Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Технология деятельностного метода обучения –
педагогический инструмент формирования
метапредметного результата ФГОС

Кострова Людмила Михайловна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 319
Петродворцового района Санкт-Петербурга

 
В основе ФГОС НОО, лежит системно-деятельностный подход. Он предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС НОО, где развитие личности обучающегося на основе усвоения им универсальных учебных действий (далее – УУД), познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.В соответствии с п. 9 ФГОС НОО УУД являются метапредметным результатом и формируются: средствами содержания каждого учебного предмета; средствами междисциплинарных учебных курсов (к примеру, средствами Программы формирования УУД на ступени НОО); средствами и содержанием внеурочной деятельности как одного из механизмов реализации ООП НОО.
Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могли не затронуть и образовательную сферу. В связи с переходом на ФГОС НОО серьёзные изменения коснулись начального общего образования.  В результате начального общего образования у учащихся должны быть сформированы качественно новые образовательные результаты: желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности; математическая грамотность и  грамотность в области чтения как основа всего последующего обучения.
Если еще несколько  назад в педагогическом сообществе шли жаркие дискуссии о целях образования, то сегодня ФГОС второго поколения, выдвигает в качестве приоритетной задачи образования формирование у учащихся умения учиться. В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни».
Однако всегда ли мы понимаем смысл этих слов, а главное – владеем ли методами организации образовательного процесса, которые сделают эти высокие слова реальной практикой?
Перед педагогом начальной общеобразовательной школы, приступившим к реализации стандартов второго поколения, встает вопрос: «Как  ему практически воплотить в жизнь идеи, о которых сотни лет назад говорили наши великие предшественники и которые сегодня стали жизненно необходимы каждому ребенку – научить его учиться?». А разве педагоги не делают это изо дня в день? Ученик выполняет задание учителя – он учится учиться? Многие скажут, что да. Но посмотрим внимательнее, чему он учится? Он учится точно выполнять предписания. А учиться, то есть «учить-себя» – значит, самому давать себе предписания! Этому-то как раз и не учится ученик в так называемой традиционной системе обучения. И значит, он не учится учиться. Чтобы управлять учебной деятельностью детей, а затем учить их самостоятельно управлять ею (то есть учить учиться), нужно, прежде всего, самому педагогу разобраться с тем, что представляет собой деятельность как явление жизни и  понять, какова структура деятельности, какие бывают ее виды, как она развивается, в чем специфика и предназначение именно учебной деятельности. И только затем это знание конкретизировать для построения своего образовательного процесса, чтобы сделать его не случайным, а надежным, управляемым, качественным. «О развивающем обучении и воспитании, – писал В.В. Давыдов, – можно вести речь только в русле того или иного конкретного понимания деятельности»
Что значит «уметь учиться» – это значит хотеть и уметь выполнять и рефлектировать деятельность учения или учебную деятельность. В процессе профессионального саморазвития учителя начальных классов изучали, что такое учебная деятельность, какова ее роль, какие есть средства и способы освоения новых умений, как следует взаимодействовать с ребенком, какова роль каждого в образовательном процессе.  Учебную деятельность мы стали рассматривать как процесс самоизменения ребенка в совместной образовательной деятельности, результатом которого являются приобретенные им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности. Учебное действие является  структурной единицей учебной деятельности; представляет собой процесс, направленный на достижение некоторой учебной цели (задания, учебного занятия).
Данный подход в стандартах второго поколения  называется системно-деятельностным в силу того, что он является конкретизацией понятийной системы деятельности и методологической основой Стандарта.
В 2015 году наше общеобразовательное учреждение стало одной из региональных экспериментальных площадок, реализующих инновационные проекты по теме: «Введение ФГОС НОО в Санкт-Петербурге». Одной из отличительных особенностей школы  является создание развивающей образовательной среды, которая позволяет максимально учитывать индивидуальные возможности, интересы и образовательные запросы каждого ребёнка. В рамках системно-деятельностного подхода мы используем технологии деятельностного типа, среди которых особое место занимает технология деятельностного метода обучения и соответствующая ей система дидактических принципов, требований к учебному содержанию и условий его использования на вариативной основе, что важно с точки зрения практической реализации концепции вариативности  современного образования. В качестве схемы, описывающей работу по данной технологии, мы используем специально разработанный опорный сигнал, предложенный Л.Г. Петерсон, удобный для работы учителя.
  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
  2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
  3. Выявление места и причины затруднения.
  4. Построение проекта выхода из затруднения.
  5. Реализация построенного проекта.
  6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  8. Включение в систему знаний и повторение.
  9. Рефлексия учебной деятельности.
Но главное  заключается в том, что системно-деятельностный подход открывает  учителю возможность построения и практического использования структуры учебной деятельности, без которой умение учиться не может формироваться системно. Следовательно, чтобы научить детей учиться, для нас принципиально важно выстроить структуру учебной деятельности, адекватную всеобщим культурным средствам и способам, механизмам самоизменения и саморазвития (формирование у учащихся личностного результата). В данном случае, это дорога, по которой должен систематически «ходить» учащийся в процессе учения необходима для того, чтобы приобрести необходимый опыт, и этим создать условия для формирования собственного метапредметного результата - регулятивных УУД. Это позволит построить собственный продуктивный путь преодоления затруднений - метод рефлексии, или рефлексивной самоорганизации, который заключается он в следующем:
  • зафиксировав затруднение, надо сначала остановиться и подумать, а не продолжать что-то делать наобум;
  • затем проанализировать, как ты выполнял свое действие, и в каком месте возникло затруднение (исследование – И);
  • понять, по какой причине оно возникло (критика – К);
  • поставить перед собой цель, устраняющую причину затруднения, а затем выбрать адекватный способ действий и построить проект (проект – П);
  • реализовать построенный проект.
Именно данный метод  заложен в структуру организации образовательного процесса в гимназии, ведь известно, что «хромой, идущий по короткой дороге, дойдет быстрее, чем скороход по длинной».Завершится этот путь, естественно, самоконтролем – сопоставлением результата с целью, и самооценкой – определением того, достигнута ли поставленная цель и в какой степени. Значит, весь путь учебной деятельности, то есть путь самоизменения ученика. Чем раньше ребенок будет погружен в такой способ организации своей деятельности, тем легче ему будет адаптироваться к нему, тем скорее и успешнее он научится учиться. Именно поэтому со структурой учебной деятельности мы  знакомим учащихся с первого класса. Ресурсом для этого служит авторская программа надпредметного курса «Мир деятельности», направленный на формирование комплекса универсальных учебных действий у учащихся 1−4 классов  начальной общеобразовательной  школы (научный руководитель - Л.Г. Петерсон д.п.н., профессор кафедры начального и дошкольного образования АПК и ППРО, директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО, лауреат Премии Президента РФ в области образования ). Данный надпредметный курс «Мир деятельности» предусматривает принципиально новый путь формирования УУД и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе последних научных достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.). Курс «Мир деятельности» реализуется учителями начальных классов школы №319. во внеурочной деятельности, сопровождает и дополняет работу учителя в технологии деятельностного метода  и обеспечивает достижение планируемых результатов ООП НОО гимназии в единстве урочной и внеурочной деятельности.
Поставив перед педагогическим коллективом учителей начальных классов гимназии вопрос: «Что значит научить ребенка учиться?», мы нашли ответ, основанный на методологичекских знаниях, который позволил сегодня построить эффективный педагогический инструментарий, о котором можно не только прочитать, но и посмотреть его в действии, в реальной работе  учителей. Свою главную задачу сегодня мы видим в том, чтобы создать реальную возможность  поэтапного освоения деятельностного метода обучения каждым учителем гимназии, с одной стороны, а с другой стороны – мотивировать развитие и совершенствование самого учителя. Ведь одной из его новых функций становится функция руководителя инициатора детского действия, которая требует от учителя профессионализма и владения теми культурными ценностями, которые он призван передавать. Среди них на современном этапе развития образования ключевое значение имеет понимание самим педагогом того, что значит «уметь учиться».

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»