Роль современных информационных технологий
в образовательном пространстве стандартов нового поколения
Петькиева Татьяна Анатольевна,
ГБОУ школа № 320
Приморского района Санкт-Петербурга
ГБОУ школа № 320
Приморского района Санкт-Петербурга
Образование – это важная составляющая современного человека. Однако сегодня недостаточно владеть прочными знаниями, умениями и навыками, так как нужно уметь их применять в постоянно меняющемся обществе. И, что очень важно, быть готовым развиваться, чтобы не отставать от динамичного развития социума. Этому обязаны учить образовательные учреждения - школа, колледж, вуз, которые должны действовать совместно для достижения общей, вышеназванной цели. Но любой системе нужно работать по определенной модели. Относительно сферы образования – по федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС).
К началу XXI века перед Россией встала стратегически важная задача – перейти в достаточно короткие сроки к инновационному социально ориентированному экономическому развитию. Ее успешное решение требует не только глубокой перестройки экономики страны, но и многоплановой социокультурной модернизации всего российского общества [2].
Новый социальный заказ не только предопределяет центральную роль образования в решении важнейших общегосударственных задач, но и требует переосмысления с современных позиций целей и ценностей образования, его роли в реализации жизненных устремлений обучающихся и выпускников, в становлении их успешной профессиональной карьеры. Поэтому в педагогической науке и практике разрабатываются и внедряются современные образовательные технологии, призванные обеспечить высокую результативность российского образования и воспитать успешное поколение граждан, способное жить и работать в динамично развивающемся обществе. С 2011 года начата реализация ФГОС третьего поколения. При этом информационным технологиям отводится одна из главных ролей.
Говоря о требованиях к условиям реализации основных образовательных программ, в качестве обязательных атрибутов учебного процесса мы называем компьютерные классы, подключенные к Интернету, мультимедийные проекторы, доступ к электронным библиотекам и базам данных [2]. Информационная образовательная среда становится все более открытой, студент имеет возможность общаться с преподавателем за пределами аудитории, и это требует новой дидактики. Это совершенно справедливо. Мы должны честно признать, что традиционная классно-урочная система Яна Амоса Коменского постепенно уходит в прошлое. Необходимы серьезные исследования, дающие ответ на вопрос: как обучать в новой системе, основанной на современных информационных технологиях? Как отмечал А. Кондаков, мы, конечно, не вправе благодаря новым информационным технологиям «требовать от учеников достижения неких сверхрезультатов в образовательном процессе. Однако новые технологии дают новые возможности по формированию личного потенциала» и обеспечению успешности наших выпускников.
Предвидя, что информационно-коммуникационные технологии в ближайшее время станут «стержнем» учебно-вспомогательного процесса, необходимо формировать у студентов общую информационную культуру, развивать их инфокоммуникационные компетенции [3].
Внедрение информационных технологий также позволит решать ряд прикладных задач по оптимизации учебного процесса, повышении активной роли обучающегося через включение его в различные виды деятельности, в том числе самостоятельной, развитию его мотивации к образовательной деятельности, что, в свою очередь, влияет на повышение качества образовательного процесса. Как показывают многолетние наблюдения, значительная часть студентов не готова к самостоятельным формам работы, принятым в ССУЗе, и испытывают определенные трудности. Такие студенты нуждаются в дополнительном руководстве, которое преподаватель чаще всего оказывает лично, но которое становится возможным при использовании средств современных информационных технологий в виде интерактивных учебных пособий.
Современное программное обеспечение ПК позволяет применять информационные технологии при создании мультимедийных документов, используя одновременно текстовые, математические и мультимедийные пакеты. С их помощью можно создавать презентации как для демонстрации во время занятий в аудитории с использованием видеопроектора и настенного экрана, так и в коридорах учебных заведений с применением выносных мониторов. Использование подобных презентаций в учебном процессе значительно оживит и оптимизирует, на мой взгляд, процесс усвоения знаний н повысит качество обучения. Если при этом к составлению видеофрагментов с помощью упомянутых мультимедийных пакетов будут привлекаться студенты, еще и повысит их интерес к изучаемым предметам. Созданные презентации можно размещать на сайтах учебных заведений, доступ к которым обеспечивается через Интернет или локальные сети.
Таким образом, использование информационных технологий в педагогической деятельности становится одним из приоритетных направлений организации образовательного процесса учебного заведения. А потому в образовательной среде, которая существует в современном образовательном учреждении, это отнюдь не только умение работать на компьютере, но и работа с электронными образовательными ресурсами, умение адаптировать этот материал для своих уроков и использовать его в повседневной работе. Практика показывает, что электронные ресурсы – разумеется, выверенные с научной и методической точки зрения, – целесообразно использовать в рамках учебно-методических комплексов, включающих в себя как учебники и другие материалы на бумажных носителях, так и электронное сопровождение, размещенное на компакт-дисках и в Интернете.
К началу XXI века перед Россией встала стратегически важная задача – перейти в достаточно короткие сроки к инновационному социально ориентированному экономическому развитию. Ее успешное решение требует не только глубокой перестройки экономики страны, но и многоплановой социокультурной модернизации всего российского общества [2].
Новый социальный заказ не только предопределяет центральную роль образования в решении важнейших общегосударственных задач, но и требует переосмысления с современных позиций целей и ценностей образования, его роли в реализации жизненных устремлений обучающихся и выпускников, в становлении их успешной профессиональной карьеры. Поэтому в педагогической науке и практике разрабатываются и внедряются современные образовательные технологии, призванные обеспечить высокую результативность российского образования и воспитать успешное поколение граждан, способное жить и работать в динамично развивающемся обществе. С 2011 года начата реализация ФГОС третьего поколения. При этом информационным технологиям отводится одна из главных ролей.
Говоря о требованиях к условиям реализации основных образовательных программ, в качестве обязательных атрибутов учебного процесса мы называем компьютерные классы, подключенные к Интернету, мультимедийные проекторы, доступ к электронным библиотекам и базам данных [2]. Информационная образовательная среда становится все более открытой, студент имеет возможность общаться с преподавателем за пределами аудитории, и это требует новой дидактики. Это совершенно справедливо. Мы должны честно признать, что традиционная классно-урочная система Яна Амоса Коменского постепенно уходит в прошлое. Необходимы серьезные исследования, дающие ответ на вопрос: как обучать в новой системе, основанной на современных информационных технологиях? Как отмечал А. Кондаков, мы, конечно, не вправе благодаря новым информационным технологиям «требовать от учеников достижения неких сверхрезультатов в образовательном процессе. Однако новые технологии дают новые возможности по формированию личного потенциала» и обеспечению успешности наших выпускников.
Предвидя, что информационно-коммуникационные технологии в ближайшее время станут «стержнем» учебно-вспомогательного процесса, необходимо формировать у студентов общую информационную культуру, развивать их инфокоммуникационные компетенции [3].
Внедрение информационных технологий также позволит решать ряд прикладных задач по оптимизации учебного процесса, повышении активной роли обучающегося через включение его в различные виды деятельности, в том числе самостоятельной, развитию его мотивации к образовательной деятельности, что, в свою очередь, влияет на повышение качества образовательного процесса. Как показывают многолетние наблюдения, значительная часть студентов не готова к самостоятельным формам работы, принятым в ССУЗе, и испытывают определенные трудности. Такие студенты нуждаются в дополнительном руководстве, которое преподаватель чаще всего оказывает лично, но которое становится возможным при использовании средств современных информационных технологий в виде интерактивных учебных пособий.
Современное программное обеспечение ПК позволяет применять информационные технологии при создании мультимедийных документов, используя одновременно текстовые, математические и мультимедийные пакеты. С их помощью можно создавать презентации как для демонстрации во время занятий в аудитории с использованием видеопроектора и настенного экрана, так и в коридорах учебных заведений с применением выносных мониторов. Использование подобных презентаций в учебном процессе значительно оживит и оптимизирует, на мой взгляд, процесс усвоения знаний н повысит качество обучения. Если при этом к составлению видеофрагментов с помощью упомянутых мультимедийных пакетов будут привлекаться студенты, еще и повысит их интерес к изучаемым предметам. Созданные презентации можно размещать на сайтах учебных заведений, доступ к которым обеспечивается через Интернет или локальные сети.
Таким образом, использование информационных технологий в педагогической деятельности становится одним из приоритетных направлений организации образовательного процесса учебного заведения. А потому в образовательной среде, которая существует в современном образовательном учреждении, это отнюдь не только умение работать на компьютере, но и работа с электронными образовательными ресурсами, умение адаптировать этот материал для своих уроков и использовать его в повседневной работе. Практика показывает, что электронные ресурсы – разумеется, выверенные с научной и методической точки зрения, – целесообразно использовать в рамках учебно-методических комплексов, включающих в себя как учебники и другие материалы на бумажных носителях, так и электронное сопровождение, размещенное на компакт-дисках и в Интернете.
Библиографический список
- Зимина Г.И. Подготовка к работе по новым стандартам // Упр. нач. шк. – 2017.
- Максимова О. Год на подготовку [интервью с А.М. Кондаковым] – // Учительская газета. – 2015.
- Бычкова О. Роль информационных технологий в реализации ФГОС третьего поколения: [Электронный ресурс].
- http://www.edu.ru