ФГОС как руководство к действию учителя и школы
Малинова Анна Владимировна
Начальная школа начала работает по новым стандартам. Они предъявляют новые требования к организации учебного процесса и к результатам образования. Что должно стать результатом образования школьника? Это не только знать на конкретном предметом, но и уметь применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. В соответствии с новыми требованиями мы должны перейти от идеологии преподавания – формирования основных элементов научных знаний «к идеологии» развития – раскрытия способностей каждого ученика, готового к жизни в современном мире, умело реагирующего на разные жизненные ситуации.
Такого результата можно достичь через:
- преемственность между всеми ступенями образования –готовности учителей средней школы сохранить и продолжить традиции, заложенные в обучении начальной школы.
- освоение стандарта детьми с разными возможностями, реализацию индивидуального подхода в обучении.
- В начальной школе формирование личностных универсальных действий должно реализоваться путём развития у школьника задач самоопределения: «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...». Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того, «какое значение, смысл имеет для меня учение». 2. Регулятивные УУД - целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; оценка – выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий. 3.Познавательные УУД – общеучебные, логические умения, постановка и решение проблем. 4. Логические УУД - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Синтез – составление целого из частей. Постановка и решение проблем.
- духовно-нравственного становления личности – например: на уроке окр. мир в течение четверти рассказывалось о бережном отношении к природе, мы проводили опыты, смотрели разные фильмы о природе, как важно любить и беречь ее. В четвертой четверти, было видно, как дети изменили отношение к самой природе. На уроке труда все с удовольствием сажали семена растений и ухаживали за ними. Ждали с нетерпением, когда прорастут ростки, ухаживали за ростками, причем не только за своими растениями, но и за растениями своих одноклассников.
2. Что изменилось в работе учителя при введении ФГОС
Имея опыт работы в школе, выпуска детей и, работая в этом году по ФГОС, отмечаю ряд изменений, которые произошли в работе с учителя. Прежде всего, необходимо было изменить методы работы на уроке. Помогли мне в этом частично курсы, а частично методички созданные по ФГОС.
Изменился учебно-методический комплект.
В учебниках появились странички для подготовки проектов по всем предметам. Например: проект «Скороговорки» в русском языке, «Загадки о цифрах» по математике. В первом классе проект делает ребенок вместе с родителем, по желанию. Моя задача: научиться работать с проектами сначала самой, а потом научиться объяснять детям, как сделать удачный проект. Прежде всего, заинтересовать ребенка выполнить проект, объяснить план действия, помочь в подготовке. Так же есть странички для любознательных, где описана дополнительная информация. Например: по русскому языку рассказывается о происхождении какого-либо слова. А в математике на этих страницах увлекательные – игровые задачки.
Ко многим учебникам есть электронное приложение и у меня появились новые задачи: - научить детей работать с интерактивной доской, для этого необходимо уметь и знать, как работать с ней самому учителю.
- правильно определять место и время на уроке, для работы с электронным приложением
- правильно выбирать упражнение, так как по каждой теме, есть множество разных заданий.
- правильно планировать форму работы с электронным приложением
- научить детей работать с электронным приложением на компьютере, чтобы они самостоятельно могли работать с ним дома.
2. Организация урока
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.
Требования к уроку |
Традиционный урок |
Урок современного типа |
Объявление темы урока |
Учитель сообщает учащимся |
Формулируют сами учащиеся |
Сообщение целей и задач |
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться |
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование |
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели |
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся |
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) |
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) |
Осуществление контроля |
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы |
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции |
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию |
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание учащихся |
Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке |
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока |
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
|
Проводится рефлексия |
Домашнее задание |
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) |
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
В предыдущем выпуске на уроках я сама объявляла тему цель, задачи урока, а сейчас стремлюсь к тому, чтобы дети сами говорит тему урока, сами формулировали, зачем нужно изучать эту тему урока. Например: зачем изучать тему «Алфавит», где пригодится, или «килограмм» зачем изучать эту тему, если ты не будешь работать продавцом, зачем нужно уметь взвешивать.
Раньше только я оценивала работу ученика на уроке. По ФГОС ребенок должен научиться оценивать себя самостоятельно, так же оценивать и деятельность своего товарища. Например: На устном счете дети осуществляют взаимопроверку, а при выполнении задания по русскому языку ставят на полях определенный символ, в зависимости от того, как ребенок справился. Если он считает, что все выполнил правильно, без ошибок, чисто и написал красивым почерком, то ставит себе на полях улыбающийся смайлик. В предыдущих классах при итоге урока я выясняла, что дети запомнили, а что нет. Теперь при итоге урока проводится рефлексия, т.е. дети выполняют небольшое задание по теме и сами выясняют, достигли ли они своей цели или нет, смогли ли они все понять или где-то есть затруднения.
При сравнении традиционного урока и современного становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь активно действует. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, мотивировать, побуждать, вдохновлять учащихся. И по-прежнему актуально приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Изменились и формы организации деятельности учащихся
Учащиеся на уроке в основном работают в группах в парах, самостоятельно. Труднее всего было научить детей работать в парах. Они не привыкли к такой форме деятельности. Им в начале казалось, что ученик должен все делать сам и ни с кем не делиться со своими мыслями. Думал, что все вокруг списывают, не правильно думают и вообще мешают. Но как оказалась, что на самом деле это не так и работать в паре намного легче. Что сосед по парте не враг, который хочет навредить, а товарищ, который хочет помочь. Можно с ним посоветоваться, поделится с мыслями, и выбрать оптимальный вариант для выполнения задания, который, как показывает практика, оказывается верным.
И снова о результатах.
Результаты работы учителя и школы – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (итоговая диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников.
Изменились так же система контроля. В этом году дети писали 3 диагностические работы (входная, промежуточные и итоговые). В каждой работе - нестандартные задания. Например: по математике задачу помимо того, что ее нужно решить, необходимо так же дополнить условие (дописать вопрос, так, что бы задача решалась в 2 действия).
Дети в этом году обязательно должны вести портфолио. Но помимо этого, учитель тоже ведет портфолио на каждого ребенка, где складывает все достижения ученика: диагностические работы, доклады, контрольные работы и др. Это дает объективную оценку по каждому ученику – с чем он пришёл в 1 классе и чему научился. Каких успехов он достиг, какие трудности в учебе он испытывал? Какую индивидуальную, коррекционную работу необходимо провести учителю?
3. Задачи, которые решает учитель для достижения результата.
Учитель должен планировать урок таким способом, что бы:
В течение ещё трёх лет предстоит большая работа по внедрению ФГОС, но начало уже положено.