Психологический портрет современного учителя
Тарханова Яна Альбертовна,
учитель информатики первой категории
ГБОУ школа № 645
Пушкинского района Санкт-Петербурга
учитель информатики первой категории
ГБОУ школа № 645
Пушкинского района Санкт-Петербурга
В сети интернет написано: «Современный учитель должен быть универсально образованным, эрудированным, информированным, прогрессивным, улыбчивым, искренним, гуманным, тактичным, с чувством юмора и легкой иронией, обладать деловыми и лидерскими качествами, умениями разрешать конфликты, устанавливать партнерские отношения, любить свою профессию и преподаваемый предмет, быть профессионалом своего дела. Помимо всего вышесказанного современный учитель должен постоянно заниматься самообразованием, самосовершенствованием, быть целеустремленным, самокритичным, владеть основами детской психологии».
Никогда ранее я не рассуждала на тему психологического портрета современного учителя. В представленной статье я бы хотела привести портрет учителя, каким он должен быть, по моему мнению.
Социальный статус педагога зависит от того, каков портрет учителя, увиденный глазами общества. Согласно отчету Фонда общественного мнения о результатах опроса населения, проведенного в октябре 2008 года в 44 субъектах Российской Федерации (100 населенных пунктов, 1500 респондентов), 50% россиян считает, что профессия педагога не пользуется уважением, авторитет педагогической профессии не признают 65% наших сограждан. Только 46% респондентов высказали предположение, что самим педагогам их профессия нравится. По мнению 69% опрошенных, педагоги в целом живут не лучше и не хуже большинства россиян. Следует отметить, что несколько лет назад педагогов к «среднему классу» относило меньшее число опрошенных. Если говорить о миссии учителя, его основных задачах, то подавляющее большинство респондентов (86%) считают, что педагоги, помимо преподавания своего предмета, должны формировать взгляды, социальное мировоззрение, отношение детей к жизни, что подтверждает тенденцию, установленную в ряде исследований, усиления ожиданий от учителя выполнения его воспитательных функций.
Педагог сегодня работает в сложных условиях постоянных изменений средств оценки качества образования, современных средств информатизации в профессиональной деятельности учителя, необходимости непрерывного повышения квалификации, постоянного ожидания инноваций в образовании.
Исследование, проведенное на базе нашего учебного заведения среди учащихся 7-8 классов, показало, что наиболее адекватно выражают современный образ педагога, его социально ориентированный вектор развития, следующие индикаторы: любовь педагога к своей профессии; уважение педагогом личности учащихся; доброта педагога в отношении учащейся молодежи; наличие у педагога чувства юмора и его профессионализм; честность и открытость педагога; коммуникабельность педагога; его строгость и требовательность к учащимся; оригинальность личности педагога.
Деятельность учителя, который, прежде всего, воспринимает свою работу, как процесс выживания, когда все усилия преподавателя направлены на материальное обеспечение или «рутину», не позволяющую раскрыться духовным потребностям и способностям учителя и учащихся не может носить такое гордое название и не может работать с детьми в принципе.
В современном мире, при внедрении новых стандартов, учитель должен стараться организовать деятельность, которая причастна к развитию общества и молодежи. Образовательный процесс становится сферой, где учителя могут наиболее полно выразить свою личность, помочь молодежи встать на путь духовного развития. Обучение становится «искусством», как деятельность, от которой можно получать только удовольствие.
В свою очередь, хочу отметить, что я стараюсь соответствовать собирательному образу педагога, которого отличают следующие качества: юмор и доброта, открытость и требовательность, но на основе уважения личности обучающихся. Современный учитель - точка опоры в образовательном процессе, поэтому он должен иметь свой имидж, определенный стиль, быть привлекательным, обладать хорошим вкусом и личным обаянием. Главная задача учителя - постоянно оставаться в контакте с ребенком и быть для него примером. Я, скорее всего, интересна тем, что у меня доминируют «личностно-ценностные» взаимодействия с учащимися: уважение подростков, открытость и доброта в отношениях с ними.