Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Актуальные инструменты и сервисы в работе современного учителя: интерактивные приложения

Ковтонюк Анна Брониславовна
Отрасль информационных технологий (далее именуются - ИТ) считается одной из наиболее динамично развивающихся во всем мире.
Развитие и широкое применение ИТ всеми слоями общества является глобальной тенденцией мирового развития. Использование ИТ имеет решающее значение для повышения уровня жизни граждан и конкурентоспособности национальной экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую экономическую систему, роста эффективности государственного управления и местного самоуправления и конечно же образование.
Сегодня педагоги в своей практике могут использовать и используют различные методы и формы обучения. Наиболее интересными в настоящее время считаются интерактивные методы обучения, где педагог теряет центральную роль, он становится организатором образовательного процесса. Акцент на таком занятии делается на сотрудничество и взаимодействие. Педагог определяет общее направление, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана, даёт консультации, помогает в серьёзных затруднениях. Дети на таких занятиях взаимодействуют друг с другом, а педагог заботиться о том, чтобы их усилия были направлены на положительный результат.
Переход от «знаньевоцентрического» подхода в обучении (знания ради знаний) к «компетентностному» обучению предполагает воспитание такого человека и гражданина, который будет приспособлен к постоянно меняющимся условиям жизни. Пока круг компетенций, которым будут владеть педагоги, не определен окончательно, как и само понятие компетенция. Но за основу взяты способность брать на себя ответственность, участвовать в демократических процедурах, общаться и обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении.
Под ИКТ-компетенцией подразумевается уверенное владение педагогами всеми составляющими навыками ИКТ — грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.
Попробуем разобраться более детально, что же необходимо знать и уметь любому педагогу.
Во-первых, это ведение различной документации (планирования, конспекты занятий, отчеты и т.п.)
Во-вторых, подготовка разнообразных дидактических материалов с использованием компьютера (прежде всего используя офисные программы – текстовые редакторы, электронные таблицы, редакторы презентаций, различные программы для создания контрольных материалов, и т. д.).
В-третьих, для преподавателя открывается возможность использования мультимедиа проектора, интерактивных досок, электронных журналов. Немало важную роль занимает использование электронных учебников на уроках, а также внеклассных занятиях. Благодаря интерактивной подачи материала у обучающихся формируется творческий подход к обучению, они получают навык самостоятельной работы, повышается уровень восприятия материала, обучающийся в течение всего урока занимает активную позицию, при изучении любой темы.
Сеть Интернет открывает широкие возможности перед педагогом:
  • Дистанционное обучение;
  • Оn-line тестирование;
  • Участие в дистанционных олимпиадах;
  • Конференции;
  • Виртуальные экскурсии;
  • Поиск различной информации, и т. д.
В последние 2-3 года в педагогическую практику достаточно активно вошел термин Интернет-образование. Информатизация образования является приоритетом российского образования. Задача школы, существующей в современном обществе, подготовить своих учеников к возможности ориентироваться в информационном пространстве, возможности овладевать информационной культурой. В настоящее время уже не вызывает сомнения необходимость использования Интернет в школьном процессе. И практически во всех сферах школьного образовательного пространства реально использовать возможности сети.
Можно выделить следующие основные категории в школьном пространстве:
  • Учебно-воспитательный процесс
  • Внеклассная работа (внееурочная деятельность)
  • Управленческая работа
  • Рассмотрим, подробнее, преимущества Интернет для каждой из этой категории.
Учебно-воспитательный процесс:
  • возможность дистанционного обучения как для учеников, так и для учителей;
  • проведение обучающих межпредметных телеком-проектов;
  • проведение дистанционных олимпиад;
  • участие в телеконференциях;
  • участие в тематических конкурсах по созданию веб-страниц;
  • виртуальные методические объединения учителей-предметников.
Внеклассная и воспитательная работа:
  • получение дополнительной информации из различных информационных листов;
  • проведение дискуссий для учителей-предметников по различным тематикам; участие учеников и учителей в чатах на заданную тему;
  • информация о проведении различных конкурсов и возможностях получения грантов;
  • консультационное обслуживание (юридические справки по правам подростков, профессиональные консультации по созданию веб-страниц и т.п.);
  • возможность установления личных контактов учителей и учеников из разных стран.
Управленческая работа:
  • создание единой управленческой инфраструктуры района, округа, города;
  • создание единых библиотечных каталогов в рамках района, округа и т.д.;
  • использование возможностей Интернет-магазинов;
  • поиск кадров по имеющимся вакансиям.
  • Как видно из вышеперечисленного, Интернет предоставляет возможности для получения информационных ресурсов и личного самообразования и
  • ученикам, и учителям. А эти два субъекта являются неразрывными и составляют основу школьного образовательного пространства.
Интернет предоставляет, с одной стороны, громадное информационное поле, содержащее самую разнообразную педагогически ценную информацию, а с другой - различные средства оживления восприятия этой информации: графику, звук, движение.
Уже одно это показывает значительные преимущества Интернет перед традиционным бумажным учебником.
Таким образом информационные технологии позволяют:
  1. организовывать различного рода совместные исследовательские работы учащихся, учителей, студентов, научных работников из различных школ, научных и учебных центров одного либо разных регионов или даже разных стран. Метод проектов дает возможность организовывать при это подлинно исследовательскую творческую либо чисто самостоятельную прикладную практическую деятельность партнеров с использованием многообразия методов и форм самостоятельной познавательной и практической творческой деятельности;
  2. обеспечивать оперативную консультационную помощь широкому кругу обучаемых из научно-методических центров;
  3. создавать сети дистанционного обучения и повышения квалификации педагогических кадров;
  4. оперативно обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим участников вопросам, темам совместных проектов, расширяя таким образом свой кругозор, повышая свой культурный уровень;
  5. прививать навыки подлинно исследовательской деятельности, моделируя работу научной лаборатории, творческой мастерской;
  6. развивать умения добывать информацию из разнообразен источников обрабатывать ее с помощью самых современных компьютерных технологий, хранить и подавать на сколько угодно дальние расстояния, в разные точки планеты;
  7. создавать подлинную языковую среду (в условиях совместимости международных телекоммуникационных проектов, телеконференций обычных, а также аудио - и видеоконференций, чатов), способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке и отсюда - потребности в изучении иностранных языков;
  8. способствовать культурному, гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к самой широкой информации культурного, этнического, гуманистического плана.
Эти преимущества Интернета становятся очевидными при использовании его непосредственно в студенческой или школьной аудитории. Идеальными условиями для такой работы является наличие компьютерного класса с подключением к Интернету. Использование Интернета на занятии не должно представлять собой самоцель. Для того чтобы правильно определить место и роль Интернета в обучении иностранному языку, прежде всего, необходимо найти для себя чёткие ответы на вопросы: для кого, для чего, когда, в каком объёме он должен использоваться.
Разумеется, прямой выход в Интернет на уроке практически исключается, поскольку вряд ли можно найти какое-то приемлемое количество кабинетов иностранного языка в наших школах, оборудованных достаточным количеством компьютеров с доступом в Интернет. Хотя следует сказать, что некоторые учителя, имея в кабинете всего один компьютер и доступ в Интернет, пытаются использовать и эту малую возможность на уроке. Следовательно, здесь нужно искать другие пути. Кстати, особенно в больших городах следует учитывать тот факт, что уже немало семей имеют домашние компьютеры с реальным доступом в Интернет и учителю стоит учитывать такую возможность. Прав А.А. Леонтьев в том, что педагогические технологии нельзя выучить. Можно наметить лишь ориентиры их возможного применения. Творческий потенциал учителя подскажет ему область поиска, а профессионализм даст импульс для интересных находок и решений. Естественно, при работе с Интернет не обойтись и без проблем.
Основные сервисы и Интернет технологии WEB 2.0 которые можно эффективно использовать в образовательной деятельности:
1. Виртуальные доски для групповой работы:
2.  Графика онлайн (редакторы, хостинг, анимация, коллажи):
3. Презентации, публикации, видеоролики (mix):
4. Офисные технологии, документ-сервисы:Google Документы ( Текст  Таблицы  Презентации)
5. Органайзеры, информеры
6. Работа с группами, планировщики, закладки:
7. Визуализация (данных, информации, процессов и т.д.)
8. Вебинары, уроки, классы, консультирование, конференции, встречи:
9. Библиотеки, образовательное видео, интерактивное онлайн телевидение:
10. Карты:
11. Сайты, блоги, визитки:
12. Тесты, опросники:
13. Мультимедиа сервисы
14. Видеосервисы (хостинг, редактирование)
15. Дидактические материалы для уроков в игровой форме
16. Планировщики, конструкторы
 
Работа учащихся в Интернет охватывает различные виды деятельности:
  • самостоятельную работу с информацией по той или иной изучаемой теме, проблеме;
  • самостоятельную учебную деятельность (в режиме самообразования) для углубления знаний в определенной области, ликвидации пробелов, подготовки к экзаменам, пр.;
  • учебную деятельность под руководством удаленного учителя в курсе дистанционного обучения;
Интернет является очень мощным информационным оружием, которое можно использовать как для получения научной и образовательной информации, так и в воспитательных целях для выработки у молодого поколения духовных и культурных ценностей.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»