Современный урок химии в условиях перехода на ФГОС
Шмелева Марина Генриховна,
учитель химии СПб ГБПОУ
«Училище олимпийского резерва № 1»
учитель химии СПб ГБПОУ
«Училище олимпийского резерва № 1»
1.Введение
Самое главное – научить человека мыслить.
Б. Брехт
Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению.
В.Г.Белинский
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения; прогнозировать их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способным к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. «От образования людей страны зависит ее будущее» (Бенджамин Дизраели). Идет модернизация образования. Принятие нового ФГОС общего образования- основа для построения содержания, форм и методов образовательного процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт представляет совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.Б. Брехт
Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению.
В.Г.Белинский
2. Федеральный государственный стандарт общего образования
Федеральный государственный стандарт общего образования определяет нормы и требования обязательного минимума содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса. Государственный стандарт общего образования служит основой для разработки учебного плана, примерных программ по учебным предметам; объективного оценивания уровня подготовки выпускников образовательных учреждений; объективного оценивания деятельности самих образовательных учреждений; установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащения учебного процесса, оборудования учебных помещений. Современный учитель должен при подготовке к урокам обязательно знать требования ФГОС по его предмету.
«Мастерство учителя — это специальность, которой надо учиться». (А.С. Макаренко)
3.Особенности преподавания химии в контексте новых ФГОС
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту общего образования нового поколения, предметными компетенциями по химии на базовом уровне являются : овладение правилами безопасного обращения с веществами, приемами оказания первой помощи при травмах и отравлениях; систематизация основных законов химии и химических теорий в пределах основной образовательной программы среднего (полного) общего образования; овладение химической терминологией и символикой; распознавание веществ и материалов на основании внешних признаков и важнейших характерных реакций; составление химических уравнений реакций и проведение по ним расчетов; способность пользоваться периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева; понимание энергетических характеристик превращений веществ и их влияния на оптимальные условия протекания этих превращений; способность применять полученные знания при объяснении химических явлений в быту, промышленности и сельском хозяйстве, а также в живой природе; осознание и разъяснение необходимости экологически грамотного поведения в окружающей среде; выявление и описание причин и последствий химического загрязнения окружающей среды, его влияния на живые организмы и здоровья человека. (С.И. Гильманшина, С.С.Космодемьянская. Методологические и методические основы преподавания химии в контексте ФГОС ООО).
В ФГОС среднего общего образования (ФГОС СОО) нового поколения особое внимание уделяется вопросам формирования универсальных учебных действий (УУД). В программе формирования УУД выделены следующие важные их виды: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. УУД не могут быть реализованы без сформированных соответствующих универсальных учебных умений (УУУ). Поэтому химик-педагог должен в своей образовательной практике стремится реализовать важнейший принцип: от УУУ к УУД, которые не могут быть реализованы вне предметных результатов, представляющих «сплав» химических знаний, специфических умений –действий, творческого опыта и ценностных отношений в данной предметной области. (М С. Пак. Теория и методика обучения химии). Главным содержанием обучения становится таким образом, не усвоение фактов, а овладение методологией творческого использования основ наук.
Универсальные учебные действия
Личностные УУД | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД |
Самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка). Смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и незнания). Морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе оценки своих поступков). Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, умение соотносит поступки и события с принятыми этическими нормами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. |
Работа с информацией. Работа с учебными моделями. Использование знако-символических средств. Общих схем решения. Выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие. Обеспечивают самостоятельное эффективное приобретение учащимися новых знаний. Включают общеучебные логические действия, постановку и решение проблем. |
Управление своей деятельностью. Контроль и коррекция. Инициативность и самостоятельность. Обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция. |
Речевая деятельность. Навыки сотрудничества. Обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
Функция УУД-обеспечить ключевую компетенцию учащегося - умение учиться.
4. Классификация уроков и требования к ним в соответствии с ФГОС
Основной организационной формой обучения остается урок. Безусловно урок должен быть систематичным, последовательным и прочным в усвоении знаний учащихся. Эффективность урока во многом зависит от умелого выбора методов обучения и их структуры. рождение любого урока очень сильно зависит от осознания и правильного определения его конечной цели.
«Урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» (В.А. Сухомлинский).
Современный урок химии в условиях реализации ФГОС имеет свои особенности. Цели урока ставятся с тенденцией передачи функции от учителя к ученику; учитель обучает учащихся осуществлять рефлексивное действие; используются методы, формы, приемы обучения, повышающие активность учащихся в учебном процессе; учитель владеет диалогом, учит учащихся ставить вопросы; он эффективно умеет сочетать проблемную и репродуктивную формы обучения; на уроке ставятся задачи и определяются критерии самооценки и самоконтроля; учитель оценивает реальное продвижение в познании предмета; поощряет собственную позицию учащегося.
«Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант-значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства» В.А. Сухомлинский.
Современный урок, основанный на требованиях ФГОС, имеет следующие особенности: он носит личностно-ориентированный характер, то есть теперь личностный, а не предметный результат становится целью, потому что важно, какие изменения произойдут с личностью учащегося, а не какая сумма знаний будет у него в результате обучения в школе; методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, а на основе универсальных способов действия развивается личность ученика; в центре внимания современного урока стоят компетенции ученика и его способность применять полученные знания на практике. Учитель химии, используя межпредметные и внутри предметные связи, поможет учащимся понять, что химия не является изолированным предметом.
Классификация уроков в соответствии с требованиями ФГОС
Тип урока | Этапы и краткая характеристика урока |
1.Урок усвоения нового материала | 1. Организационный этап. 2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3.Актуализация знаний. 4.Первичное усвоение новых знаний. 5.Первичная проверка понимания. 6.Первичное закрепление. 7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 8.Рефлексия (подведение итогов занятия). |
2.Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления). | 1.Организационный этап. 2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. 3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4. Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые задания) и в измененной ситуации (конструктивные). 5.Творчесое применение и добывание знаний в измененной ситуации (проблемные задания). 6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 7.Рефлексия (подведение итогов занятия). |
3.Урок актуализации знаний и умений (урок повторения). | 1.Организационный этап. 2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. 3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4.Актуализация знаний (с целью подготовки к контрольному уроку или к изучению новой темы). 5. Применение знаний и умений в новой ситуации. 6.Обобщение и систематизация знаний. 7.Контроль усвоения, коррекция допущенных ошибок. 8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 9.Рефлексия (подведение итогов урока). |
4.Урок систематизации и обобщения знаний и умений. | 1.Организационный момент. 2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3.Актуализация знаний. 4.Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к этой деятельности. Воспроизведение на новом уровне. 5.Применение знаний, умений и навыков в новой ситуации. 6.Контроль усвоения. Коррекция допущенных ошибок. 7.Рефлексия (подведение итогов занятия). Формирование выводов по изученному материалу. |
5.Урок контроля знаний и умений. | 1.Организационный этап. 2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3.Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему и степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика). Уроки могут быть уроками письменного контроля, сочетанием устного и письменного контроля. 4. Рефлексия (подведение итогов занятия). |
6.Урок коррекции знаний, умений и навыков. | 1.Организационный этап. 2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3.Актуализация знаний. 4.Первичное усвоение новых знаний. 5.Первичная проверка понимания. 6.Первичное закрепление. 7.Контроль усвоения новых знаний, коррекция ошибок. 8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 9.Рефлексия. |
Тему современного урока формулируют сами учащиеся, учитель подводит их к осознанию и формулировке темы. Также сами учащиеся, определив границы знания и незнания по данной теме, ставят цель урока и задачи, с которыми они должны справиться на уроке. Учащиеся планируют и способы достижения намеченной цели, в этом им помогает учитель. Они осуществляют учебные действия по этому плану, учитель же консультирует, осуществляет контроль. Учащимися применяются формы взаимоконтроля и самоконтроля. Далее учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно. Проводится рефлексия. Домашнее задание учащиеся выбирают сами из предложенных учителем заданий, оценивая свои возможности. «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не только памятью» (Лев Толстой).
Каким будет урок - решать каждому учителю лично. В возможности выбора и состоит новизна российского образования.
5. Понятие «современный учитель»
Понятие современный урок связано с понятием современный учитель. В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю. «Учитель – это профессионал, который:
- демонстрирует универсальные и предметные способы действий;
- инициирует действия учащихся;
- консультирует и корректирует их действия;
- находит способы включения в работу каждого ученика;
- создает условия для приобретения учащимися жизненного опыта.
Современный учитель – это учитель, который не только «учит», но в первую очередь создает условия для запуска процессов саморазвития, самоопределения, самопознания у своих учеников.
Еще К. Д. Ушинский писал: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться: «Педагог живет до тех пор, пока учится сам».
Учитель, проектируя урок, должен уметь в современных условиях составлять технологическую карту урока. Она отличается от традиционного конспекта урока. Учитель, планируя урок, определяет не только свою деятельность на уроке, но и деятельность учащихся на отдельных этапах урока и на уроке в целом. Главная задача учителя поставить правильно проблемные вопросы для учащихся, с целью достичь результата. Учитель должен уметь сделать анализ успехов на уроке учащихся и своих лично, но он не забывает и про коррекцию ошибок. Анализ и самооценка урока нужна и для учителя, и для учащихся.
Этапы конструирования урока: 1. Определение темы учебного материала. 2. Определение дидактической цели темы. 3. Определение типа урока. 4.Продумывание структуры урока. 5.Обеспеченность урока. 6.Отбор содержания учебного материала. 7.Выбор методов обучения. 8.Выбор форм организации обучения. 9.Оценка знаний, умений и навыков. 10.Контроль и самопроверка знаний. 11.Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия.
«Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета» (К. Ушинский).
«Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать». (Уинстон Черчилль).
6. Проблемы совершенствования современного урока химии
- Повышение воспитывающей направленности каждого урока по своему содержанию, методам и приемам работы, организации урока, его структуры и стилю общения. Учитель должен осознавать назначение каждой темы и отдельного урока в решении задач по обучению, воспитанию и развитию учащихся, в формировании мировоззрения. Учитель должен уметь оптимально ставить задачи каждого урока, его этапов, логично определять пути их решения за 45 минут занятий.
- Решение проблемы эффективной занятости каждого ученика на протяжении всего урока. Необходимы поиски повышения «эффективности» учебного труда школьников на уроке, формирования ответственного отношения к учению.
- Повышение роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся на уроке при изучении нового материала. Закреплении и повторении, обучение школьников умению учиться.
- Развитие речи учащихся и совершенствование изложения материала учителем на уроке.
- Выбор оптимальных приемов использования технических средств и дидактических средств в целях индивидуализации процесса обучения.
- Использование оптимального сочетания коллективных и групповых форм работы учащихся в процессе воспитания и обучения.
- Использование в подготовке и проведении урока новых педагогических и инновационных технологий.
- Использование новейших достижений химической науки, передовой педагогической практики, построение уроков на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
- Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов (научности, наглядности, доступности и пр.)
- Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся, актуальных при изучении химии в период предпрофильной и профильной подготовки учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
- Учет интеграционных тенденций в обучении химии: внутри предметных (на основе общих понятий, законов и теорий органической и неорганической химии), межпредметных с дисциплинами естественнонаучного цикла с целью формирования единой естественнонаучной картины мира, межпредметных с дисциплинами гуманитарного цикла с целью гуманизации и гуманитаризации обучения химии.
- Определение места и роли конкретного урока в дидактической цепи уроков химии по данному курсу (тематическое планирование).
- Связь учебного материала урока с жизнью (практической и бытовой деятельностью учащихся), привитие химической культуры безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами.
- Эстетическое и эмоциональное обеспечение урока химии яркими, занимательными теоретическими и экспериментальными фактами, способствующими эффективному усвоению материала.
- Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование результатов каждого урока.
7.Выводы.
Работая по ФГОС, учитель анализирует свой предыдущий опыт. Он должен начать работать по-новому. Ответственность учителя в условиях ФГОС возрастает многократно. Школа и учителя не просто являются источниками информации, а формируют умения самостоятельно добывать знания у учащихся. Обучение должно стать творческой деятельностью. Современный урок должен быть уроком познания, но одновременно и уроком открытия, уроком самопознания и уроком самореализации.
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». В. Ключевский.
«Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь» (Плутарх).
«Чтобы воспитать личность, надо самому быть личностью, чтобы зажечь другого, надо самому гореть». (Ж. Сименон)
«Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность». Б. Шоу.
Сложностей при введении новых ФГОС достаточно много. Однако большинство из них решаемы на уровне конкретного учебного заведения. Необходимо помнить, что даже самые подробные методические материалы, современное оборудование не помогут получит эффективный результат, если специалисты не начнут с себя. Гарантией достижения целей, поставленных ФГОС, являются новая позиция, сознание, отношение, кардинально отличающиеся от прежних представлений об образовательном процессе. Существуют кадровые проблемы: устойчивая методика преподавания, сложившаяся ранее, замедляет реализацию ФГОС; реализация проектной работы требует от учителя владения определенными технологиями в совершенстве. Но положительных моментов гораздо больше:
1) улучшились материально-технические возможности образовательных учреждений — это позволяет организовывать урочную и внеурочную работу эффективно и мобильно;
2) учащиеся получают положительный коммуникативный опыт, они проявляют себя активной, творческой личностью;
3) учащиеся самостоятельно активно работают с информацией, интерпретируют ее, создают презентации; активно вступают в диалог; рассуждают, делают выводы; анализируют и оценивают свою деятельность.
«Образование должно превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, знаний и навыков, а также способности выносить суждение, предпринимать различные действия. Оно должно позволить человеку понять себя и окружающую среду и содействовать выполнению его социальной роли в процессе труда и жизни в обществе» (Ж. Делор, Международная комиссия по образованию 21 века).
У учителей заметно усиление положительной мотивации в отношении новых ФГОС расширены представления о содержании стандартов; повышается мастерство в ходе освоения новых технологий.
Введение ФГОС общего образования сопровождается: реализацией национальной учебной инициативы в деятельность образовательных учреждений; классных руководителей, учителей-предметников; обновление технологий и содержания образовательного процесса в контексте новых ФГОС; ознакомление с информационно- и учебно-методическими материалами, необходимыми для решения поставленных задач; изучением особенностей современного урока, проектно-исследовательской и внеурочной деятельности; разработкой технологии оценивания УУД, качества обучения, подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ; совершенствованием преподавания; мониторингом образовательного процесса; анализом его эффективности.
«Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее». А. Барбюс
8. Информационные материалы:
1.А. А. Елизаров. Методическое пособие для учителя. Химия. УМК для основной школы. 8-9 классы. Издательство «Бином».
2.Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Химия» в условиях введения государственного стандарта общего образования».
3.С.И. Гильманшина, С.С. Космодемьянская. Методологические и методические основы преподавания химии в контексте ФГОС ООО. Учебное пособие. Казань 2012.
4. М. С. Пак. Теория и методика обучения химии. Санкт-Петербург. Издательство РГПУ им. А.И. Герцена 2015. Учебник для ВУЗов.
5.Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15).
6.С.Х. Галимова. Статья на тему: «Особенности преподавания химии в условиях перехода на ФГОС».