Практическая реализация требований ФГОС в образовательном процессе
Барабанова Елена Сергеевна
Практическая реализация требований ФГОС в образовательном процессе заключается в мониторинге результатов, которые подлежат проверке.К результатам, которые подлежат проверке, относятся следующие:
— научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
— умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщённые способы деятельности;
— коммуникативные и информационные умения;
— умение оценивать объекты окружающей действительности с определённых позиций;
— способность к контролю и самоконтролю;
— способность к творческому решению учебных и практических задач.
Не подлежат итоговой аттестации:
— ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.);
— характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
— индивидуальные психологические характеристики личности.
Эти результаты образования выявляются в ходе массовых мониторинговых, социологических и других исследований и служат одним из средств оценки эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Практическая реализация требований ГОС в учебном процессе потребует как сохранения ценных традиций учебно- воспитательного процесса, так и внедрения инноваций.
Сохраняется значение предметных результатов обучения английскому языку, включая формирование у учащихся четырёх видов речевой деятельности (слушание и говорение, чтение и письмо). Стандарт не определяет роли и места учебного перевода (пятого вида речевой деятельности) в учебном процессе, однако перевод как приём обучения практическому владению иностранным языком и контроля знаний достаточно активно применяется на уроках и в самостоятельной работе. Задания на перевод включаются в рабочую тетрадь для учащихся. Помимо коммуникативной, современный учебник имеет также социокультурную направленность, способствуя освоению правил речевого и неречевого поведения, формированию умений комментировать свои и чужие действия, развитию дружелюбного отношения и толерантности к представителям иных культур. Можно сказать, что предметные результаты современного учебника охватывают разные стороны процесса межкультурной социализации учащихся коммуникативными средствами.
Новым в учебниках будет достижение с их помощью личностных результатов учебно-воспитательной работы. Например, уже делаются попытки с помощью учебника английского языка формировать у учащихся основы российской гражданской идентичности. Это достигается с помощью материалов, содержащих информацию как об отечественной, так и о зарубежной культуре. Важно также, чтобы учебник содержал материалы для овладения навыками адаптации в динамично развивающемся и изменяющемся мире. Для этого учащимся нужна информация о межличностных, межкультурных и деловых отношениях в современном поликультурном обществе. Отметим, что личностные результаты учебного процесса не оцениваются и не составляют содержание аттестации учащихся. Однако наличие подобных материалов в учебнике необходимо.
Особое внимание в учебниках нового поколения уделяется материалам для достижения метапредметных результатов обучения. Например, нужны задания не только для их выполнения, но и для постановки целей, конкретизации задач учебных действий, поиска средств выполнения задания, последовательного выполнения нескольких этапов задания, планирования, самоконтроля и самооценки. Повышается значение заданий творческого и поискового характера. Подчёркивается необходимость развития знаково-символического мышления учащихся на основе схем, диаграмм и таблиц, что развивает абстрактные языковые представления и важно для овладения универсальными учебными действиями межпредметного значения. Учебники также призваны способствовать формированию у учащихся умений совместной познавательной деятельности, распределения ролей и функций, сотрудничества с элементами взаимопомощи и взаимоконтроля.
Этапы урока по ФГОС
Этап | Цель | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Мотивационный | Сформировать потребность в овладении учебным материалом, показать значимость материала для изучения английского языка | Нацеливает на освоение новых ЗУНов с позиции их практического значения, задавая простые условные вопросы. | Воспринимают информацию учителя, осмысливают значимость для себя. Могут задать вопросы. |
2. Ориентировочный | Формулируются цель урока и план ее достижения | Помогает сформулировать цель урока и составить план деятельности (постановка вопросов, моделирующие ситуации) | Приходит к осознанию нехватки определенных умений, выдвигает гипотезы о вариантах решения поставленных задач. |
3. Исполнительский | Реализация плана 2го этапа | Предлагает варианты общих способов действия, организует, корректирует, направляет. | Пытается решить задачи, строит модели (по возрасту) |
4. Контрольный | Проверить правильность решения поставленной учебной задачи и оценить степень достижения цели | Задает вопросы, вскрывающие ошибки учащихся, оценивает результаты работы отдельных учащихся и предлагает критерии самооценки. | Соотносит результаты с целями, оценивает, насколько правильно удалось выполнить задачи. |
5. Рефлексия | Проанализировать степень достижения целей урока | Анализирует степень освоения ЗУНов | Определяет значимость полученных ЗУНов для себя и для социума. |