Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

ФГОС как руководство к действию учителя и школы

Малинова Анна Владимировна

Начальная школа начала работает по новым стандартам. Они предъявляют новые требования к организации учебного процесса и к результатам образования. Что должно стать результатом образования школьника? Это не только знать на конкретном предметом, но и уметь применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. В соответствии с новыми требованиями мы должны перейти от идеологии преподавания – формирования основных элементов научных знаний «к идеологии» развития – раскрытия способностей каждого ученика, готового к жизни в современном мире, умело реагирующего на разные жизненные ситуации.

Такого результата можно достичь через:

- преемственность между всеми ступенями образования –готовности учителей средней школы сохранить и продолжить традиции, заложенные в обучении начальной школы.

- освоение стандарта детьми с разными возможностями, реализацию индивидуального подхода в обучении.

- В начальной школе формирование личностных универсальных действий должно реализоваться путём развития у школьника задач самоопределения: «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...». Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того, «какое значение, смысл имеет для меня учение». 2. Регулятивные УУД - целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; оценка – выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий. 3.Познавательные УУД – общеучебные, логические умения, постановка и решение проблем. 4. Логические УУД - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Синтез – составление целого из частей. Постановка и решение проблем.

- духовно-нравственного становления личности – например: на уроке окр. мир в течение четверти рассказывалось о бережном отношении к природе, мы проводили опыты, смотрели разные фильмы о природе, как важно любить и беречь ее. В четвертой четверти, было видно, как дети изменили отношение к самой природе. На уроке труда все с удовольствием сажали семена растений и ухаживали за ними. Ждали с нетерпением, когда прорастут ростки, ухаживали за ростками, причем не только за своими растениями, но и за растениями своих одноклассников.

2. Что изменилось в работе учителя при введении ФГОС

Имея опыт работы в школе, выпуска детей и, работая  в этом году по ФГОС, отмечаю ряд изменений, которые произошли в работе с учителя.  Прежде всего, необходимо было изменить методы работы на уроке. Помогли мне в этом частично курсы, а частично методички созданные по ФГОС. 

Изменился учебно-методический комплект.

В учебниках появились странички для подготовки проектов по всем предметам. Например: проект «Скороговорки» в русском языке, «Загадки о цифрах» по математике. В первом классе проект делает ребенок вместе с родителем, по желанию. Моя задача: научиться работать с  проектами сначала самой, а потом научиться объяснять детям, как сделать удачный проект. Прежде всего, заинтересовать ребенка выполнить проект, объяснить план действия, помочь в подготовке.  Так же есть странички для любознательных, где описана дополнительная информация.  Например: по русскому языку рассказывается о происхождении какого-либо слова. А в математике на этих страницах увлекательные – игровые задачки.

Ко многим учебникам есть электронное приложение и у меня появились новые  задачи:  - научить детей работать с интерактивной доской, для этого необходимо уметь и знать, как работать с ней самому учителю.

                                               - правильно определять место и время на уроке, для работы с электронным приложением

                                               - правильно выбирать упражнение, так как по каждой теме, есть множество разных заданий.

                                               - правильно планировать форму работы с электронным приложением

- научить детей работать с электронным приложением на компьютере, чтобы они самостоятельно могли работать с ним дома.

2. Организация урока

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.

 

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

 

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

 

В предыдущем выпуске на уроках я сама объявляла тему цель, задачи урока, а сейчас стремлюсь к тому, чтобы дети сами говорит тему урока, сами формулировали, зачем нужно изучать эту тему урока.  Например: зачем изучать тему «Алфавит», где пригодится, или «килограмм» зачем изучать эту тему, если ты не будешь работать продавцом, зачем нужно уметь взвешивать.

Раньше только я оценивала работу ученика на уроке. По ФГОС ребенок должен научиться оценивать себя самостоятельно, так же оценивать и деятельность своего товарища. Например: На устном счете дети осуществляют взаимопроверку, а при выполнении задания по русскому языку ставят на полях определенный символ, в зависимости от того, как ребенок справился. Если он считает, что все выполнил правильно, без ошибок, чисто и написал красивым почерком, то ставит себе на полях улыбающийся смайлик. В предыдущих  классах при итоге урока я выясняла, что дети запомнили, а что нет. Теперь при итоге урока проводится рефлексия, т.е. дети выполняют небольшое задание по теме и сами выясняют, достигли ли они своей цели или нет, смогли ли они все понять или где-то есть затруднения.

При сравнении традиционного урока и современного становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь активно действует. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, мотивировать, побуждать, вдохновлять учащихся. И по-прежнему актуально приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Изменились и формы организации деятельности учащихся

Учащиеся на уроке в основном  работают в группах в парах, самостоятельно. Труднее всего было научить детей работать в парах. Они не привыкли к такой форме деятельности.  Им в начале казалось, что ученик должен все делать сам и ни с кем не делиться со своими мыслями. Думал, что все вокруг списывают, не правильно думают и вообще мешают. Но как оказалась, что на самом деле это не так и работать в паре намного легче. Что сосед по парте не враг, который хочет навредить, а товарищ, который хочет помочь. Можно с ним посоветоваться,  поделится с мыслями, и выбрать оптимальный вариант для выполнения задания, который, как показывает практика, оказывается верным.

И снова о результатах.

Результаты работы учителя и школы – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (итоговая диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников.

Изменились так же система контроля. В этом году дети писали 3 диагностические работы (входная, промежуточные и итоговые). В каждой работе - нестандартные задания. Например: по математике задачу помимо того, что ее нужно решить, необходимо так же дополнить условие (дописать вопрос, так, что бы задача решалась в 2 действия).

Дети в этом году обязательно должны вести портфолио. Но помимо этого, учитель тоже ведет портфолио на каждого ребенка, где складывает все достижения ученика: диагностические работы, доклады, контрольные работы и др. Это дает объективную оценку по каждому ученику – с чем он пришёл в 1 классе и чему научился. Каких успехов он достиг, какие трудности в учебе он испытывал? Какую индивидуальную, коррекционную работу необходимо провести учителю?

 

3. Задачи, которые решает учитель для достижения результата.

Учитель должен планировать урок таким способом, что бы:

В течение ещё трёх лет предстоит большая работа по внедрению ФГОС, но начало уже положено.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»