Работа со способными и одарёнными детьми
по новому федеральному государственному
образовательному стандарту
Осипова Людмила Владимировна
АннотацияУчителя всегда уделяли много времени работе со слабыми учениками. С новым
стандартом обращено много внимания на работу содаренными и способными детьми в начальной школе.
Перед обществом была поставлена задача не только улучшение качества образования и воспитания,но и усиление ответственности за конечные результвты обучения и воспитания как состороны учителя и школы,так и со стороны государства,родителей и самих учащихся.Необходимо улучшить духовно-нравственное состояние общества,повысить мотивацию к обучению
В содержании планируемых результатов должны быть отражены ожидания,связанные с уровнем достижения системой образования,образовательными учреждениями,педагогами обучающимися следующих основных результатов начального общего образования,сформулированных в требованиях стандарта:
-формирование предметных и универсальных способов действий,а также опорной системы знаний,обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
-воспитание основ умения учиться-способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
-индивидуальный прогресс восновных сферах личностного развития эмоциональной,познавательной и саморегуляции.
Работа с даренными и способными детьми стала приоритетной государственной задачей,от этого зависит будущее нашей страны,её престиж на мировой арене.Для развития потенциала обучающихся,прежде всего одаренных детей,могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей/законных представителей/ индивидуальные учебные планы,реализация которых должна сопровождаться поддержкой тьютера образовательного учреждения.
Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствиис действующими санитарными нормами.
Сейчас каждая школа разрабатывает свою Основную образовательную программу начального общего образования.В каждой школе думали о выявлении и развитии способностей обучающихся,в том числе одаренных и способных детей.Одаренные и способные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности,творческие возможности,восприимчивость к учению,радость от полученных результатов.
не каждый может реализовать свои способности самостоятельно.задача начальной школы состоит в том,чтобы разглядеть,поддержать и суметь развить способности ребенка.если этого не сделать,то к моменту окончания школы их не останется.
Очень важны педагогические умения учителя:такие как умение показать ребенку,что его эмоции и переживания важны и значимы;оказать помощь ребёнку при выражении своих чувств; передать ребёнку свои подлинные чувства и оценки ситуации;показать ребенку,что он важен"сам по себе",а не только в силу тех или иных способностей.
Чрезвычайно важно соблюдать осторожность в прогнозах о развитии каждого школьник,в том числе и о мотивации.Необходимо избегать категорических суждений о невозможности того или иного ученика иметь зрелые мотивы/эти суждения нежелательны как в ситуации урока,так и на родительском собрании,надо всегда стараться увидеть перспективу развития и стараться найти сильные стороны мотивации каждого ученика. Изучение мотивации каждого ученика лучше строить путем сопоставления" незавиимых характеристик" данных этому ученику несколькми учителями,классным руководителем,родителями.
Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа предусматривает:
выявление и развитие способностей обучающихся,в том числе одарённых детей,через систему клубов,секций,студий и кружков,организацию общественно полезной деятельности,в том числе социальной практики,с использованием возможностей учреждения;
-участие обучающихся и их родителей/законных представителей педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;.
На первый взгляд может показаться,ч точто все эти формы уже сами по себе позволяют достигать результатов первого уровня/приобретение школьниками социальных знаний,понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Однако это не вполне верно.Данного уровня результатов можно достичь лишь
в том случае,если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир,т.е. познание жизни людей и общества: его структуры и принципы существования,норм этики и морали,базовых общественных ценностей.Причём важны будут не только и не столько фундаментальные знания,сколько те,которые нужны человеку для полноценного проживания жизни.
Создание условий для раскрытия задатков и развития способностей всех учащихся, охраняя индивидуальность и личностный подход на уроках и во внекласной деятельности-одна из задач современной школы.
Ученики начальной школы с энтузиазмом принимают участие в различных викторинах и конкурсах,публичных выступлениях,марафонах и олимпиадах по предметам.Основной формой обучения в школе является урок.Одна из форм работы для способных и одаренных детей-олимпиада по предмету.Олимпиада-это соревнование и праздник.Она способствует воспитанию познавательного интереса у детей младшего школьного возраста и помогает определить их уровень знаний учителем.Сейчас дети могут участвовать волимпиадах разного уровня/классных,школьных,районных,городских/
Вовремя выявить способного и одарённого ребенка,научить его самостоятельно добывать знания,логически и нетандартно мыслить-задача творчески работающего учителя.