать внимание детей на существенные моменты. Затем сравнивают свой вывод с авторским (читают правило). После вывода учитель возвращает детей к проблеме, которая возникла в начале урока. Выход найден.
Шестой этап – первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 
    На этом этапе широко использую фронтальную работу, когда дети  выполняют задание с объяснением.
На доске вывешиваю алгоритм рассуждения  с ключевыми словами, чтобы легче было запомнить рассуждение.
проговаривание  хором  
4.Предлагаю работу в паре и иногда работу в группе. Работая в группе или в паре, дети чувствуют себя спокойно и комфортно, не испытывают необходимости списать у соседа и всегда могут рассчитывать на помощь своего товарища и учителя. Очень важно правильно рассадить детей , чтобы у них был  разный уровень знаний. И важно научить совместной работе. Еще с первого класса знакомим с правилами работы в паре, группе.
Некоторые дети стесняются друг друга, не умеют общаться. Этот психологический барьер они постепенно  учатся преодолевать.
Предлагаю ученикам придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме. Указываю на необходимость прослушать не только ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешаю  в случае разногласий задать вопрос учителю или учащимся с соседней парты. На уроке литературного чтения проверяю как сосед научился читать. Если дать задание просто прочитать самостоятельно, то половина класса просто сделает вид, что читает, а работая в паре им приходится выполнять задание..
Положительным моментом такой работы является, несомненно то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания..
Седьмой этап – самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
И снова может помочь наш учебник.
Если в учебнике нет образца, то вызываем к доске сильных учеников они выполняет , а остальные работают на месте. После выполнения самостоятельной работы, обязательно нужно ее проверить. Мне нравится  использовать прием взаимопроверки. Чужие ошибки  заметнее, а затем самоанализ ошибок.
Восьмой этап – включение в систему знаний и повторение. В нашем учебнике этот этап называется «Применяем новые знания» или «Решаем жизненные задачи».
Где могут пригодиться новые знания?
Сначала детям даются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие. Затем предлагаются задания, в которых новые знание используются вместе с ранее изученными.
На уроке окружающего мира после изучения темы «как работает организм человека» детям предлагается ситуация « младшая сестра жалуется на плохое самочувствие» составь план действий. Или составь режим дня.
Девятый этап  - рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Вообще-то рефлексия – это не просто перематывание назад, как в видеомагнитофоне, событий прошедшего.  Это, прежде всего анализ. Анализ работы дети проводят под руководством учителя. Предлагаю разные варианты:
Выбор готовых ответов
Эмоциональная оценка настроения
Договаривание предложений
Подбор вопросов, который помогает проанализировать работу на уроке
       Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.


 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»