Реализация требований ФГОС (здоровьесберегающие технологии)
в школе-интернате спортивного типа
Дурова Татьяна Викторовна
ГБОУ школа-интернат «Олимпийские надежды» является учреждением с углубленным изучением физической культуры. Поэтому в приоритете у воспитанников нашей школы находятся ежедневные спортивные тренировки и участие в соревнованиях разного уровня сложности. Интенсивность занятий спортом и необходимость успевать осваивать школьную программу усиливают риск утомляемости и снижения результативности обучения и спортивных результатов. Поэтому использование здоровьесберегающих технологий необходимо и актуально для нашего учреждения.
По определению Н. К. Смирнова, здоровьесберегающие технологии - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
В соответствии с данным определением для воспитателя спортивного интерната ставятся определенные задачи:
1. Обеспечение комфортных социально-бытовых условий, способствующих полноценному отдыху и жизнедеятельности воспитанников.
2. Организация полноценного усиленного спортивного питания.
3. Поддержание дружественных, позитивных и гармоничных взаимоотношений в коллективе воспитанников.
4. Пропаганда здорового образа жизни.
5. Планирование и проведение досуговых мероприятий, способствующих отдыху, релаксации и смене деятельности воспитанников.
1. Обеспечение комфортных социально-бытовых условий, способствующих полноценному отдыху и жизнедеятельности воспитанников.
Интернат школы «Олимпийские надежды» соответствует всем санитарно-гигиеническим нормам и стандартам здоровьесберегающей среды. Дети проживают в светлых, комфортных комнатах по 2-3 человека. Обеспечено круглосуточное дежурство воспитателей и медицинского персонала. Поскольку воспитанники интенсивно тренируются – 2 раза в день, чтобы обеспечить своевременную смену одежды или спортивной формы, в интернате организована прачечная. Также проводится ежедневная влажная уборка и вынос мусора.
Кроме бытовых условий в нашем интернате действует четкий режим, что также способствует здоровьесбережению и дисциплинирует воспитанников. В задачи воспитателя входит контроль соблюдения режимных моментов – своевременный подъем и отход ко сну, приемы пищи, время досуга или время приготовления школьных заданий. Воспитатель проводит регулярную разъяснительную работу с воспитанниками интерната о необходимости соблюдения правил гигиены, поддержания чистоты в комнатах и порядка в личных вещах.
2. Организация полноценного усиленного спортивного питания.
Режимом интерната предусмотрено полноценное питание воспитанников 5 раз в день: 1 и 2 завтрак, обед, полдник и ужин. В рацион питания входит много белковых продуктов – мясо, рыба, яйца, молочные продукты, растительные белки; углеводы и жиры – зерновые каши, макаронные изделия, свежая выпечка, соки; и, конечно, клетчатка – свежие фрукты, овощи, зелень. Воспитатели интерната регулярно проводят беседы, демонстрируют презентации, устраивают обсуждения на тему правильного питания и важности соблюдения спортивного рациона для сохранения здоровья и достижения спортивного результата.
3. Поддержание дружественных, позитивных и гармоничных взаимоотношений в коллективе воспитанников.
Воспитатели интерната прилагают много усилий для формирования дружественной, доверительной обстановки в нашем учреждении. Наша работа учитывает возрастные особенности формирования подростковой психики, а также индивидуальные личностные качества каждого ребенка. Для социальной адаптации воспитанников и поддержания позитивного общения проводятся различные коллективные мероприятия, праздники, тематические творческие мастерские. Например, вечера караоке, настольные игры на несколько человек, участие в творческих городских конкурсах и акциях.
4. Пропаганда здорового образа жизни.
В течение всего учебного года воспитатели интерната проводят плановые мероприятия (в соответствии с планом воспитательной работы) по пропаганде здорового образа жизни. Эта работа очень актуальна, поскольку у подростков часто возникает желание попробовать что-то запрещенное или получить острые ощущения. Это обусловлено периодом взросления и гормональной перестройкой. Чтобы предупредить такие явления, воспитатели постоянно ведут разъяснительную работу, которая включает проведение бесед, просмотр тематических документальных фильмов, оформление тематических стендов и стенгазет. Регулярно проводится разъяснительная и мотивационная работа по пропаганде ЗОЖ, обязательные инструктажи по ПДД, пожарной безопасности, правилам проживания в интернате, поведения вне интерната; осуществляется необходимый контроль поведения воспитанников; беседы о гигиене и здоровье, о профилактике сезонных заболеваний ОРВИ и гриппом; осуществляется контроль чистоты и порядка в комнатах и личных вещах воспитанников; проводится работа по формированию навыков самообслуживания и ответственного отношения к своему здоровью у воспитанников.
5. Планирование и проведение досуговых мероприятий, способствующих отдыху, релаксации и смене деятельности воспитанников.
Организация досуговой деятельности воспитанников ведется в следующих направлениях: 1) патриотическое, 2) коммуникативное, 3) рукоделие (творчество). Это обсуждение мировых политических событий, а также ознакомление с традициями, праздниками и культурой России и Санкт-Петербурга; развитие коммуникативных навыков воспитанников через привлечение их к участию в школьных мероприятиях и коммуникативных играх; участие воспитанников интерната в подготовке праздничных газет и открыток к мероприятиям, помощь в создании декораций, участие в творческих конкурсах. Например, воспитанники нашего интерната стали лауреатами в номинации «Баннер социальной рекламы», в районном этапе конкурса детского творчества «Дорога и мы», в рамках Всероссийского фестиваля детского художественного творчества «Азбука безопасности». Кроме этого воспитатели и воспитанники участвуют в благотворительных акциях «Белый цветок, Рождественская ярмарка, Пасхальная ярмарка.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в нашем интернате способствует воспитанию у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, помогающих его сохранению и укреплению, формируют представления о здоровье как ценности, мотивируют на ведение здорового образа жизни.
В соответствии с данным определением для воспитателя спортивного интерната ставятся определенные задачи:
1. Обеспечение комфортных социально-бытовых условий, способствующих полноценному отдыху и жизнедеятельности воспитанников.
2. Организация полноценного усиленного спортивного питания.
3. Поддержание дружественных, позитивных и гармоничных взаимоотношений в коллективе воспитанников.
4. Пропаганда здорового образа жизни.
5. Планирование и проведение досуговых мероприятий, способствующих отдыху, релаксации и смене деятельности воспитанников.
1. Обеспечение комфортных социально-бытовых условий, способствующих полноценному отдыху и жизнедеятельности воспитанников.
Интернат школы «Олимпийские надежды» соответствует всем санитарно-гигиеническим нормам и стандартам здоровьесберегающей среды. Дети проживают в светлых, комфортных комнатах по 2-3 человека. Обеспечено круглосуточное дежурство воспитателей и медицинского персонала. Поскольку воспитанники интенсивно тренируются – 2 раза в день, чтобы обеспечить своевременную смену одежды или спортивной формы, в интернате организована прачечная. Также проводится ежедневная влажная уборка и вынос мусора.
Кроме бытовых условий в нашем интернате действует четкий режим, что также способствует здоровьесбережению и дисциплинирует воспитанников. В задачи воспитателя входит контроль соблюдения режимных моментов – своевременный подъем и отход ко сну, приемы пищи, время досуга или время приготовления школьных заданий. Воспитатель проводит регулярную разъяснительную работу с воспитанниками интерната о необходимости соблюдения правил гигиены, поддержания чистоты в комнатах и порядка в личных вещах.
2. Организация полноценного усиленного спортивного питания.
Режимом интерната предусмотрено полноценное питание воспитанников 5 раз в день: 1 и 2 завтрак, обед, полдник и ужин. В рацион питания входит много белковых продуктов – мясо, рыба, яйца, молочные продукты, растительные белки; углеводы и жиры – зерновые каши, макаронные изделия, свежая выпечка, соки; и, конечно, клетчатка – свежие фрукты, овощи, зелень. Воспитатели интерната регулярно проводят беседы, демонстрируют презентации, устраивают обсуждения на тему правильного питания и важности соблюдения спортивного рациона для сохранения здоровья и достижения спортивного результата.
3. Поддержание дружественных, позитивных и гармоничных взаимоотношений в коллективе воспитанников.
Воспитатели интерната прилагают много усилий для формирования дружественной, доверительной обстановки в нашем учреждении. Наша работа учитывает возрастные особенности формирования подростковой психики, а также индивидуальные личностные качества каждого ребенка. Для социальной адаптации воспитанников и поддержания позитивного общения проводятся различные коллективные мероприятия, праздники, тематические творческие мастерские. Например, вечера караоке, настольные игры на несколько человек, участие в творческих городских конкурсах и акциях.
4. Пропаганда здорового образа жизни.
В течение всего учебного года воспитатели интерната проводят плановые мероприятия (в соответствии с планом воспитательной работы) по пропаганде здорового образа жизни. Эта работа очень актуальна, поскольку у подростков часто возникает желание попробовать что-то запрещенное или получить острые ощущения. Это обусловлено периодом взросления и гормональной перестройкой. Чтобы предупредить такие явления, воспитатели постоянно ведут разъяснительную работу, которая включает проведение бесед, просмотр тематических документальных фильмов, оформление тематических стендов и стенгазет. Регулярно проводится разъяснительная и мотивационная работа по пропаганде ЗОЖ, обязательные инструктажи по ПДД, пожарной безопасности, правилам проживания в интернате, поведения вне интерната; осуществляется необходимый контроль поведения воспитанников; беседы о гигиене и здоровье, о профилактике сезонных заболеваний ОРВИ и гриппом; осуществляется контроль чистоты и порядка в комнатах и личных вещах воспитанников; проводится работа по формированию навыков самообслуживания и ответственного отношения к своему здоровью у воспитанников.
5. Планирование и проведение досуговых мероприятий, способствующих отдыху, релаксации и смене деятельности воспитанников.
Организация досуговой деятельности воспитанников ведется в следующих направлениях: 1) патриотическое, 2) коммуникативное, 3) рукоделие (творчество). Это обсуждение мировых политических событий, а также ознакомление с традициями, праздниками и культурой России и Санкт-Петербурга; развитие коммуникативных навыков воспитанников через привлечение их к участию в школьных мероприятиях и коммуникативных играх; участие воспитанников интерната в подготовке праздничных газет и открыток к мероприятиям, помощь в создании декораций, участие в творческих конкурсах. Например, воспитанники нашего интерната стали лауреатами в номинации «Баннер социальной рекламы», в районном этапе конкурса детского творчества «Дорога и мы», в рамках Всероссийского фестиваля детского художественного творчества «Азбука безопасности». Кроме этого воспитатели и воспитанники участвуют в благотворительных акциях «Белый цветок, Рождественская ярмарка, Пасхальная ярмарка.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в нашем интернате способствует воспитанию у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, помогающих его сохранению и укреплению, формируют представления о здоровье как ценности, мотивируют на ведение здорового образа жизни.