О компетентности руководителя образовательного учреждения
Чернова Ирина Николаевна,
директор ГБОУ школы №494
Выборгского района Санкт-Петербурга
В последнее время понятие «компетентность», «компетенция» все чаще появляются на страницах педагогических изданий, посвященных школьному, вузовскому, последипломному образованию. В переводе с латинского – competentia – означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обосновано судить об этой области и эффективно действовать в ней.директор ГБОУ школы №494
Выборгского района Санкт-Петербурга
Понятие «компетентность» теоретически рассматривается и строится нами по системно-структурному принципу, когда различаются действия субъектов во вне (с объектами) и действия с самим собой (внутрисубъектные). Компетентность – это квинтэссенция целевых, содержательных, смысловых, творческих, эмоциональных, ценностных характеристик личности.
В качестве информационно-деятельностной категории системную модель компетентностии можно представить в виде четырех взаимосвязанных компонент :
- теоретико-информационной / когнитивной - система знаний, относящихся к определенной области действительности (компетентностные знания)
- деятельностно-практической / опытной - система (компонентностных) умений и навыков, реализованных на практике и связанных с результатом деятельности и освоением нового набора (системы) умений и знаний (творческая деятельность)
- ценностно-целевой / мотивационно- аксиологический компонент – система ценностей и целей, определяющая то, каким образом осуществляется решение реальных проблем, адаптация к новым ситуациям.
В современной практике термин «профессиональная компетентность» чаще всего определяет способность работника выполнять задачи в соответствии с заданными стандартами.
В подходах к пониманию составляющих компетентность профессиональных компетенций, можно выделить два основных направления толкования понятия компетенции:
- способность человека действовать в соответствии со стандартами;
- характеристики личности, позволяющие ей добиваться результатов в работе.
Существует несколько подходов к описанию компетенций. Первый можно условно назвать «функциональным», поскольку он основан на описании задач и ожидаемых результатов, а второй - «личностным», так как в фокусе - качества человека, обеспечивающие успех в работе.
В рамках первого подхода компетенции руководителя ОУ определяются в соответствии с Законом об образовании и Уставом образовательной организации. К профессиональным компетентностям руководителя образовательного учреждения относятся:
Способность применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности,
Способность применять современные методики и технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам,
Способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учётом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся
Готовность обеспечить безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, труда работников организации
Готовность к управлению коллективом с соблюдением прав и свобод обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации
Способность к нормотворчеству
Способность к планированию и реализации планов развития материально-технической базы
Способность вести финансовую и хозяйственную деятельность, формировать отчётную документацию
Способность разрабатывать штатное расписание
Способность к реализации эффективной кадровой политики
Способность проектировать образовательное пространство
Способность разработать программу развития ОУ
Способность организовать приём обучающихся в ОУ
Способность осуществлять экспертизу учебников и учебных пособий
Способность организовать текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Способность обеспечить создание и функционирование системы учёта индивидуальных результатов освоения обучающимися образовательных программ
Способность использовать современные методы и технологии обучения и воспитания
Способность проектировать системы оценки качества образования, организовать проведение самообследования
Готовность к обеспечению необходимых условий содержания обучающихся
Готовность к обеспечению охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников
Готовность поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность
Готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования
Готовность придерживаться демократического стиля управления, государственно-общественного характера управления
Готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приёмов обучения, к анализу результатов процесса и их использованию
Способность организовать и провести конференцию, семинар
«Способность», в данном случае понимается не как «предрасположенность», а как «умение». «Способен» т. е. «умеет делать».
Важнейшим видом управленческого труда является управленческое решение, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, которые обеспечивают реализацию управленческих задач.
Процесс разработки Программы развития является, по сути, процессом принятия стратегического управленческого решения. Действия на каждом этапе процесса принятия управленческого решения представлены в таблице:
Этапы принятия управленческого решения при разработке программы развития ОУ
Фаза | Содержание фазы |
1. Сбор информации о возможных проблемах |
Наблюдение за внутренней средой организации Наблюдение за внешней средой |
2. Выявление и определение причин возникновения проблемы |
Описание проблемной ситуации Выявление организационного звена, где возникла проблема Формулировка проблемы Оценка ее важности Выявление причин возникновения проблемы |
3. Формулирование целей решения проблемы |
Определение целей организации Формулировка целей решения проблемы |
4. Обоснование стратегии решения проблемы |
Детальное описание объекта Определение области изменения переменных факторов Определение требований к решению Определение критериев эффективности решения Определение ограничений |
5. Разработка вариантов решения |
Декомпозиция задачи на подзадачи Поиски идей решения по каждой подзадаче Построение моделей и проведение расчетов Определение возможных вариантов решения по каждой подзадаче и подсистеме Обобщение результатов по каждой подзадаче Прогнозирование последствий решений по каждой подзадаче Разработка вариантов решения всей задачи |
6. Выбор лучшего варианта | Анализ эффективности вариантов решения Оценка влияния неуправляемых параметров |
7. Корректировка и согласование решения |
Проработка решения с исполнителями Согласование решения с функционально взаимодействующими службами Утверждение решения |
8. Реализация решения | Подготовка рабочего плана реализации Реализация рабочего плана Внесение изменений в решение в ходе реализации Оценка эффективности принятого и реализованного решения |
Выводы
Системно-деятельностный подход, толкование понятия компетенции как способности человека действовать предполагает использование соответствующих методов диагностики уровней выраженности компетенции.
Приоритетными становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание своего информационного продукта.
В качестве таких продуктов, созданных руководителями образовательных учреждений можно рассматривать Программу развития образовательного учреждения, публикации руководителя образовательного учреждения.
Анализ и защита Программы развития, опубликованной на сайте образовательного учреждения, позволяет диагностировать компетентность руководителя образовательного учреждения как на «функциональном» уровне, поскольку она отражает степень и уровень решения задач и ожидаемых результатов, предусмотренных Законом об образовании и Уставом образовательной организации, так и на «личностном», поскольку отражает качество / уровень действий в процессе принятия стратегического управленческого решения - важнейшего вида управленческого труда.
Литература
1.Горшков А.С. Требования к профессиональной компетенции современного руководителя в контексте реализации ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». СПбАППО. 2016.
1. Волков В.Н, Гришина И.В. Методические рекомендации по разработке программы развития образовательного учреждения Санкт-Петербурга на период до 2020 года. СПб. АППО.2015