Актуальные инструменты и сервисы в работе современного учителя: интерактивные приложения
Ковтонюк Анна Брониславовна
Отрасль информационных технологий (далее именуются - ИТ) считается одной из наиболее динамично развивающихся во всем мире.Развитие и широкое применение ИТ всеми слоями общества является глобальной тенденцией мирового развития. Использование ИТ имеет решающее значение для повышения уровня жизни граждан и конкурентоспособности национальной экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую экономическую систему, роста эффективности государственного управления и местного самоуправления и конечно же образование.
Сегодня педагоги в своей практике могут использовать и используют различные методы и формы обучения. Наиболее интересными в настоящее время считаются интерактивные методы обучения, где педагог теряет центральную роль, он становится организатором образовательного процесса. Акцент на таком занятии делается на сотрудничество и взаимодействие. Педагог определяет общее направление, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана, даёт консультации, помогает в серьёзных затруднениях. Дети на таких занятиях взаимодействуют друг с другом, а педагог заботиться о том, чтобы их усилия были направлены на положительный результат.
Переход от «знаньевоцентрического» подхода в обучении (знания ради знаний) к «компетентностному» обучению предполагает воспитание такого человека и гражданина, который будет приспособлен к постоянно меняющимся условиям жизни. Пока круг компетенций, которым будут владеть педагоги, не определен окончательно, как и само понятие компетенция. Но за основу взяты способность брать на себя ответственность, участвовать в демократических процедурах, общаться и обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении.
Под ИКТ-компетенцией подразумевается уверенное владение педагогами всеми составляющими навыками ИКТ — грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.
Попробуем разобраться более детально, что же необходимо знать и уметь любому педагогу.
Во-первых, это ведение различной документации (планирования, конспекты занятий, отчеты и т.п.)
Во-вторых, подготовка разнообразных дидактических материалов с использованием компьютера (прежде всего используя офисные программы – текстовые редакторы, электронные таблицы, редакторы презентаций, различные программы для создания контрольных материалов, и т. д.).
В-третьих, для преподавателя открывается возможность использования мультимедиа проектора, интерактивных досок, электронных журналов. Немало важную роль занимает использование электронных учебников на уроках, а также внеклассных занятиях. Благодаря интерактивной подачи материала у обучающихся формируется творческий подход к обучению, они получают навык самостоятельной работы, повышается уровень восприятия материала, обучающийся в течение всего урока занимает активную позицию, при изучении любой темы.
Сеть Интернет открывает широкие возможности перед педагогом:
- Дистанционное обучение;
- Оn-line тестирование;
- Участие в дистанционных олимпиадах;
- Конференции;
- Виртуальные экскурсии;
- Поиск различной информации, и т. д.
Можно выделить следующие основные категории в школьном пространстве:
- Учебно-воспитательный процесс
- Внеклассная работа (внееурочная деятельность)
- Управленческая работа
- Рассмотрим, подробнее, преимущества Интернет для каждой из этой категории.
- возможность дистанционного обучения как для учеников, так и для учителей;
- проведение обучающих межпредметных телеком-проектов;
- проведение дистанционных олимпиад;
- участие в телеконференциях;
- участие в тематических конкурсах по созданию веб-страниц;
- виртуальные методические объединения учителей-предметников.
- получение дополнительной информации из различных информационных листов;
- проведение дискуссий для учителей-предметников по различным тематикам; участие учеников и учителей в чатах на заданную тему;
- информация о проведении различных конкурсов и возможностях получения грантов;
- консультационное обслуживание (юридические справки по правам подростков, профессиональные консультации по созданию веб-страниц и т.п.);
- возможность установления личных контактов учителей и учеников из разных стран.
- создание единой управленческой инфраструктуры района, округа, города;
- создание единых библиотечных каталогов в рамках района, округа и т.д.;
- использование возможностей Интернет-магазинов;
- поиск кадров по имеющимся вакансиям.
- Как видно из вышеперечисленного, Интернет предоставляет возможности для получения информационных ресурсов и личного самообразования и
- ученикам, и учителям. А эти два субъекта являются неразрывными и составляют основу школьного образовательного пространства.
Уже одно это показывает значительные преимущества Интернет перед традиционным бумажным учебником.
Таким образом информационные технологии позволяют:
- организовывать различного рода совместные исследовательские работы учащихся, учителей, студентов, научных работников из различных школ, научных и учебных центров одного либо разных регионов или даже разных стран. Метод проектов дает возможность организовывать при это подлинно исследовательскую творческую либо чисто самостоятельную прикладную практическую деятельность партнеров с использованием многообразия методов и форм самостоятельной познавательной и практической творческой деятельности;
- обеспечивать оперативную консультационную помощь широкому кругу обучаемых из научно-методических центров;
- создавать сети дистанционного обучения и повышения квалификации педагогических кадров;
- оперативно обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим участников вопросам, темам совместных проектов, расширяя таким образом свой кругозор, повышая свой культурный уровень;
- прививать навыки подлинно исследовательской деятельности, моделируя работу научной лаборатории, творческой мастерской;
- развивать умения добывать информацию из разнообразен источников обрабатывать ее с помощью самых современных компьютерных технологий, хранить и подавать на сколько угодно дальние расстояния, в разные точки планеты;
- создавать подлинную языковую среду (в условиях совместимости международных телекоммуникационных проектов, телеконференций обычных, а также аудио - и видеоконференций, чатов), способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке и отсюда - потребности в изучении иностранных языков;
- способствовать культурному, гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к самой широкой информации культурного, этнического, гуманистического плана.
Разумеется, прямой выход в Интернет на уроке практически исключается, поскольку вряд ли можно найти какое-то приемлемое количество кабинетов иностранного языка в наших школах, оборудованных достаточным количеством компьютеров с доступом в Интернет. Хотя следует сказать, что некоторые учителя, имея в кабинете всего один компьютер и доступ в Интернет, пытаются использовать и эту малую возможность на уроке. Следовательно, здесь нужно искать другие пути. Кстати, особенно в больших городах следует учитывать тот факт, что уже немало семей имеют домашние компьютеры с реальным доступом в Интернет и учителю стоит учитывать такую возможность. Прав А.А. Леонтьев в том, что педагогические технологии нельзя выучить. Можно наметить лишь ориентиры их возможного применения. Творческий потенциал учителя подскажет ему область поиска, а профессионализм даст импульс для интересных находок и решений. Естественно, при работе с Интернет не обойтись и без проблем.
Основные сервисы и Интернет технологии WEB 2.0 которые можно эффективно использовать в образовательной деятельности:
1. Виртуальные доски для групповой работы:
2. Графика онлайн (редакторы, хостинг, анимация, коллажи):
3. Презентации, публикации, видеоролики (mix):
4. Офисные технологии, документ-сервисы:Google Документы ( Текст Таблицы Презентации)
5. Органайзеры, информеры
6. Работа с группами, планировщики, закладки:
7. Визуализация (данных, информации, процессов и т.д.)
8. Вебинары, уроки, классы, консультирование, конференции, встречи:
9. Библиотеки, образовательное видео, интерактивное онлайн телевидение:
10. Карты:
11. Сайты, блоги, визитки:
12. Тесты, опросники:
13. Мультимедиа сервисы
14. Видеосервисы (хостинг, редактирование)
15. Дидактические материалы для уроков в игровой форме
16. Планировщики, конструкторы
Работа учащихся в Интернет охватывает различные виды деятельности:
- самостоятельную работу с информацией по той или иной изучаемой теме, проблеме;
- самостоятельную учебную деятельность (в режиме самообразования) для углубления знаний в определенной области, ликвидации пробелов, подготовки к экзаменам, пр.;
- учебную деятельность под руководством удаленного учителя в курсе дистанционного обучения;