Система оценивания метапредметных результатов
Большакова Любовь Сергеевна,
учитель английского языка;
Зырянова Дария Михайловна,
учитель географии;
Петрова Екатерина Евгеньевна,
учитель английского языка;
Сотникова Лариса Михайловна,
учитель английского языка
ГБОУ гимназии №498
Невского района Санкт-Петербурга
учитель английского языка;
Зырянова Дария Михайловна,
учитель географии;
Петрова Екатерина Евгеньевна,
учитель английского языка;
Сотникова Лариса Михайловна,
учитель английского языка
ГБОУ гимназии №498
Невского района Санкт-Петербурга
В настоящее время в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) приоритетной целью школьного образования стало формирование умения учиться. Раньше учитель был только обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Но жизнь меняется быстро, и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать, какие знания и умения понадобятся в будущем. Поэтому и возникла необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, вместо передачи суммы знаний школьное образование ориентируется на развитие личности учащегося на основе усвоения способов действий. Но это не означает, что нужно совсем отказаться от традиционных знаний, умений, навыков. Просто меняются приоритеты. Предметное содержание перестаёт быть центральной частью стандарта, главным становится формирование универсальных учебных действий (УУД). А так как изменились приоритеты в обучении в связи с введением ФГОС, то и в корне меняется и понятие оценивания. В современной школе необходимы такие средства оценки учебных достижений, которые будут определять продвижение самого ученика относительно собственного уровня.
Понятие «Универсальные учебные действия» (УДД) ФГОС включает в себя такие подходы:
Понятие «Универсальные учебные действия» (УДД) ФГОС включает в себя такие подходы:
-
В широком смысле под УДД ФГОС понимается умение учиться, то есть способность к самообучению и саморазвитию путём целенаправленного и внутренне мотивированного освоения нового социального опыта.
-
В конкретном значении этот термин интерпретируется как система действий, позволяющих ребёнку реализовать самостоятельное овладение новыми знаниями и умениями.
Все УДД объединены в четыре смысловые группы:
-
личностные;
-
регулятивные;
-
познавательные;
-
коммуникативные.
Для достижения метапредметных результатов нет необходимости вносить дополнительные элементы в учебный процесс, достаточно лишь изменить структуру содержания учебных дисциплин и соответствующим образом организовать познавательную деятельность учеников. К сожалению, учебники нового поколения, содержащие метапредметные компоненты, пока не разработаны, поэтому в современных реалиях учителям необходимо самостоятельно адаптировать свою педагогическую деятельность к новым требованиям. Стоит заметить, что ФГОС детально информирует о результатах метапредметного обучения, но не даёт практических рекомендаций по поводу способов формирования этих компетенций по конкретным школьным предметам в рамках урочной формы деятельности учителя.
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), то есть таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. Сегодня, как и много лет назад, в нашей стране работает пятибалльная система оценивания. Ни родителям, ни ребятам, ни учителям не понятно, как отразить в баллах метапредметные результаты. Наше творческое объединение решило предложить универсальную систему такого оценивания. Критерии, которые были выбраны:
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), то есть таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. Сегодня, как и много лет назад, в нашей стране работает пятибалльная система оценивания. Ни родителям, ни ребятам, ни учителям не понятно, как отразить в баллах метапредметные результаты. Наше творческое объединение решило предложить универсальную систему такого оценивания. Критерии, которые были выбраны:
- легкая адаптация к пятибалльной системе оценивания,
- объективность,
- индивидуальный подход,
- учет метапредметных ууд,
- критериальный аппарат.
Нами была разработана таблица в формате Excel, в которую необходимо в течении каждой четверти вносить данные по 2 диагностическим работам (входной и итоговой) на каждого ученика. В итоговой графе появляется оценка в зависимости от набранных баллов (введена формула подсчета).
Таблица № 1 - фиксация выполненных работ по метапредметным УУД.
В критериальном аппарате мы перечислили умения и соответствие баллам (от 0 до 3). Хорошо видна объективность.
Таблица № 2 - пример оценивания коммуникативных УУД.
Данная система оценивания универсальна, так как можно использовать для всех школьных предметов.
В разработанной нами системе оценивания метапредметных ууд также учитывается индивидуальность каждого ученика. Можно увидеть, какие области у него западают, где он улучшает или ухудшает результаты (критерии, предметы). Благодаря этому, построить индивидуальную работу.
Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки, зафиксированной в таблице, по всем учебным предметам При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения.
На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов.
Наша ГБОУ гимназия №498 Невского района Санкт-Петербурга разработала интерактивный кейс с упражнениями на развитие метапредметных УУД – www.uud498.ru. Оттуда можно брать задания для проведения входных и итоговых работ для обучающихся.
Классификация заданий может осуществляться по разным основаниям:
- по форме ответа: задания с закрытым ответом (с выбором одного или нескольких правильных ответов) или открытым ответом (с кратким или развернутым ответом);
- по уровню проверяемых знаний, умений или способов действий: задания базового или повышенного уровня;
- по используемым средствам при проведении работы: задания для письменной работы или устной беседы, практические задания;
– по форме проведения работы: задания для индивидуальной или групповой работы.
Виды заданий для познавательных УУД:
- «найди отличия» (можно задать их «количество»);
- «на что похоже?»;
- поиск лишнего;
- лабиринты;
- упорядочивание;
- цепочки;
- хитроумные решения;
- составление схем-опор;
- составление и распознавание диаграмм;
- работа с разного вида таблицами;
- работа со словарями.
Виды заданий для диагностики регулятивных УУД:
- «преднамеренные ошибки»;
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль;
- взаимный диктант (метод М.Г. Булановской);
- диспут;
- заучивание материала наизусть в классе;
- «ищу ошибки»;
- КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Виды заданий для диагностики коммуникативных УУД:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа;
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
- задания: «подготовь рассказ…»;
«опиши устно…»;
«объясни…» и т.д.
Мы надеемся, что наша разработка будет полезна учителям, родителям и обучающимся. Она поможет адаптировать оценивание метапредметных УУД в стандартной пятибалльной системе.
- объективность,
- индивидуальный подход,
- учет метапредметных ууд,
- критериальный аппарат.
Нами была разработана таблица в формате Excel, в которую необходимо в течении каждой четверти вносить данные по 2 диагностическим работам (входной и итоговой) на каждого ученика. В итоговой графе появляется оценка в зависимости от набранных баллов (введена формула подсчета).
Таблица № 1 - фиксация выполненных работ по метапредметным УУД.
В критериальном аппарате мы перечислили умения и соответствие баллам (от 0 до 3). Хорошо видна объективность.
Таблица № 2 - пример оценивания коммуникативных УУД.
Данная система оценивания универсальна, так как можно использовать для всех школьных предметов.
В разработанной нами системе оценивания метапредметных ууд также учитывается индивидуальность каждого ученика. Можно увидеть, какие области у него западают, где он улучшает или ухудшает результаты (критерии, предметы). Благодаря этому, построить индивидуальную работу.
Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки, зафиксированной в таблице, по всем учебным предметам При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения.
На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов.
Наша ГБОУ гимназия №498 Невского района Санкт-Петербурга разработала интерактивный кейс с упражнениями на развитие метапредметных УУД – www.uud498.ru. Оттуда можно брать задания для проведения входных и итоговых работ для обучающихся.
Классификация заданий может осуществляться по разным основаниям:
- по форме ответа: задания с закрытым ответом (с выбором одного или нескольких правильных ответов) или открытым ответом (с кратким или развернутым ответом);
- по уровню проверяемых знаний, умений или способов действий: задания базового или повышенного уровня;
- по используемым средствам при проведении работы: задания для письменной работы или устной беседы, практические задания;
– по форме проведения работы: задания для индивидуальной или групповой работы.
Виды заданий для познавательных УУД:
- «найди отличия» (можно задать их «количество»);
- «на что похоже?»;
- поиск лишнего;
- лабиринты;
- упорядочивание;
- цепочки;
- хитроумные решения;
- составление схем-опор;
- составление и распознавание диаграмм;
- работа с разного вида таблицами;
- работа со словарями.
Виды заданий для диагностики регулятивных УУД:
- «преднамеренные ошибки»;
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль;
- взаимный диктант (метод М.Г. Булановской);
- диспут;
- заучивание материала наизусть в классе;
- «ищу ошибки»;
- КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Виды заданий для диагностики коммуникативных УУД:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа;
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
- задания: «подготовь рассказ…»;
«опиши устно…»;
«объясни…» и т.д.
Мы надеемся, что наша разработка будет полезна учителям, родителям и обучающимся. Она поможет адаптировать оценивание метапредметных УУД в стандартной пятибалльной системе.