Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде,
как к одному из условий реализации основной образовательной программы
Сутака Ольга Борисовна
Концепции построения предметно-развивающей среды
- Концепция Петровского (стратегия и тактика концепции направлена на личностно-ориентированную модель)
- Концепция С.Л.Новоселовой носит развивающий характер, деятельностно – возрастной подход, информативность, эстетичность, гигиенические требования.
предметно-пространственной среды (РППС)
- Учет половых и возрастных различий детей (гендерное воспитание);
- Дистанции, позиции при взаимодействии;
- Активности, самостоятельности, творчества;
- Стабильности, динамичности, комплексирования и гибкого зонирования;
- Эмоциональности (эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого);
- Сочетание привычных и нетрадиционных элементов в эстетической организации среды;
- Открытость – закрытость РППС среды.
- РППС должна обеспечивать реализацию образовательной программы ДОУ;
- реализацию двигательной активности детей;
- возможность общения детей и взрослых в совместной деятельности;
- Учет индивидуальных особенностей и коррекции развития
- Возможность для уединения.
- ФГОС к РППС:
- Содержательно – насыщенной,
- трансформируемой,
- полифункциональной,
- вариативной,
- доступной и безопасной.
- условия для организации инклюзивного образования;
- учет национально – культурных, климатических условий;
- перечень центров для организации РППС
- Игровая (С/РИ, режиссерские, театральные)
- познавательной активности (экспериментирование с материалами, развитие речи, математические представления)
- самостоятельной деятельности (конструирование, художественно-продуктивная деятельность, литература, выставки детского творчества, центр патриотического воспитания)
- двигательной активности (спортивные игры, соревнования)
- настольно-печатных и развивающих игр
- экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (лаборатории, календарь природы, организация проектов)
- отдыха (уединение, общение).
- организации развивающей предметно-пространственной среды в группе
- должен знать педагог при организации развивающей предметно-пространственной среды в группе:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов направлены на безопасность и соответствие возраста детей. группы.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Развивающая предметно – пространственная среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. - организации развивающей предметно-пространственной среды в группе
- Накопление опыта предметно – познавательной и коммуникативной деятельности
Средний возраст
- формирование опыта совместного со сверстниками действия,
- развитие познавательных интересов и творческое отражение впечатлений в различных видах продуктивной деятельности.
Старший и подготовительный возраст
- формирование познавательной активности, самостоятельности, ответственности и инициативы,
- участие в преобразовании предметно – пространственной среды
- РППС не должны:
- Провоцировать ребенка на агрессивные действия
- Вызывать у него проявления жестокости по отношению к персонажам игры
- Провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием
- Вызывать у ребенка нездоровый интерес к сексуальным проблемам
- Провоцировать ребенка на негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.