Технологическая карта урока
Костюкевич Людмила Алексеевна
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»Меняются требования к уроку, а как следствие, у учителей появился ряд проблем : какой должна быть деятельность учителя на уроке, чтобы урок соответствовал требованиям ФГОС, как включить в деятельность ученика, чтобы он самостоятельно добывал знания, работая с информацией, какие приёмы, методы и формы работы способствуют формированию УУД на уроке и др. Как же построить современный урок?
Сегодня очень удобно стало не использование традиционных конспектов, а составление технологических карт.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
Технологическая карта включает в себя:
· название темы;
· число часов, отведенное на ее изучение;
· цель освоения учебного содержания;
· планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные);
· основные понятия темы;
· межпредметные связи и организацию пространства (формы и методы работы , ресурсы);
· технологию изучения указанной темы;
· систему диагностических заданий, определяющих уровень усвоения материала на каждом этапе его изучения;
· контрольные задания по теме, определяющие достижение планируемых результатов в рамах изучения заявленной темы.
Используя технологическую карту урока учитель может не только отследить свою деятельность, но и спрогнозировать действия обучающегося на уроке .
Структура технологической карты. Этапы урока
. “Самоопределение к деятельности. Организационный момент”. Деятельность учителя: включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Деятельность учащихся: подготовка класса к работе.
“Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности”. Деятельность учителя: выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
“Постановка учебной задачи”. Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Деятельность учащихся: ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
. “Построение проекта выхода из затруднения”.Деятельность учителя: построение проекта выхода из затруднения. Деятельность учащихся: составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).
“Первичное закрепление”. Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
. “Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону”.Деятельность учителя: организует деятельность по применению новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
“Рефлексия деятельности (итог урока)”. Деятельность учителя: организует рефлексию. Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
В заключении хочу отметить, сейчас по новым требованиям, наличие технологической карты урока является обязательным для работы учителя, реализирующего федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).