Моделирование воспитательно–образовательной работы с детьми по физическому развитию в условиях реализации ФГОС ДО
Беляева Валентина Викторовна
Детям любого возраста свойственна высокая двигательная активность. Мышечная активность – обязательное условие для нормального развития организма. «Движение – это жизнь. Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие», - писал греческий философ Аристотель.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно – двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущербе организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей ЗОЖ, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании при формировании полезных привычек и др.).
Содержание образовательной области «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Анализируя, младенческий, ранний, дошкольный возраст – задача развитие двигательной активности.
В дошкольном возрасте с помощью двигательной активности ребенок приспосабливается к окружающему миру. Двигательная активность ребенка – естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нем.
Наш детский сад посещают дети длительно и часто болеющие. Уровень заболеваемости детей очень высок. С каждым годом процент больных детей увеличивается.
Таким образом на протяжении года суточные объемы двигательной активности у ослабленных детей значительно ниже, чем у здоровых дошкольников.
Так как же помочь детям сберечь и укрепить здоровье, данное ему природой? И как сформировать двигательную активность и положительное эмоциональное отношение к физической культуре?
На протяжении многих лет коллектив детского сада изучает возможности эффективного восстановления и укрепления здоровья детей. Педагоги и медицинские работники детского сада на пути поиска методик, технологий, программ оздоровления детей с ослабленным иммунитетом. В результате были созданы соответствующие условия и разработан план оздоровительных мероприятий детей ДЧБ, система закаливания. Получив положительные результаты оздоровления детей, анализируя анкеты родителей, реализуя педагогическую технологию Т.Э.Токаевой «Будь здоров, дошкольник», технологию В.Ф.Базарного, технологию «Здоровый дошкольник» Ю.Ф.Змановского, опыт педагогов, пришли к выводу о необходимости создания своей педагогической здоровье - сберегающей системы, которая послужила основой создания системы оздоровления «Акварели здоровья».
Важной составляющей системы является сочетание лечебно-профилактической и оздоровительной работы, в которую входят блоки «Закаливание», «Физическая культура», «Психологическая культура», «Валеология».
В нашем дошкольном учреждении для детей длительно и часто болеющих имеются все условия для обеспечения достаточного уровня двигательной активности. Специально оборудованный спортивный зал, в котором расположены спортивный комплекс, гимнастическая стенка, велотренажеры, большие гимнастические мячи, гимнастические скамейки и другой мелкий и крупный спортивный инвентарь; спортивная площадка для физкультурных занятий на улице; «центры здоровья» в каждой возрастной группе.
Образовательная работа в ДОУ направлена на решение целого комплекса задач физического воспитания. Большое внимание мы уделяем организации разных видов двигательной деятельности: физкультурным занятиям, утренней гимнастике, оздоровительным пробежкам, физкультминуткам, пальчиковой гимнастике, подвижным и спортивным играм, физическим упражнениям на прогулке, индивидуальной работе по развитию движений, самостоятельной двигательной деятельности, физкультурным досугам и праздникам. Основная нагрузка при этом приходится на физкультурные занятия.
Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Дыхание является важнейшей функцией организма. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.
Полностью реализовать ту или иную методику дыхательной терапии невозможно, так как детский сад посещают дети длительно и часто болеющие, ослабленные. Опираясь на рекомендации врача – педиатра, я использую различные технологии, выбирая из них отдельные упражнения (Стрельниковой, Толкачева и т.д.).
Немаловажным я считаю, в целях оздоровления организма использование точечного массажа и корригирующей гимнастики. Обследования врачей ЛФК, врача- педиатра детского сада показали, что различные нарушения осанки являются достаточно распространенной и прогрессирующей патологией среди детей дошкольного возраста.
Пешие прогулки – походы одни из важнейших циклических, видов двигательной деятельности, в ходе которых решаются не только оздоровительные задачи, но и совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, повышается их двигательная активность, укрепляется здоровье. Прогулки - походы стали любимой формой двигательной активности для наших воспитанников.
Теперь можно с уверенностью говорить о том, дети осознают занятия физической культурой как средством сохранения и укрепления здоровья.