Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Формирование имиджа образовательного учреждения
как фактора конкурентоспособности

Ескина Елена Ивановна,
учитель ГБОУ СОШ №277
Санкт-Петербурга

Понятие имиджа.

Позитивный имидж чего-либо или кого-либо является фактором конкурентоспособности этого объекта или субъекта. Это определяет огромный интерес исследователей в области связей с общественностью и имиджелогией к проблеме имиджа.  интерес к данной проблеме виден уже при рассмотрении определения понятия имидж.  Определения имиджа весьма разнообразны.

Под имиджем (англ. image от лат. imago - образ, вид) понимают:

  • набор смыслов и значений, при помощи которых люди описывают, запоминают и формируют свое отношению к объекту ;
  • набор представлений, идей и впечатлений индивида о том или ином объекте, в значительной степени определяющих установки потребителя и его действия по отношению к объекту;
  • визуальный образ объекта, который оказывает эмоциональное воздействие на людей ;
  • рыночный образ компании, продукта, бизнесмена, политика, в том виде, в каком его воспринимает конечный потребитель ;
  • согласованность всех элементов визуальной коммуникации компании, передающая публике основную идею о компании и создающая благоприятный отклик, увеличивающий степень доверия клиентов и партнеров к компании ;
  • как результат обработки информации.

 Таким образом, имидж понимается и как набор смыслов, значений или идей окружающих об определенном объекте или субъекте, и как его визуальный или рыночный образ, и как результат деятельности. Однако, на мой взгляд, наиболее емкое определение имиджа приводит А.Б. Зверинцев.

Итак, имидж - сложившийся в массовом сознании и стереотипизированный, эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Он отмечает, имидж формируется как на основе реального поведения индивида, так и под влиянием оценок и мнений других людей.

Необходимость формирования имиджа ОУ.

В последние годы много говорят и пишут о том, как представить уникальность учебного заведения, особенности его жизнедеятельности. Проблема внешнего представления школы существовала всегда, но в современных условиях она проявляется более отчетливо. Во-первых, это связано с процессами становления и развития различных типов и видов школ, имеющих различные направления деятельностиВо-вторых, обуславливается сокращением численности учащихся

В-третьих, проводимые исследования, показывают, что цель, содержание, результаты инновационных процессов, отдельных педагогических новшеств не всегда понятны родителям, а их ожидания, сформированные на основе общего представления об учебном заведении у потенциальных потребителей образовательных услуг, не всегда соотносятся с тем, что они и их дети реально получают.

Таким образом, необходимость формирования имиджа образовательного учреждения определяется:

  • сложной демографической ситуацией в системе общего среднего образования;
  • дифференциацией и вариативностью системы общего среднего образования;
  • сложностью выбора направлений и перспектив самоопределения школьников;
  • многочисленными запросами социальной практики;
  • потребностью образовательной и управленческой практики в формировании представлений о школе;
  • наличием опыта работы образовательных учреждений в данной области.

Конкурентоспособность ОУ.

Идея о связи имиджа образовательных учреждений с их конкурентоспособностью не является новой. Научные исследования свидетельствуют, что главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему-либо.

К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информацией деятельности.

В условиях рыночной экономики жизнеспособными оказываются только конкурентоспособные учреждения. Конкурентоспособное образовательное учреждение - это учреждение, которое обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг. Когда образовательное учреждение, предлагает образовательные услуги и обеспечивает устойчивый уровень их качества, то оно начинает работать над созданием собственного имиджа.

Структура имиджа

Структура имиджа состоит из отдельных элементов, из которых можно выделить основные составляющие:

  • Позитивный образ руководителя – это персональные физические особенности (характер, обаяние, культура), социальные характеристики (образование, биография, образ жизни, статус, ролевое поведение, ценности), профессиональные характеристики (знание стратегии развития образования, технологий обучения, воспитания, экономических и правовых основ функционирования школы);
  • Качество образовательных услуг- вклад учебного заведения в развитие образовательной подготовки учащихся, их воспитанности, психических функций, творческих способностей, формирование здорового образа жизни; ясное видение целей образования и воспитания, сформулированное в миссии образовательного учреждения; связи школы с различными социальными институтами;
  • Уровень психологического комфортаподразумевает, уважение в системе взаимоотношений учитель-ученик; бесконфликтное общение, оптимизм и доброжелательность в коллективе, своевременная психологическая помощь отдельным участникам образовательного процесса;
  • Образ персонала– это квалификация, личные качества, внешний облик, педагогическая, социальная и управленческая компетентность сотрудников;
  • Стиль образовательного учреждениязаключается в эффективной организационной культуре школы; наличии и функционировании детских и юношеских объединений, визуальной самобытности школы, традициях, стиле взаимодействия между участниками образовательного процесса;
  • Внешняя атрибутика – подразумевает наличие фирменного стиля (символики); школьной формы, школьной газеты, собственного сайта в Интернете.

 

http://festival.1september.ru/articles/623010/01.jpg

Для того, чтобы показать преимущества своего образовательного учреждения  как конкурентноспособного в сфере образования, можно составить карту имиджа ОУ.

Предлагаю пример такой карты имиджа нашей школы, которую мы составляли в рамках курсовой работы на курсах повышения квалификации в АППО.

Карта имиджа школы ( один из вариантов)

Логотип: картинка, где пеликан кормит нескольких птенцов, т. к. наша школа осуществляет различные виды образовательных услуг.

Слоган: школа равных возможностей

Имидж-герои: ученики, успевающие на 4 и 5 (портреты на стендах в коридорах обоих зданий школы), лучшие учителя, выпускники, поступившие в вузы, учащиеся и выпускники, выступающие на общешкольных мероприятиях.

Основная идея развития ОУ: равенство возможностей за счет предоставления различных форм обучения.

 

Проблемы:

-единый стиль ОУ (два основных здания, коллектива)

-качество образовательных услуг, социализация учащихся

-доля участия родителей в образовательном процессе

-согласованность целей семьи и школы

-уровни взаимодействия участников образовательного  процесса

-общая доступность инновационных идей

-расширение школьных традиций

-презентация личного учительского опыта.

Сильныеи слабые стороны:

   Ухоженность зданий (единый стиль оформления).

   Развитие связей внутри коллектива, мероприятия от профсоюза (инертность части сотрудников).

   Открытость школы сообществу педагогов, встречи Школы Педагогического мастерства (перебои в связях внутри коллектива).

      Тесный контакт учителя с родителями ( ограниченность контакта).

   Уникальность личности руководителя (получение обратной связи).

   Стремление создать комфортные условия труда, вдохновенный путь многих .

   Процент лостижения низкого и среднего результата в обучении (отсутствие стабильно высоких показателей на экзаменах).

 

План мероприятий по работе над проблемами имиджа.

-сбор идей,

-разработка стратегии развития школьной системы,

-внедрение отборных идей в виде мероприятий различного формата,

-получение обратной связи ( подтверждение существованияположительных имиджевых характеристик)....

Предполагаемый результат.

   Активно взаимодействующая система в виде Образовательного центра, по-прежнему включающего в себя различные формы: класс, класс здоровья, индивидуальное обучение, дистанционное обучение, экстернат, дополнительное образование, существующего на основе идей педагогики сотрудничества.

   Если проблемы будут решаться, то, во-первых, будет существовать единый коллектив с общими целями и задачами. Во-вторых, работа руководства и рядовых сотрудников станет более спокойной и стабильной. Наконец, улучшится имидж школы по всем остальным критериям.

 

Предложения по значимости идеи для педагогического сообщества.

Воплощение идеи доступности образования для людей с разными возможностями должно проходить не только приказом от министерства, но и иметь подготовленную для этого почву. На базе нашнго учебного заведения есть все шансы осуществить данную идею.

Такую карту имиджа целесообразно составлять каждому ОУ.

Еще раз напомним, что  целью формирования имиджа, является повышение конкурентоспособности образовательного учреждения.А конкурентоспособность достигается сформированным отношением. Если то отношение, которое имеется у желаемых союзников, полностью устраивает, - можно считать, что цели достигнуты.

Итак, какой же вывод можно сделать из всего вышеизложенного?

Каждый директор и его педагогический коллектив мечтают, чтобы на их школе лежала печать яркой индивидуальности, чтобы она выделялась среди прочих, вызывала желание устроиться на работу или учиться именно в ней.
Большое количество научных и научно-публицистических работ еще не говорит о том, что тема изучена и хорошо проработана. Скорее наоборот, тема имиджа образовательных учреждений находится на начальном этапе изучения.

Устойчивый позитивный имидж можно рассматривать как важный современный компонент методического продукта и как дополнительный ресурс управления и развития образовательного учреждения.

Целенаправленно создаваемый имидж образовательных учреждений представляет собой не набор случайных компонентов, а стройную систему взаимосвязанных качеств, интегративную совокупность характеристик. К которым относят, в первую очередь, образ руководителя (его способности, установки, ценности социально-психологические характеристики, внешний вид), образ персонала образовательного учреждения (социальные данные, культура, профессиональная компетентность, личностные характеристики и т.д.), уделяется внимание представлению социального окружения о качестве образования, стиле школы, уровне комфортности школьной среды, цене образовательных услуг и внешней атрибутике.

В результате выработанный благоприятный имидж образовательного учреждения может стать своеобразным мерилом степени развития всего учреждения, оценки перспективности его начинаний, зрелости и профессионализма всего коллектива, степени своевременности методического продукта и креативности методической работы в школе.

Сформированный позитивный имидж образовательного учреждения позволит решить ряд задач:

  • повысить привлекательность школы, в первую очередь, для родителей, учащихся и персонала,
  • повысить эффективность мероприятий по информированию населения относительно новых образовательных услуг,
  • облегчить процесс введения новых образовательных услуг,
  • повысить уровень организационной культуры,
  • способствовать улучшению социально - психологического микроклимата в коллективе.

Таким образом, формирование положительного имиджа образовательного учреждения, является необходимым условием поддержания конкуренции и увеличения числа обучающихся.

В результате выработанный благоприятный имидж образовательного учреждения может стать своеобразным мерилом степени развития всего учреждения, оценки перспективности его начинаний, зрелости и профессионализма всего коллектива, методической работы в школе.

                                                           Список литературы.

  1. Аликперов И. Формирование имиджа образовательного учреждения: западный и российский варианты [Электронный ресурс] // Международные отношения в развитии социально-экономических процессов в странах СНГ : материалы междунар. науч.-практ. конф. 14-15 июня 2001 г. Омск. - Омск, 2001. - URL: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/53.htm (12.01.07).
  2. Варданян М.А. Имидж педагога с позиции сбережения здоровья субъектов образовательного процесса//PR в образовании.-2006.-№3.-С.56-74.
  3. Журавлев Д.В. Имидж как специфическое единство типичных признаков, управляющих индивидуальным, групповым и массовым сознанием // PR в образовании.-2004.-№2.
  4. Золотовская Л.А. Особенности профессионального имиджа педагога: социально-психологический аспект//PR в образовании.-2005.-№3.-С.
  5. Карпов Е.Б. Имидж в образовании // PR в образовании. - 2003. - № 6. - С. 40-50.
  6. Лизинский В.М.Имидж и миссия школы как ресурс ее развития //Ресурсный подход в управлении развитием школы. - М.: Центр «Педагогический поиск»,2006.-С.106-108

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»