Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Возможности современных информационных средств по информационному обеспечению управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения, организации

Среди современных информационных технологий, используемых в целях совершенствования управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения, оганизации и повышения её эффективности, значительная роль принадлежит автоматизации офисных операций.

Наиболее распространённые технологии офисной автоматизации – это корпоративная электронная почта, факсимильная связь, автоматизированные рабочие места, автоматизированные информационные системы управления, «облачные технологии» и технологические возможности проведения видеоконференций.

Корпоративная электронная почта, используемая для коммуникационных взаимодействий, помогает избежать телефонной "некомпетентности", когда один из участников коммуникации отсутствует на месте. В этом заключено важное преимущество, если учесть, что только около одной трети телефонных звонков действительно приводят к контакту с требуемым абонентом. Кроме того, корпоративная электронная почта дает возможность менеджерам извлекать предназначенные для них сообщения в удобное для них время. Появляется возможность тиражировать и направлять одно и то же сообщение сразу многим заинтересованным лицам.

Корпоративная почтовая система.Развертывание почтовой системы обеспечивает сотрудников надежным средством обмена текстовой информацией и документами для решения задач любого масштаба. Кроме того, система позволяет поддерживать общий рабочий календарь, синхронизировать встречи и задачи сотрудников.

Хорошо построенная корпоративная почтовая система обеспечивает следующие функции:

-     поддержка глобальной адресной книги;

-     отправка писем с шифрованием содержимого и электронной подписью;

-     максимальная доступность сервиса и гарантированная сохранность информации;

-     доступ к почтовому ящику с мобильных клиентов, коммуникаторов и через web-интерфейс;

-     планирование встреч в общем рабочем календаре и оповещение их участников.

Факсимильные аппараты.Документы с их помощью могут передаваться в своем оригинальном виде и быстрее, чем другим способом, причем обычно с меньшими затратами.

Автоматизированные рабочие местадают возможность менеджерам получить доступ к базам данных, к текстовым редакторам, экспертным системам, электронной почте. Они существенно сокращают объем рутинных, повторяющихся и утомительных операций, высвобождая значительную часть времени специалиста, занимающегося управленческой деятельностью, для более важных дел.

Проведение видеоконференцийобеспечивает возможность личного общения на значительном расстоянии, экономит время и деньги, обычно затрачиваемые при переездах, а необходимые для управленческой деятельности коммуникационные взаимодействия освобождаются от каких бы то ни было географически-пространственных ограничений.

В современных условиях информационное обеспечение управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения, организации осуществляется с помощью автоматизированных систем управления.

Автоматизированная система управления – информационная система, предназначенная для автоматизированного осуществления управленческих процессов.[1]

«Мощным инструментом автоматизации управления ОУ в Санкт-Петербурге является  автоматизированная информационная система управления (АИСУ) «ПАРАГРАФ».[2]

В АИСУ «ПараГраф» реализован ряд приложений, позволяющих автоматизировать различные процессы, происходящие в образовательном учреждении. Можно сказать, что АИСУ «ПараГраф» – комплекс взаимосвязанных программных модулей (приложений), которые позволяют собирать и накапливать информацию  по сотрудникам, обучающимся, по зданиям и помещениям, правоустанавливающим документам, учебным планам, образовательным программам. АИСУ «ПараГраф» позволяет эффективно использовать собранную в ней информацию для разных целей и для разных участников образовательного процесса. АИСУ «ПараГраф» становится неотъемлемой частью в управленческой деятельности не только ОУ, но и Отдела образования района, Информационно-методического центра и централизованной бухгалтерии.

Программный пакет «1С: ХроноГраф Школа» представляет собой многофункциональную информационную систему администрирования деятельности и является платформой для создания общей информационной базы данных общеобразовательного учреждения.

Программный пакет предоставляет нам широкие возможности для:

-     создания базовой информации, включая информацию общего доступа;

-     автоматизации кадровой работы;

-     систематизации данных об учащихся;

-     автоматизации вопросов планирования и организации учебного процесса;

-     автоматизации административно-финансовой и хозяйственной деятельности;

В программном пакете реализованы возможности формирования разнообразной внешней и внутренней отчетной документации, как установленного государством образца (формы ОШ-1, ОШ-5, ОШ-9, материалы для РИК-76 и РИК-83, формы кадрового учета Т-2, Т-3 и другие),  так и произвольной. Также в программе предусмотрены возможности формирования многообразных печатных (выводных) форм, в том числе в формате MS Excel и HTML.

Крайне популярные  в последнее время термины, использующиеся в IT-среде, –«Облачные технологии» («облака», облачные вычисления, облачные офисы).

Облачный офис – это набор офисных приложений, расположенный в Интернет на серверах компаний-поставщиков данных услуг, для доступа к которым достаточно иметь Web-браузер, причём не только на персональном компьютере, но и на планшете и даже смартфоне.[3]

«Облачные вычисления представляют собой модель повсеместного и удобного доступа к внешним вычислительным ресурсам в виде сервиса посредством Интернет».[4]

Все операции, включая хранение и обработку данных, проходят в виртуальной системе, развёрнутой на серверах в крупных центрах обработки данных (ЦОДах). Компьютер является лишь терминалом, на который поступает информация из виртуальной системы через обычные сервера. Хранение и обработкам информации проводится безграничными ресурсами ЦОДов.

Пользователи облачных офисов получают корпоративную почту с групповыми рассылками и календарём, возможность создавать и редактировать документы online, без использования настольных офисных пакетов, службу мгновенных сообщений, систему для организации аудио-видеоконференций, Web-портал с сайтами, блогами, wikiи многом другим.[5]

Dropboxсервис «облачного» хранения данных наглядно демонстрирует актуальность перехода в «облака». Данный сервис  предоставляет возможность синхронизировать пользовательские данные между несколькими компьютерами (рабочим, домашним и переносным и т.д.) и основным сервером, что обеспечивает гарантию сохранения файла и удобство работы. На основном сервере хранятся несколько последних версий изменённых файлов. При необходимости пользователь имеет возможность «откатиться» на более раннюю версию файла. Удалённые пользователем файлы можно восстановить на протяжении некоторого времени с основного сервера.

«Облачный» сервис GoogleAppsпредставляет собой набор сетевых сервисов, обеспечивающих совместную работу всех пользователей, входящих в сообщество.[6]Основной пакет приложений, входящих в базовый комплект  GoogleAppsдля образовательных учрежденийвключает:

-     почтовый сервис Gmail(электронная почта);

-     клиент обмена мгновенными сообщениями Google Talk;

-     календарь Google Calendar (Календарь);

-     средства для работы с документами и электронными таблицами GoogleDocs(документы совместного редактирования);

-     Сайт Google;

-     Поисковая система;

-     GBlogger (Блог);

-     Google Videoдля образования.

 

Коммунальные ИТ-услуги

Рисунок 4. Пакет приложений  GoogleApps

 

Использование сервиса GoogleAppsдля учебных заведений позволяет решать проблемы информационного сопровождения ежедневного управления, совместного редактирования документов, хранения и искажения информации в ходе передачи от пользователя к пользователю.

С помощью Google Driveруководитель ОУ и с другие пользователи (сотрудники) могут совместно работать в режиме реального времени, например над финансовыми документами, отчётами или проектами.  Google Driveпредоставляет широкие возможности для совместной работы над документами.

Для того чтобы сделать работу с документами как можно более удобной и продуктивной для группы сотрудников, доступны следующие возможности:

 

управление версиями
 документа

 

управление доступом
 к документу

Промежуточные версии документа создаются системой автоматически довольно часто и, кроме того, каждый раз, когда пользователь сохраняет документ.

Доступна функция сравнения двух выбранных версий, что позволяет легко отслеживать изменения, которые были внесены очередным редактированием документа.

Можно приглашать пользователей системы к совместной работе с документом, указывая, какие права даются пользователю: только просмотр документа или редактирование.

Дополнительные возможности позволяют пользователю, приглашенному работать с документом, в свою очередь приглашать других пользователей.

Люди, которые одновременно работают с документом, могут устраивать чат для обсуждения изменений в документе, которые будут видны всем участникам обсуждения. Доступна возможность публикации документа с постоянным адресом, что дает возможность любому сотруднику домена получать доступ к документу (например, после того, как все изменения сделаны и одобрены, документ публикуется для всеобщего ознакомления).

Кроме того, существует возможность архивирования документов, которые уже приведены в их финальное состояние, но еще могут понадобиться.

 

Совместная работа с документами в Google Apps организована на высоком уровне, достаточном для того, чтобы работать с документами и быстро и эффективно получать доступ к общей информации.

Сетевой офис Google Driveпозволяет создавать и редактировать текстовые документы, таблицы, блок-схемы. Управление документами осуществляется также просто, как и в привычных текстовых и табличных редакторах. Одним из серьезных преимуществ редактирования удаленных документов является возможность одновременной работы нескольких пользователей с ним.

Средствами Google Driveможно также решить проблему информационного сопровождения ежедневного управления. Можно создать именной файл педагогического или административного работника, разрешить редактирование файла всем членам администрации. Это позволит сконцентрировать все поручения руководителя ОУ в персональном файле работника и исключит потери и искажения информации при ее передаче.

Совместное редактирование документов.При применении сетевых документов существенно упрощается подготовка таких важнейших для школы документов, как программа развития, образовательная программа, публичный отчет школы и т. д. Автор документа получает оперативную возможность учитывать мнение всех участников. Руководитель учреждения получает возможность в режиме реального времени следить за ходом подготовки документа.

Создание общешкольных отчетов.При необходимости формирования общешкольного отчета, можно использовать сетевой табличный процессор офиса Google. Автором документа создается таблица, доступ к которой предоставляется всем работникам, участвующим в формировании отчета. Преимущество такого подхода в том, что автору документа не требуется вручную сводить разрозненные отчеты отдельных работников. При этом снижается также вероятность искажения данных при заполнении отчета и формировании сводного отчета, неизбежные при традиционном способе создания общешкольных отчетов.

В настоящее время доступна возможность работы со следующими типами файлов: документы Word и Excel, документы OpenOffice, RTF, HTML и текстовые документы. Такой набор поддерживаемых форматов обеспечивает пригодность сервиса для широкого круга пользователей. Результаты работы могут быть сохранены как на локальный компьютер, так и оставлены на хранение на сервере. Таким образом, для полноценной работы с документами достаточно просто иметь доступ к сервису Google Apps из любой точки мира, с любого компьютера.

Все большую популярность набирают сервис Blogger.

Ведение блога административными и педагогическими работниками решает одну из актуальных задач управления школой – организация каналов обратной связи.

Блог руководителя ОУ предоставит ему трибуну для публичного высказывания по важнейшим вопросам. Родителям очень важно слышать прямую речь директора. Как показывает практика, существенная часть претензий родителей к школе вызвана искажениями при передаче информации. Блог директора также позволит напрямую узнать мнение заинтересованных родителей по тому или иному обсуждаемому вопросу

Данные виды услуг доступны в реальном времени через Интернет и заметно расширяют существующие IT-возможности.

Очень удобное средство планирования личного рабочего времени – календарь Google Calendar. В условиях глобальной интеграции Google Calendar позволяет планировать не только свое рабочее время, но и учитывать рабочее время и задачи коллег. С помощью Google Calendarруководитель ОУ может легко управлять всеми совещаниями, встречами и мероприятиями. Он получает персональный календарь для отслеживания и публикации собственного графика. Google Calendarдаёт возможность просматривать графики сотрудников и приглашать их на совещания. В Google Calendarможно создавать дополнительные календари, (например чтобы контролировать работу творческих групп или уведомлять коллег о массовых мероприятиях).

Основные возможности календаря в Google Apps:

-     создание событий, для каждого из которых можно определить название события, время и продолжительность;

-     определение состава участников и проверка их занятости во время события;

-     установка напоминаний о событиях;

-     просмотр чужих календарей;

-     работа с календарем на мобильных устройствах;

-     управление доступом к календарям и так далее.

Комбинируя вышеперечисленные возможности можно создавать в рамках школьного сетевого офиса календари двух типов: календари направлений деятельности и календари занятости.

Календари направлений деятельности.К этому типу календарей можно отнести, например, календарь  «График проведения административных работ». Количество направлений определяется содержанием образовательной программы и программы развития образовательного учреждения.

Календари занятости. Второй тип календарей позволяет оптимизировать использование имеющихся в школе ресурсов. В частности, очень удобно планировать занятость дефицитных помещений.

Данные виды услуг доступны в реальном времени через Интернет и заметно расширяют существующие IT-возможности.

Для эффективного использования всех вышеизложенных технологий и средств учреждение должно быть обеспечено локальной сетью с постоянным доступом в глобальную сеть Интернет. Локальная сеть может быть построена как  с помощью проводных так и с помощью беспроводных технологий.

Беспроводные (Wi-Fi) сети – это сети, построенные на технологиях передачи данных посредством радиоволн без использования кабельной инфраструктуры.

Внедрение сети Wi-Fi позволяет решить следующие задачи:

-     обеспечение сотрудников ОУ качественной и экономичной мобильной связью по всему зданию ОУ;

-     обеспечение доступа к ресурсам корпоративной сетевой инфраструктуры и к сети Интернет всем сотрудникам, включая мобильных (не имеющих стационарного рабочего места);

-     подключение к корпоративной сетевой инфраструктуре рабочих мест, прокладка сетевого кабеля к которым затруднена, невозможна или экономически нецелесообразна.

-     обеспечение гостей ОУ высококачественным мобильным доступом в сеть Интернет в конференц-зале, актовом зале, канцелярии, учительской;

-     оперативная организация временных рабочих мест для проведения мероприятий;

-     внедрение системы беспроводного видеонаблюдения;

-     организация точки публичного беспроводного Wi-Fi-доступа к сети Интернет.

Преимущества использования беспроводных сетей

1.                Быстрота развертывания за счет исключения кабельной инфраструктуры.

2.                Высокая пропускная способность, сравнимая с пропускной способностью проводной сетевой инфраструктуры.

3.                Возможность перемещения по зоне покрытия без обрывов связи.

Нельзя не отметить следующие достоинства облачных вычислений:

-     уход от необходимости приобретения максимально «мощных» компьютеров для пользователей, так как связь с «облаком» и, соответственно, получение  всех услуг происходит через веб-интерфейс с помощью интернет-браузера. Пользователи могут использовать наряду с обычными компьютерами более компактные и удобные нетбуки;

-     невиданная свобода по выбору платформы: в зависимости от управленческой задачи пользователь может получить возможность  работы в привычной Windows, модной MacOS или свободной Linux;

-     уменьшение затрат и увеличение эффективности IT-инфраструктуры образовательного учреждения; переход на «облачные» сервисы в Интернет позволяет сократит затраты на оборудование и обслуживание школьных серверов;

-     сокращение затрат на обслуживание IT- инфраструктуры и программного обеспечения;

-     практическое увеличение доступных вычислительных мощностей и объёма хранимых данных;

-     контролируемость используемых ресурсов и объёма работы пользователей в облаке.

-     Однако нужно помнить и об имеющихся на сегодняшний день недостатках «облачных вычислений»:

-     отсутствие нормативной и регламентирующей базы применения облачных технологий в образовании;

-     необходимость постоянного и достаточно «широкого» соединения с глобальной сетью Интернет;

-     ограниченная функциональность программного обеспечения в Интернет по сравнению с локальными аналогами.

-     Однако нужно помнить и об имеющихся на сегодняшний день недостатках «облачных вычислений»:

-     отсутствие нормативной и регламентирующей базы применения облачных технологий в образовании;

-     необходимость постоянного и достаточно «широкого» соединения с глобальной сетью Интернет;

-     ограниченная функциональность программного обеспечения в Интернет по сравнению с локальными аналогами.

 



[1] С. 15, Е.Е.Степанова, Н.В. Хмелевская Информационное обеспечение управленческой деятельности, М.: ФОРУМ-ИНФРА – М, 2004.

[2]Никифорова М.А. Информационные технологии для новой школы. Материалы конференции. Т.2. Использование АИСУ «ПАРАГРАФ» в контроле качества и оценке результатов обучения: из опыта работы. – СПб.: ГБОУ ДПО ЦПКС «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2012. – с.127

 

[3]Туманов И.А. Информационные технологии для Новой школы. Мат-лы конференции. Том 3. – СПб.: ГБОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2013. – с.65

[4]Федосов А.Б. Информационные технологии для новой школы. Материалы конференции. Т.2. «Облака»: сказка о будущем или насущная реальность. – СПб.: ГБОУ ДПО ЦПКС «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2012. – с.127

[5] Туманов И.А. Информационные технологии для Новой школы. Мат-лы конференции. Том 3. – СПб.: ГБОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2013. – с.65

[6] Ярмахов Б.Б. «1 ученик: 1 компьютер» - образовательная модель обучения в школе Москва, 2012 – с.147.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»