Об управлении качеством школьного образования
Чернова Ирина Николаевна,
директор ГБОУ СОШ №494
Выборгского района Санкт-Петербурга
Идея внедрения систем качества, способствующих повышению стабильности и уровня качества образовательных услуг, широко распространилась в мировой практике. Однако проблемы в концепции, терминологии и методологии стандартов качества затрудняют внедрение работающих систем качества и их понимание как одного из необходимых факторов обеспечения качества, наряду с материальной базой и персоналом. Положение усугубляется безответственностью части организаций, в результате чего во многих организациях эти системы остались на бумаге.
Тем не менее, внедрить эффективно работающую систему качества можно. Для этого нужно использовать возможности приспособления стандарта ИСО 9001 к особенностям организации и здравый смысл в трактовке его требований, а также — положения науки управления (менеджмента).
В результате может быть создана система качества, с помощью которой при наличии необходимой материальной базы, технологии и персонала, можно организовывать и проводить эффективную работу, повышая стабильность и уровень качества образования, а значит — и его конкурентоспособность.
Однако без переработки семейства стандартов ИСО 9000, разработанное для помощи внедрять эффективные системы менеджмента качества и обеспечивать их функционирование на основе обоснованных и подтверждённых практикой принципов управления и обеспечения качества, без устранения ошибок в терминологии не удастся преодолеть кризис этих стандартов. Скорее всего это приведёт к тому, что кризис их использования станет необратимым.
При разработке анкеты мы исходили из следующих терминов:
- образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
- качество образования — интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям;
- оценка качества образования — определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса и образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям;
- внутришкольная система оценки качества образования — целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления школой, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих качество образования;
- экспертиза — всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности.
Представленные ниже анкеты, являясь элементом, частью системы оценки качества образования могут быть полезны при создании целостной системы оценки качества образования в школе.
Анкеты для проведения оценки уровня удовлетворенности субъектов образовательного процесса
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Инструкция:
Уважаемые родители! Администрация школы с целью повышения эффективности работы проводит изучение уровня удовлетворенности качеством деятельности образовательного учреждения.
Организация анкетирования:
До проведения анкетирования классный руководитель на доске пишет варианты ответов:
(+) - удовлетворён; (0) – трудно сказать; (-) – не удовлетворён.
Родителям раздаются чистые листки бумаги. На этом листке родители указывают класс. Свои данные родители не указывают.
Затем классный руководитель читает № показателя и его содержание. Родители на листке пишут только номер показателя и выбранный вариант ответа, например, 1.+ или 1-.
После ответов необходимо дать возможность желающим написать свои пожелания
Анкеты оценки удовлетворенности качеством образования
Варианты Оценки: (+) - удовлетворён; (0) – трудно сказать; (-) – не удовлетворён.
№ |
Содержание показателя |
Оценка |
1 |
Материально-техническая оснащенность класса и школы |
+ / 0 / - |
2 |
Обеспеченность учебными пособиями |
+ / 0 / - |
3 |
Качество учебной работы и основных учебных занятий (уроков) |
+ / 0 / - |
4 |
Качество воспитательной работы и внеклассных, внеурочных мероприятий (экскурсии, праздники и т.п.) |
+ / 0 / - |
5 |
Качество взаимодействия учителей с Вашим ребёнком |
+ / 0 / - |
6 |
Качество взаимодействия классного руководителя с Вашим ребёнком |
+ / 0 / - |
7 |
Качество взаимодействия (взаимоотношения) в классном коллективе |
+ / 0 / - |
8 |
Качество взаимодействия учителей с Вами |
+ / 0 / - |
9 |
Качество взаимодействия классного руководителя с Вами |
+ / 0 / - |
10 |
Качество взаимодействия администрации с Вами |
+ / 0 / - |
11 |
Обеспечение безопасности |
+ / 0 / - |
12 |
Качество питания |
+ / 0 / - |
13 |
Качество спортивно-оздоровительной работы |
+ / 0 / - |
14 |
Качество оказания бесплатных дополнительных образовательных услуг, занятий, внеурочной деятельности |
+ / 0 / - |
15 |
Качество оказания платных дополнительных образовательных услуг |
+ / 0 / - |
Ваши пожелания
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
АНКЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
Инструкция:
Уважаемые учителя! Администрация школы с целью повышения эффективности образовательной деятельности проводит изучение уровня удовлетворенности условиями образовательной деятельности.
Для этого предлагается ответить на вопросы анкеты в столбце «Ответ». После ответов в графе «Ваши пожелания» желательно внести свои предложения по улучшению условий образовательной деятельности.
Варианты ответов:
(+) - удовлетворён; (0) – трудно сказать; (-) – не удовлетворён.
№ |
Содержание показателя |
Ответ |
1 |
Материально-техническая оснащенность |
|
2 |
Доступность информации и методических материалов |
|
3 |
Условия для учебной работы и основных учебных занятий |
|
4 |
Условия для воспитательной работы и внеклассных, внеурочных мероприятий |
|
5 |
Условия для оказания бесплатных дополнительных (образовательных услуг (консультации, дополнительные занятия и т.п.) |
|
7 |
Условия для оказания платных дополнительных образовательных услуг |
|
8 |
Условия для здоровьесбережения |
|
9 |
Условия для взаимодействия с учащимися |
|
10 |
Условия для взаимодействия с учителями |
|
11 |
Условия для взаимодействия с родителями учащихся |
|
12 |
Условия для взаимодействия с администрацией |
|
13 |
Условия безопасности |
|
14 |
Условия питания |
|
15 |
Ваши пожелания:
|
АНКЕТА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Инструкция:
Уважаемые старшеклассники! Скоро вы покинете школу и самое время администрации и педагогам узнать, насколько Вы удовлетворены обучением в школе.
Для этого Вам предлагается ответить на вопросы анкеты в столбце «Ответ». Варианты ответов:
(+) - удовлетворён; (0) – трудно сказать; (-) – не удовлетворён.
После ответов в графе «Ваши пожелания» желательно внести свои предложения по улучшению школьной жизни.
№ |
Содержание показателя |
|
1 |
Материально-техническая оснащенность класса и школы |
|
2 |
Обеспеченность учебными пособиями |
|
3 |
Качество учебной работы и основных учебных занятий |
|
4 |
Качество воспитательной работы и внеклассных, внеурочных мероприятий |
|
5 |
Качество взаимодействия с учителями |
|
6 |
Качество взаимодействия с классным руководителем |
|
7 |
Качество взаимодействия в классном коллективе |
|
8 |
Качество взаимодействия с администрацией |
|
9 |
Условия безопасности |
|
10 |
Качество питания |
|
11 |
Качество спортивно-оздоровительной работы |
|
12 |
Качество оказания бесплатных дополнительных образовательных услуг |
|
13 |
Качество оказания платных дополнительных образовательных услуг |
|
Эмоционально-ценностное отношение к предметам (+) - нравится; (0) – трудно сказать; (-) - не нравится |
||
|
9 класс: предметы |
11 класс: предметы |
14 |
|
|
15 |
|
|
16 |
|
|
17 |
|
|
18 |
|
|
19 |
|
|
20 |
|
|
21 |
|
|
22 |
|
|
23 |
|
|
24 |
|
|
25 |
|
|
26 |
|
|
27 |
|
|
28 |
|
|
29 |
|
|
30 |
|
|
Ваши пожелания
|